Профессиональные качества современного педагога
Краткое сожержание материала:
Размещено на
1
Содержание
- Введение
- Профессиональные качества современного педагога
- Коплекс профессионально-педагогических качеств учителя литературы
- Творческие способности и эмоционально-коммуникативные качества учителя-филогога
- Заключение
- Список использованной литературы
- Введение
- На современном этапе развития российский социум характеризуется признанием значимости творческого потенциала и ценности гуманитарного просвещения. Задачи, стоящие перед отечественной системой образования, имеют комплексный характер, что формирует совокупность особых требований для их реализации.
- Литературное образование в школе непосредственно связано с проблемами совершенствования содержательной части обучения и требует переориентации на дальнейшую гуманизацию образовательного процесса и процесса формирования личности учащегося.
- Актуальность темы реферата обусловлена тем, что необходимое изменение характера образования и актуальные ориентации требуют от филолога активной эстетической позиции и деятельности, всестороннего развития коммуникативной компетентности, поскольку для достижения педагогических целей в условиях стремительно меняющегося общества, учителю мало владеть лишь навыками научного познания.
- Объект исследования составляет профессиональная деятельность учителя литературы.
- Предметом исследования выступает совокупность профессиональных качеств учителя литературы.
- Цель работы - изучение качеств преподавательской деятельности учителя литературы, что диктует осуществление частных задач:
- - охарактеризовать профессиональные качества современного педагога;
- - рассмотреть специфику профессионально-педагогической культуры учителя литературы;
- - выявить значение творческих способностей и эмоционально-коммуникативных качеств в работе учителя-филолога;
- - сформулировать основные выводы и заключение.
- Теоретической основой реферата стали научные исследования и учебно-методические работы таких авторов, как Бодалев А. А., Гоноболин Н. Ф., Крутецкий В.А., Кузьмина Н.В., Левитов Н. Д., Маркова А. К. и др.
- Профессиональные качества современного педагога
- В педагогической литературе сосуществуют термины «модель учителя», «требования к учителю» и «модель учителя». По существу, они охватывают равную совокупность вопросов, но подход авторов в каждом случае имеет особый гносеологический характер.
- Термин «модель учителя», как мысленно созданный образ оригинала идеального профессионала, применяется в рамках исследования различных аспектов педагогической профессии. «Модель» по определению подразумевает не все качества объекта, а лишь существенные. Поэтому в практической деятельности использование данного термина весьма ограничено.
- Термины «требования к учителю» и «качества педагога» [5, с. 235; 9, с. 64; 11, с. 34] используется многими педагогами и психологами. Необходимо иметь в виду, что многие процессы в педагогике проявляют себя исключительно как тенденции, и это затрудняет формулировку некоторых понятий и терминов. Существование зависимости между совокупностью качеств педагога и закономерностями педагогики выражается в социальных функциях учителя и в специфике его деятельности. Если эти функции и особенности определены верно по научным принципам, то и «качества педагога» будут выявлены не субъективным образом, а на объективной основе.
- Многочисленные исследователи проблематики педагогического процесса достаточно подробно изучают и анализируют структуру деятельности педагога, его особенности и свойства. В этих работах прослеживается ряд общих принципов и моментов.
- Прежде всего, авторы выделяют педагогические способности, умения и навыки, выводимые из различных видов профессиональной деятельности учителя: организаторские, конструктивные, коммуникативные, гностические, дидактические, перцептивные, прогностические, суггестивные, экспрессивные, аналитико-оценочные и некоторые иные умения и способности [1, с. 14].
- Общим является признание взаимосвязанности разных видов педагогической деятельности, в которой способности и умения представляют собой целостную структурированную систему. Личностная характеристика учителя доминирует по отношению к его профессиональной характеристике.
- Ф. Н. Гоноболин выделяет следующие способности, значимые в профессиональной деятельности учителя:
- - способность понимать учащегося;
- - способность доступно излагать учебный материал;
- - способность повышать заинтересованность учеников;
- - способности организатора;
- - педагогический такт;
- - умение предвидеть результаты своей работы [5, с. 237].
- К группе педагогических способностей относят также:
- - педагогические наблюдательность и воображение;
- - требовательность характера;
- - ясность, простоту и убедительность речи.
- Данные способности дают возможность учителю успешно осуществлять педагогическую деятельность.
- Педагогическое воображение имеет особое значение для конструктивной деятельности, реализуясь в «проектировании» будущего уровня знаний ученика, его характера, привычек и умении заранее определять подходящие методики. Педагогическое воображение обеспечивает развивающее воспитание и обучение.
