Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Психолого-педагогические условия физического развития и воспитания детей дошкольного возраста

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Анализ психолого-педагогической литературы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении. Нетрадиционные системы в воспитании и оздоровлении.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Управление начального профессионального образования Томской области

Областное государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

"СЕВЕРСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ"

(ОГОУ СПО "СПК")

КУРСОВАЯ РАБОТА

Психолого-педагогические условия физического развития и воспитания детей дошкольного возраста

Выполнила: ст-ка Кириченко Ж.П.

Гр. В 113/1

Преподаватель: Миронец Н.М.

СЕВЕРСК 2014

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста
  • 1.1 Научный вклад исследователей в развитии теории и практики физического воспитания детей дошкольного возраста
  • 1.2 Особенности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста ДОУ
  • 2.1 Основные понятия теории дошкольного воспитания
  • 2.2 Система физического воспитания в дошкольных учреждениях
  • 2.3 Задачи физического воспитания
  • Глава 3. Нетрадиционные системы в воспитании и оздоровлении дошкольников
  • Комплекс упражнений
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворении потребностей в пище крайне необходимо обеспечить и потребность в движениях. С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают приобретать более координированный и целенаправленный характер. Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребенка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающегося детского организма. Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка. Физическое воспитание тесно связано с возрастными особенностями детей. В связи с этим и определяются конкретные задачи, содержание, методы и формы организации физического воспитания в раннем дошкольном и школьном возрасте, а также преемственная связь между ними. Особенно важно физическое воспитание в раннем и дошкольном детстве, когда происходит наиболее интенсивное развитие организма ребенка, когда формируются основные его движения, но вместе с тем организм еще очень слаб и раним. Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено прежде всего на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни.

На занятиях по физическому воспитанию ребенок, действуя с предметами, осваивает их физические свойства, учится управлять их перемещением в пространстве, начинает координировать свои движения, на основе овладения речью появляются начала управления собственным поведением. О значении физического воспитания говорится в трудах выдающихся педагогов: Я.А. Коменского, Е.А. Покровского, П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко.

Важность целенаправленности организации работы по физическому воспитанию отмечали такие ученые, как Ю.Ф. Змановский, В.А. Кудрявцева, В.Г. Алямовская, А.А. Ухтомский, Н.А. Бернштейн, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн.

Современные условия жизни способствуют уменьшению двигательной активности детей. В последнее время, педагогов дошкольных учреждений волнует не только низкая двигательная активность, но и состояние здоровья детей. Известно, что уже в детском саду мало абсолютно здоровых детей, в школе их еще меньше, а после нее - почти нет здоровых подростков. Перед дошкольным образованием стоят задачи охраны и укрепления здоровья детей, а также использование новых форм по организации кружковой деятельности по физическому воспитанию в дошкольном учреждении.

Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда была и будет главной заботой взрослых. В свою очередь, родители, педагоги и тренеры должны найти оптимальные виды двигательной активности для успешного укрепления здоровья детей и приобщения ребенка к регулярным занятиям физической культурой с первых дней жизни. Многие исследователи (З.Л. Венкова, Т.Э. Токаева, В.Г. Алямовская, Ю.Ф. Змановский, Т.И. Осокина) отмечают, что потребность в движении составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Ещё одним действенным методом повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы детских образовательных учреждений, по мнению В.Г. Алямовской, Н. Ефименко, К.К. Утробиной является внедрение новых педагогических технологий. Отличным средством профилактики переутомления и оптимизации двигательной деятельности детей, испытывающих негативное воздействие во время статических нагрузок, является использование элементов восточных техник на занятиях физической культурой и кружковые занятия йогой. Существенной стороной влияния асан (поз йоги) является повышение эмоционального тонуса. Во время занятий у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Асаны при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором. Основной целью занятий йогой детей является формирование позитивного и устойчивого интереса к двигательной активности. Освоение асан йоги поможет естественному развитию организма ребенка, создаст необходимый, индивидуальный двигательный режим и положительный психологический настрой. Все это способствует укреплению здоровья, физическому и умственному развитию. Задачи, которые ставят родители практикующих йогу детей, варьируются от лечения сколиоза до развития высших моральных качеств. Как правило, дети, достигшие шести - семи лет, уже могут заниматься йогой. По своему характеру они очень восприимчивы и способны получать настоящую радость от занятий йогой. Они очень подвижны, но не в меньшей степени еще и хрупки. Им нравится пробовать самые разнообразные, сложные позы и движения.

Цель исследования: психолого-педагогические условия развития и воспитания детей с помощью нетрадиционных форм физических занятий.

Объект исследования: физическое воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: нетрадиционные формы физического воспитания детей дошкольного возраста

Гипотеза: применение нетрадиционных форм физического воспитания в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения способствует укреплению здоровья детей.

Задачами исследования:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

2. Анализ нетрадиционных систем физического воспитания.

3. Выявление эффективных систем, форм, методов нетрадиционного физического воспитания.

дошкольный нетрадиционный оздоровление физический

Глава I. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста

1.1 Научный вклад исследователей в развитии теории и практики физического воспитания детей дошкольного возраста

Отечественная наука о физическом воспитании складывалась под влиянием богатого наследия прошлого, корни которого уходят вглубь многовековой русской народной педагогики.

Исторические материалы свидетельствуют о том, что уже во второй половине ХVII в. передовые мысли о физическом воспитании детей высказывал один из образованнейших людей того времени - Епифаний Славинецкий. Им был создан замечательный документ - "Гражданство обычаев детских". В этой книге особая глава посвящается играм и указывается на их большое воспитательно-образовательное значение.

В дальнейшем, прогрессивные общественные деятели И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев рассматривали физическое развитие в тесной связи с умственным и трудовым воспитанием.

Физические упражнения представляют собой специально подобранные и организуемые в определенных условиях движения человеческого тела. В развитии теории о всестороннем воспитании детей дошкольного возраста неоценимый вклад внесла Н.К. Крупская. Она обращала внимание на обязательность подлинно научного подхода к вопросам развития ребенка, методов его воспитания и обучения с опорой на современные исследования в области педагогики, психологии и физиологии. Н.К. Крупская подчеркивала необходимость учета возрастных особенностей ребенка при разработке методики физического воспитания и обучения. Она считала физкультуру особенно важной в связи с задачей воспитания крепкого поколения. Отмечая, полезное воздействие физических упражнений на организм ребенка, Надежда Константиновна выделяла игры, которые не то...

Другие файлы:

Психолого-педагогические условия развития экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста
Проблема и психолого-педагогические основы формирования начал экологического воспитания у дошкольников. Педагогические условия формирования экологичес...

Психолого-педагогические условия развития мышления детей старшего дошкольного возраста
Дидактическая игра и развивающая среда как педагогические условия развития мышления детей старшего дошкольного возраста. Межличностные отношения со св...

Психолого-педагогические условия умственного воспитания детей младшего школьного возраста
Особенности развития детей раннего возраста, педагогические условия их развития и опытно-экспериментальное исследование. Реализация педагогических усл...

Теоретические основы исследования подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста
Характеристика и классификация подвижных игр. Педагогические условия в организации их проведения в процессе физического воспитания. Исследование влиян...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека
Сущность правового воспитания детей дошкольного возраста. Психолого-педагогические основы правового воспитания детей старшего дошкольного возраста. Фо...