Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Развитие познавательной активности учащихся 5-6 классов при обучении теме "Основы компьютерной графики" на примере использования графического редактора GIMP

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Понятие и проблема развития познавательной активности учащихся. Влияние некоторых психических процессов на развитие познавательной активности учащихся 5–6 классов. Особенности организации обучения информатике. Использование графического редактора GIMP.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Дипломная работа

По теме: «Развитие познавательной активности учащихся 5-6 классов при обучении теме «Основы компьютерной графики» на примере использования графического редактора GIMP»

Оглавление

Введение

Глава 1. Развитие познавательной активности учащихся 5-6 классов на уроках информатики

§ 1. Понятие познавательной активности. Проблема развития познавательной активности в научно-педагогической литературе

§ 2. Влияние некоторых психических процессов на развитие познавательной активности учащихся 5-6 классов

§ 3. Особенности организации обучения информатике с целью развития познавательной активности

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие познавательной активности учащихся 5-6 классов при обучении теме «Основы компьютерной графики» на примере использования графического редактора GIMP

§ 1. Требования, предъявляемые к системе задач, способствующих развитию познавательной активности учащихся 5-6 классов при обучении теме «Основы компьютерной графики»

§ 2. Система заданий, способствующая развитию познавательной активности учащихся 5-6 классов при обучении теме «Основы компьютерной графики» на примере использования графического редактора GIMP

§ 3. Методические особенности применения системы заданий, способствующей развитию познавательной активности учащихся 5-6 классов при обучении теме «Основы компьютерной графики» на примере использования графического редактора GIMP

§ 4. Экспериментальная проверка системы заданий по теме «Основы компьютерной графики» на примере использования графического редактора GIMP

Выводы по второй главе

Заключение

Библиография

Введение

Процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощённым в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру, принято называть образованием.

Образовательный процесс имеет сложную структуру и многочисленный ряд задач, одной из которых является развитие познавательной активности учащихся. Данная задача может быть успешно реализована на уроках информатики в специально созданных для этого условиях.

В современной общеобразовательной школе информатика является самым динамично развивающимся предметом: формируется концепция непрерывного курса информатики, вносятся корректировки в содержание курса, меняется аппаратно-программное обеспечение курса. Учитель информатики должен непрерывно повышать свою квалификацию в области организационно-правовых, содержательно-методических и технико-технологических аспектов преподавания информатики в школе.

Важным требованием построения непрерывного курса информатики является обеспечение его единства и целостности на всех ступенях обучения. Основными принципами отбора содержания по информатике и ИКТ для изучения в 5-6 классах должны быть:

· целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается / продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (основной курс) и 10-11 классах;

· научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);

· практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;

· дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах. Если для других дисциплин это желательный путь, то для информатики -- просто необходимость.

· развивающее обучение -- обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы, развития познавательной активности и т.д.

Педагогическое осмысление проблемы развития познавательной активности на уроках информатики и ИКТ позволило выявить ряд противоречий, разрешение которых будет способствовать повышению эффективности развития познавательной активности учащихся:

• между высоким уровнем требований, предъявляемых в информатике и ИКТ к мыслительным операциям учащихся и разным уровнем подготовки учащихся к познавательной деятельности;

• между общепринятым мнением об информатике, как о предмете игровом и легком (что приводит зачастую к завышенной самооценке учащихся) и теоретической сложностью предмета;

• между разным начальным уровнем подготовки учащихся и едиными требованиями программы обучения.

Разрешение этих противоречий наиболее удачно проходит при изучении линии «Основы компьютерной графики».

Традиционно считается, что деятельность рисования близка детям младшего и среднего школьного возраста. Причем это убеждение многими педагогами «проецируется» и на рисование на компьютере. Действительно, компьютеры, снабженные разнообразными графическими пакетами, позволили к традиционным способам работы с изображениями добавить принципиально иные, быстрые и удобные способы создания и обработки рисунка, живописи, графики. Продуманная организация учебного процесса позволяет задействовать потенциал средств компьютерной графики для решения общих задач обучения, развития и воспитания школьников.

Несмотря на многообразие доступных графических программ, для постижения азов компьютерной графики очень часто используется графический редактор Paint, работа с которым предусматривается известными авторами современных программ по информатике для учащихся 5-6 классов: Босовой Л.Л. и Макаровой Н.В. На наш взгляд в связи с постоянным развитием информатики, её внедрением в начальную школу, а также в связи с переходом в ближайшем будущем российских школ на бесплатное программное обеспечение семейства Linux, в настоящее время разумнее изучать основы компьютерной графики на примере свободно распространяемого и постоянно развивающегося графического редактора GIMP.

Очень важно так организовать работу, чтобы учащиеся освоили не разрозненные инструменты и отдельные приемы создания конкретных графических изображений в определенном графическом редакторе, а усвоили общие принципы создания и обработки графических изображений с помощью средств информационных и коммуникационных технологий.

Все вышеперечисленные критерии содействуют учителю информатики в развитии познавательной активности учащихся 5-6 классов.

Проблема нашего исследования заключается в необходимости развития познавательной активности школьников 5-6 классов на основе организации учебной деятельности с использованием специальной системы заданий, определения принципов её создания и использования при изучении «Основ компьютерной графики».

Объектом нашего исследования является развитие познавательной активности учащихся 5-6 классов на уроках информатики.

Предметом исследования является построение системы заданий, направленных на развитие познавательной активности.

Цель исследования: разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка системы заданий по теме «Основы компьютерной графики», направленных на развитие познавательной активности школьников.

Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Изучить природу познавательной активности учащихся.

2. Выделить методические особенности преподавания темы «Основы компьютерной графики» в курсе информатики 5-6 классов.

3. Разработать систему заданий по теме «Основы компьютерной графики», использование которых в 5-6 классах будет обеспечивать развитие познавательной активности учащихся.

4. Проверить влияние разработанной системы задач по теме «Основы компьютерной графики» в 5-6 классах на развитие познавательной активности учащихся.

Гипотеза исследования состоит в том, что тема «Основы компьютерной графики» в системе обучения информатике в 5-6 классах будет способствовать развитию познавательной активности учащихся, если: содержание и методы обучения в рамках изучения преподавания данной темы будут определяться специально разработанной системой задач, обеспечивающей формирование интеллектуальной и практической деятельности.

Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы были использованы методы теоретического анализа (изучение и систематизация философской, психолого-педагогической, методической и научно-тех...

Другие файлы:

Развитие познавательной активности учащихся 5-6 классов при обучении теме "Основы компьютерной графики" на примере использования графического редактора GIMP
Влияние психических процессов на развитие познавательной активности учащихся. Обучение информатике учащихся 5-6 классов с целью развития познавательно...

Применение компьютерной графики в рекламе
Возможности применения растровой, векторной и фрактальной компьютерной графики. История создания рекламы. Использование интерактивных графических сист...

Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии
Познавательная активность учащихся как педагогическая категория. Методы, способствующие развитию познавательной активности учащихся на уроках биологии...

Развитие познавательной активности учащихся средствами игровых технологий на уроках географии
Формирование познавательной активности учащихся как психолого-педагогическая проблема. Роль современного географического образования и использование и...

Создание видео-лекции "Графический редактор Gimp"
История создания GIMP и особенности программы. Сравнение векторной и растровой графики. Определение основных понятий: цветовые модели, разрешение изоб...