Проект образовательного модуля для старшеклассников "Поколение XXI: топ-менеджеры будущего"
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ «ПОКОЛЕНИЕ-XXI: ТОП-МЕНЕДЖЕРЫ БУДУЩЕГО»
(дипломная работа)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Социально-культурная ситуация в России и «место» образования в системе социального воспроизводства
1.2 Характеристика инновационных образовательных проектов в системе дополнительного образования
1.3 Психологические особенности юношеского возраста, понятие «ценностного самообраза»
1.4 Выводы
ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ТОП-МЕНЕДЖЕРЫ БУДУЩЕГО»
2.1 История возникновения и основные идеи
2.2 Анализ первого этапа реализации проекта «Городская школа актива»
2.3 Образовательный проект «Топ-менеджеры будущего»
2.3.1 Принципиальный подход (концепция, содержание)
2.3.2 Организационный формат
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ «СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ»
3.1 Концепция образовательного модуля «Социальное управление и проектирование»
3.2 Логика, структура и содержание образовательного модуля
3.3 Трехплоскостная схема представления действительности модуля
3.4 Базовые модели педагогического действия
3.4.1 Схема образовательной ситуации
3.4.2 Схема «антропологического сдвига - расширения горизонта»
3.4.3 Схема конструирования «социального соглашения»
3.5 Содержание и технологии образовательного модуля
3.5.1 Игровое моделирование социально-экономических ситуаций
ИДИ «Стратегия»
ИДИ «Регион»
Послеигровая рефлексия
3.5.2 Формы организации образовательного процесса
Лекции и установочные доклады
Практикум проектирования
Экспертиза
Индивидуальное консультирование
3.6 Анализ практической апробации разработки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
БЛАГОДАРНОСТИ
Материалы этой работы разрабатывались и апробировались в ГоША - Городской школе Актива (2000, 2001) и в школах «Топ-менеджеры будущего» (2002, 2003) и несомненно являются итогом коллективной работы. Я выражаю искреннюю признательность всем членам педагогической команды, реализующей данный проект: организационным и энергетическим двигателям Школ Здесь и далее контекст «Школа»: форма реализации интенсивного образовательного модуля. Диваковой О.Ю. и Ефимовой Л.И., студентам и выпускникам Красноярского государственного университета, принимавшим наиболее активное участие в проекте и дискуссиях по его модернизации Трапезникову Д., Антоновой Е., Глущенко Е., Савельевой А., Рупенко Д., Ефимовой А., Тимощенковой Е., Иванову А., Овчинникову А. Я хотела бы поблагодарить научного руководителя и идейного вдохновителя проекта Ефимова В.С. за его неустанный интерес не только к социально-культурным проблемам образования, но и к моим мыслям и вопросам, которые он переводил в ходе наших обсуждений в связные тексты и конструктивное русло.
Особую благодарность хочется выразить Ароновой Е.А. за идею трехфокусной организации образовательного пространства, открывшей новые возможности организации действительности Школы.
До конца осознать социальную важность данного проекта и необходимость дальнейшей практической работы в этом направлении мне помогали дискуссии с Брагиным В.И., его «другой» - не педагогический взгляд на многие вещи. Хотела бы поблагодарить папу и за моральную поддержку.
В заключение хочется выразить глубокую благодарность всем сотрудникам кафедры Педагогики высшей школы Красноярского государственного университета, которые внесли немалый вклад в мое образование. И отдельно В.С. Ефимову уже как научному руководителю за помощь в постановке задач и научное руководство в целом.
ВВЕДЕНИЕ
Во второй половине XX века развитие человечества стало демонстрировать черты, устойчивость которых позволила заявить о начале переходной эпохи к новой глобальной цивилизации, условно именуемой постиндустриальной (то есть идущей на смену цивилизации промышленного типа) [20].
Системным ядром индустриального общества, и существовавшей до 90-х годов XX века в России (Советском Союзе) социалистической идеологии, была многоступенчатая система политико-идеологического регулирования, которая не только координировала все отрасли народного хозяйства, властные, управленческие и прочие структуры, но и решала задачи формирования культурно-антропологической перспективы: вела людей на протяжении всей их жизни, обеспечивая процессы передачи культурных норм и образцов. Это позволяло осуществлять «крепление» людей в обществе, встраивание их в сложившиеся деятельности, задавать однозначно определенные горизонты будущего.
