Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Социализация детей с задержкой психического развития в среду нормально развивающихся сверстников

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Сущность процесса социализации и адаптации ребенка к социуму. Условия полноценной социализации детей дошкольного возраста. Характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Базовая задача психологической реабилитации.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным [9, 3].

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое ?Я? среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. [7,72] Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.

По мнению Л.С.Выготского физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего личностного развития, нарушает ?нормальное врастание ребенка в культуру?.

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60 % относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации в силу имеющихся нарушений в развитии. Особое место среди дошкольников с нарушениями развития занимает задержка психического развития (ЗПР). [21, 6] Как правило, включение таких детей в социальную жизнь происходит болезненно. Психологи, медики, изучающие детей с задержкой психического развития, отмечают, что у них значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезадаптивными формами взаимодействия -- отчуждением, избеганием или конфликтом (В. В. Ковалев, И. А. Коробейников, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, Л. М. Шипицина и др.). Педагоги обращают внимание на то, что самая трудная педагогическая проблема в работе с этими детьми -- их социализация. [27, 9] Ребенок с ЗПР с трудом выделяет сверстника в качестве объекта для взаимодействия, длительное время усваивает правила поведения, не проявляет инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми. [11, 16]

Специфические особенности социализации детей, имеющих ЗПР, позволяют включить данную категорию детей в так называемую группу социального риска. Поэтому проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с ЗПР, овладения ими коммуникативными умениями и навыками приобретает особую значимость.

Задержка психического развития в значительной мере связана с социальным фактором и зачастую временна (имеет место тенденция в сторону полной реабилитации). Темп и качество реабилитации во многом зависит от внешних факторов, в частности, от влияния общества. Само общество уже подошло к изменению своего отношения к детям этой категории. Дети с ЗПР могут и должны обучаться и воспитываться вне изолированных коррекционных учреждений. Пребывание в них ограничивает возможность контактов с нормально развивающимися сверстниками, отрывает детей от социума, лишает возможности ориентироваться на нормальное развитие и затрудняет формирование их готовности к преодолению жизненных трудностей, что, в последствие, нарушает социальную адаптацию и реабилитацию.

Большинство ученых и практиков признает, что для успешного решения проблемы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии необходимо проводить их социальную адаптацию в условиях интеграции.

Дошкольное детство является наиболее сензитивным периодом в развитии ребенка, так как расширяются границы жизни: ребенок входит в различные общества, становится членом более широкой социальной группы. Это обстоятельство диктует необходимость работы над качеством социальной адаптации детей с ЗПР на ранних стадиях. Для этого необходимо решение ряда задач:

- выявить контингент референтной группы общения для дошкольников с ЗПР;

- выявит уровень осознания межличностных отношений и что в них ценного. [27, 9].

Концепции социализации личности рассматривались в западной философии и психологии такими учеными как Дж.Дьюи, В.Кукартц, А.Маслоу, Ж.Пиаже, З.Фрейд, Э.Эриксон, П.Фулкье.

В отечественной науке вопросами социализации в общей системе формирования нового человека занимались Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, П.Ф.Каптерев, Л.С.Выготский, А.В.Мудрик, В.С.Мухина и др.

Актуальность исследования обусловлена существующим противоречием между многолетней практикой воспитания и обучения детей с проблемами в психическом развитии в специализированных учреждениях и возникшей принципиальной необходимостью социализации этих детей через раннюю интеграцию в социум. Стремление найти пути разрешения этого противоречия и определили проблему нашего исследования.

Объект исследования: процесс социализации детей с задержкой психического развития.

Предмет исследования: социализация детей с задержкой психического развития в среду нормально развивающихся сверстников через межличностное общение.

Цель исследования: теоретически обосновать условия для социализации дошкольников с задержкой психического развития.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности процесса социализации детей дошкольного возраста.

2. Изучить условия социализации детей дошкольного возраста.

3. Изучить особенности развития детей с задержкой психического развития.

4. Рассмотреть средства социализации детей с задержкой психического развития.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

§1. Сущность процесса социализации дошкольников

Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни. [3, 25].

По мнению Ф.А.Мустаевой социализация - это процесс развития человека во взаимодействии его с окружающим миром. [18, 65]

Л.В.Мардахаев определяет социализацию как процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта. [15, 43]

Рассматривая проблему социализации и ее соотношение с воспитанием, А.В.Мудрик определяет ее как развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. [17, 6]

В психологическом словаре социализация рассматривается как процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте. [22,62]

М.А.Галагузова определяет процесс социализации ребенка как процесс «вхождения» ребенка в общество, приобретения им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения). [2]
Социализация ребенка -- процесс длительный и очень сложный. С одной стороны, любое общество, прежде всего само заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок, приняв и усвоив систему социальных и нравственных ценностей, идеалы, нормы и правила поведения, смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом. С другой стороны, на формирование личности ребенка большое влияние оказывают и разнообразные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в окружающей жизни. [2]

А.В.Мудрик рассматривает процесс социализации как совокупность четырех составляющих:

- стихийная социализация человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни, общества, содержания, характер и результаты которой определяются социально-экологическими и социокультурными реалиями;

- относительно направляемая социализация, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных групп (определяя обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т.д.);

- относительно социально контролируемая социализация - планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека (воспитания);

- более или менее сознательное самоизменение человека, имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор (самостроительство, сомосовершенствование, саморазрушение), в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни?.[17, 6]

Содержание процесса социализации, по мнению А.В.Мудрика, зависит от успешного овладения людьми полоролевой социализацией, их желания участвовать в социальной и экономической жизни, создать семью, быть законопослушными гражданами.

А.В.Мудрик выделяет следующие задачи социализации:

- естественно-культурные - достижение на каждом возрастном эта...

Другие файлы:

Особенности внимания у детей с задержкой психического развития
Проблема обучения детей с задержкой психического развития дошкольного возраста, их психолого–педагогическая характеристика, специфика внимания. Органи...

Особенности внимания у детей с задержкой психического развития
Внимание как психический процесс. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Выявление особенностей...

Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в игре
Понятие и классификации задержки психического развития. Особенности личности детей с задержкой психического развития. Экспериментальное исследование р...

Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Физиологические основы и особенности формирования развития мелкой моторики рук. Характеристика детей с задержкой психического развития. Роль дидактиче...

Игровая деятельность младших школьников с задержкой психического развития
Особенности развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Психологические основы игры данной категории детей. Определе...