- Педагогический такт выражается в коммуникативной сфере педагогической деятельности и представляет собой способность к выстраиванию верных отношений с учениками, родителями, коллегами, определяет чувство меры, позволяющее предупредить формирование конфликтных ситуаций [3, с. 82].
- Н. Д. Левитов в качестве главных педагогических способностей называет:
- - способность передавать детям знания в интересной и лаконичной форме;
- - понимание ученика, основанное на наблюдательности;
- - творческий и самостоятельный склад мышления;
- - находчивость, точная и быстрая ориентировка;
- - способности организатора для регулирования своей работы и формирования ученического коллектива [10, с. 411].
- В. А. Крутецкий сформулировал общие определения основных педагогических способностей [8, с. 294].
- Дидактические способности позволяют учителю передавать учебный материал в доступной, понятной для детей форме, формировать интерес к предмету, активизировать самостоятельную мысль ученика.
- Персептивные способности - это способность воспринимать внутренний мир воспитанника и ученика, это психологическая наблюдательность, основанная на тонком понимании личности и психических состояний учащегося.
- Речевые способности составляют умение учителя ясно выражать мысли и чувства.
- Организаторские способности предполагают умение сплотить и вдохновить ученический коллектив и рациональным образом вести собственную работу.
- Авторитарные способности подразумевают непосредственное эмоционально-волевое влияние на учеников и умение учителя заслужить у них авторитет.
- Коммуникативные способности формируют формы и содержание общения с детьми, помогают выработать правильный подход к ученику, основанный на целесообразных взаимоотношениях и педагогическом такте.
- Педагогическое воображение - это прогностические способности, выражающиеся в умении предвидеть последствия своих действий на процесс воспитательного проектирования личности ученика, понимание перспектив развития определенных качеств учащегося.
- Особое значение имеет для учителя имеет способность к распределению внимания между несколькими направлениями деятельности [8, с. 296-299].
- Таким образом, в современной научной педагогической литературе выделяется следующие личностные и профессиональные способности учителя: организаторские, конструктивные, коммуникативные, гностические, дидактические, перцептивные, прогностические, суггестивные, экспрессивные, аналитико-оценочные и пр., представляющие собой целостную структурированную систему. В комплексе можно выделить две группы способностей - личностные и имеющие профессиональную специфику, причем первые, по мнению ученых, играют ведущую роль в отношении последних.
- педагог литература профессиональный филолог
- Комплекс профессионально-педагогических качеств учителя литературы
- Феномен профессионально-педагогической культуры предоставляет возможность исследовать учебный процесс в контексте технологий, ценностей и направлений творческой личностной реализации учителя литературы. Для филолога культура выступает, как механизм передачи социального опыта, и выражает, с одной стороны, содержание его профессиональной деятельности, с другой - представляет собой инструмент, позволяющий учителю принимать участие в создании, обновлении и трансляции культуры [6, с. 12].
- На основе изучения теоретического материала, мы выделили профессионально значимые качества учителя литературы.
- Прежде всего, это наличие общего понятия о культуре, ее общественном значении, составных частях и особенностях функционирования в различные периоды истории. В связи с общим понятием важно осмысление связи образования и культуры, культуры и литературы, как неотъемлемой части общечеловеческой культуры и практическое умение применять эти знания в педагогической деятельности и общении, направленных на трансляцию художественно-духовных ценностей на уроке литературы.
- Учителю-филологу важно иметь представление о художественном образе, как о наиболее универсальной и всесторонней форме духовного постижения бытия, как единство индивидуального и общего, в котором выражается слитность истины художественного образа с правдой эпохи, отражаемой в художественном произведении. Культурный контекст составляет необходимое и обязательное условие понимания...
Профессиональные и личностные качества будущего педагога профессионального обучения
Педагогическая деятельность педагога профессионального образования. Профессиональные качества педагога профессионального обучения по направлению "Техн...
Профессиональный стандарт педагога
Сущность и цели создания профессионального стандарта современного педагога: повышение качества образования, измеритель квалификации педагога, средство...
Тип коммуникативной культуры современного педагога
Современная языковая ситуация. Коммуникативная культура педагога как основное требование к профессиональной подготовке учителя. Речевой портрет соврем...
Деятельность социального педагога в ДОУ
Функции и роли социального педагога, его профессиональные обязанности. Задачи и направления работы социального педагога в дошкольном образовательном у...
Развитие детского коллектива, участие педагога в этом
Профессиональные позиции педагога, их значение. Особенности развития детского коллектива. Роль и место педагога в этом процессе. Экспериментальное исс...