Как отметил Э.Тоффлер характерной особенностью переходного периода является высокая динамика социально-культурных и социально-экономических процессов [20]. П.Г.Щедровицкий замечает, что на рубеже ХХI столетия формируются новая антропологическая формация и новый тип человека - человека, способного к самостоятельной деятельности, скорее изобретательного, нежели беспрекословно выполняющего указания.
Отсюда, необходимыми становятся такие качества, которые позволят людям «принимать на себя ответственность, понимать, как их работа связана с работой других, справляться с более крупными заданиями, быстро адаптироваться к изменившимся обстоятельствам и чувствовать настроение людей вокруг них» [20]. Профессиональная и социальная успешность определяется способностями к принятию ответственности, пониманию деятельностей отдельных людей и своего места в конкретной системе мыследеятельности, быстрой адаптации к изменяющимся обстоятельствам, способностью осваивать новые формы мышления и деятельности под решение конкретных задач.
Актуальной социальной проблемой В России является дефицит людей, способных проявлять инициативу, принимать ответственные решения, адаптироваться в новом мире; это явление наблюдается и среди молодых людей. При этом в обществе практически отсутствуют формы и методы повышения социальной активности населения и молодежи. Для ситуации переходного периода - перехода от тоталитарной к демократической форме организации общественной жизни - особенно актуальным является разработка социально-педагогических методов и технологий формирования и подрастающих поколения новых ценностных установок и социальных норм. Именно этот слой молодых людей станет ресурсом развития предпринимательства, гражданской инициативы, ответственного социального действия.
В настоящее время существует ряд инновационных образовательных проектов, направленных на оформление человека «нового типа». В то же время нужно отметить, что эти проекты носят во многом пробный, поисковый характер.
Актуальность дипломной работы определяется необходимостью оформления новых педагогических технологий, обеспечивающих решение социально-педагогических задач формирования у молодых людей активной, инициативной и ответственной гражданской позиции. С 2000 года автор участвует в реализации инновационного образовательного проекта, направленного на повышение социальной активности молодежи (с 2002 года проект существует под названием «Поколение-XXI: Топ-менеджеры будущего»).
Целью дипломной работы является разработка и технологическое оформление образовательного модуля в рамках проекта «Поколение-XXI: Топ-менеджеры будущего».
Для достижения цели был решен ряд конкретных задач:
· сделан обзор существующих инновационных образовательных практик;
· проведен критический анализ первого этапа реализации проекта «Поколение-XXI: Топ-менеджеры будущего»;
· разработаны схемы и модели организации педагогической деятельности в рамках образовательного модуля;
· разработано предметное содержание образовательного модуля «Социальное управление и проектирование»;
· проведена практическая апробация разработанных моделей и содержания образовательного модуля;
Предметом дипломной работы является содержание образовательного модуля «Поколение-XXI: Топ-менеджеры будущего» (схемы, модели, предметное содержание).
При выполнении дипломной работы использовались следующие методы:
· метод критического анализа;
· методологический анализ образовательных ситуаций;
· метод проектирования;
· метод включенного наблюдения.
Основные результаты дипломной работы:
- Оформлена трехфокусная (трехплоскостная) схема действительности образовательного модуля: предметно-деятельностный фокус; антропотехнический фокус; социотехнический фокус. На основе данной схемы разработан соответствующий организационный проект образовательного модуля.
- Разработана модель позиционного движения участников Школы, включающего в себя «освоение новой роли», переход из «роли» в «позицию...
Разработка проекта образовательного модуля для старшеклассников "Топ-менеджеры будущего: современное управление"
Обзор современной социально-культурной ситуации России и требований к современному человеку. Цели и задачи современного образования и возможности для...
Измерение образовательных эффектов и результатов интенсивного образовательного модуля (на примере образовательного модуля "топ менеджеры будущего")
Общая характеристика традиционной, развивающей и мыследеятельностной систем и подходов обучения. Образовательные результаты и эффекты в программе инте...
Проект образовательного модуля "Топ-менеджеры будущего: региональная аналитика"
Инновационные педагогические технологии. Психологические особенности юношеского возраста. Современные представления о методах и объектах аналитической...
Разработка модели интенсивного образовательного модуля для старшеклассников, формирующего системное мышление
Представление о мышлении, культурные формы системного мышления. Феномены системного мышления в образовательной действительности Интенсивной Школы Разв...
Проект программного модуля для нахождения корня уравнения
Методика разработки программного модуля для нахождения методом хорд корня уравнения x3-x-0,3=0 с точностью до 0,001 на языке программирования Visual B...