Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Теоретические основы исследования подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Характеристика и классификация подвижных игр. Педагогические условия в организации их проведения в процессе физического воспитания. Исследование влияния подвижной игры на уровень развития быстроты и ловкости у детей младшего дошкольного возраста.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы исследования подвижных игр для детей младше дошкольного возраста

1.1 Сущность понятия физическое воспитание

1.2 Характеристика подвижной игры в младшем дошкольном возрасте

1.3 Педагогические условия в организации проведения подвижной игры в процессе физического воспитания

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению педагогических условий детей младшего дошкольного возраста

2.1 Организация и проведение педагогического эксперимента

2.2 Описание констатирующего эксперимента

2.3 Описание формирующего эксперимента

2.4 Описание контрольного эксперимента

Заключение

Список литературы

Введение

Подвижная игра это сложное эмоционально окрашенная двигательная деятельность обусловленная правилами (А.В. Кенеман). Подвижные игры всегда интересны детям, они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариантностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения (Е.А. Тимофеева)

Подвижные игры , по убеждению Е.А. Аркина , вносят радость в жизнь ребенка, и способствуют ;укреплению организма главным образом путем развития и усовершенствования двигательного аппарата. Игры приучают детей к дисциплине, сосредоточению и планомерности действия.

Проблема исследования: связана с определением педагогических условий, при котором физическое воспитание у детей младшего дошкольного возраста будет эффективным.

Цель:

1. Доказать, что подвижная игра является эффективным средством физического воспитания у детей младшего дошкольного возраста

2. Выявить эффективность педагогических условий детей младшего дошкольного возраста.

Объект: процесс физического воспитания младше дошкольного возраста.

Предмет: педагогические условия в физическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Гипотеза: эффективность физического воспитания детей младшего дошкольного возраста средствами подвижной игры будет возрастать, ели будут реализованы следующие условия:

- учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка;

- делать правильный подбор методик по организации и проведении подвижных игр.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить уровень физического воспитания детей младше дошкольного возраста посредством подвижной игры.

3. Разработка методических рекомендаций по проблеме исследования в младше дошкольном возрасте.

Глава I. Теоретические основы исследования подвижных игр для детей младше дошкольного возраста

1.1 Сущность понятия физическое воспитание

Физическое воспитание - педагогический процесс, который направлен на совершенствование форм и функций организма ребенка, на формирование двигательных навыков, умений, знаний, на воспитание физических качеств (А.Р. Кенеман).

Физическое воспитание детей младше дошкольного возраста посвящено общим закономерностям, определяющим содержание и формы построение физического воспитания как педагогически организованного процесса, включенного в общую систему воспитания личности ребенка(Л.А. Рыжкова).

К. Маркс четко сформулировал обязательные составные элементы воспитания, под ними он понимает следующее:

- умственное воспитание;

- физическое воспитание;

- техническое обучение.

Таким образом К. Маркс определил физическое воспитание как органическую часть воспитательной системы, как непременное условие всестороннего развития человека.

Физическое воспитание младшего дошкольного возраста закладывает основу для всестороннего развития, закаливает организм, вырабатывает бодрость и стойкость духа, морально волевые качества. Формирует жизненно-необходимые двигательные навыки, различные ориентировки, развивает мысль, воспитывает чувства - все это в комплексе других воспитательных влияний формирует всесторонне гармонически развитую личность ребенка (А.Р. Кенеман).

Большое значение для разработки физического воспитания имели высказывания русских революционных демократов: В.Г. Белинского, Д.И. Писарева они определяли физическое воспитание как часть всестороннего взаимодействия. Показали его связь с умственным, трудовым, нравственным и эстетическим воспитанием.

Физическое воспитание имеет цели воспитания детей младшего дошкольного возраста:

- Оздоровительная - решает проблему качественного улучшения физического развития и физического состояния ребенка.

- Воспитательная - органически взаимосвязана с физическим и духовным развитием дошкольников; развитие нравственности, формирование эстетических взглядов и убеждений, отношения и самовыражения в трудовых действиях в процессе физического воспитания

Таким образом физическое воспитание детей младше дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающего организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности. Организм ребенка - находится в периоде становления функций их непрерывного совершенствования, поэтому весь комплекс средств физического воспитания (режим, гигиена, закаливание, активные движения, подвижные игры, спортивные упражнения) должен обеспечить решение главной задачи - воспитание здорового, гармонически развитого ребенка, способного легко адаптироваться в условиях школьного обучения.

Своевременное развитие двигательных навыков и умений, достаточная двигательная активность в младшем дошкольном возрасте являются важным условием полноценного сенсорного и умственного развития, залогом их всестороннего и гармонического воспитания.

1.2 Характеристика подвижной игры

Подвижные игры берут начало в народной педагогике, имеют национальные особенности. Теорию и методику подвижных игр разрабатывали К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Е.А. Покровский, П.Ф. Лесгафт, В.В. Гориневский, Е.Н. Водовозова, Т.И. Осокина, А.В. Кенеман и др. П.Ф. Лесгафт определял подвижную игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни.

Подвижная игра - это сложное эмоционально-окрашенная двигательная деятельность обусловленная правилам (А.Р. Кенеман).

Подвижная игра оказывает всесторонне влияние на физическое развитие и оздоровление организма ребенка. Двигательная активность детей в процессе игры вызывает: усиление всех жизненно-важных функций, обменных реакций.

Педагогическая игра служит методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков.

П.Р. Лесгафт писал: « В играх применяется все то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые движения и действия вполне должны соответствовать силам и умению занимающихся и производится с возможно большей точностью и ловкостью». Это положение подтверждается работниками советских педагогов (М.М. Контрович, Л.И. Михайлова, А.И. Быкова, Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева и др.), которые разработали методику проведения подвижной игры в детском саду.

В процессе подвижной игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Ребенок действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения.

Подвижная игра наиболее характерна для детей дошкольного возраста. Игровая деятельность, в какой бы норме она не выражалась, всегда радует ребенка, а подвижные игры многообразными моментами веселой неожиданности особо благотворно влияет на повышение жизненного тонуса у детей.

В этом источнике радостных эмоций заключается великая воспитательная сила.

Н.И. Крупская в одном из своих выступлений говорила: «игра учит ребят организованности, она ребят воспитывает». В высказываниях Н.И. Крупской подчеркивается так же значение игры для физического развития, которые физически укрепляют, развивают трудовые навыки, меткость глаза, развивают ловкость.

Характерная особенность подвижной игры - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Развитие самостоятельности и творчества в подвижных играх предопределяется их творческим характером. Начальный этап формирования творчества начинается с подражания. Двигательному творчеству ребенка помогает воображение, приподнятое эмоциональное состояние, проявление двигательной самостоятельности, придумывание сначала совместно с педагогом, а затем и самостоятельно новых вариантов игр. Наивысший уровень самостоятельности и творчества проявляется в умении ребенка самостоятельно организовывать и проводить знакомые ему подвижные игры.

Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка це...

Другие файлы:

Подвижные игры как средство формирования основных движений у детей младшего дошкольного возраста
Характеристика физических качеств детей дошкольного возраста. Возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста. Мето...

Развитие речи дошкольников
Теоретические основы изучения речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Рассмотрение периодизации развития речи в контексте норма...

Подвижные игры с бегом как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста
Физиологические и психологические основы развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, особенности ее диагностики. Виды и значение подвижны...

Влияние подвижных игр на развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста
Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников. Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов. Методика про...

Развитие основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста
Особенности изограмотности как основы изодеятельности. Закономерности развития основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста. Методы и пр...