Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Проблемы социально-правовой поддержки детей в условиях школы

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Аспекты и механизмы социально-правовой защиты в современной России. Особенности развития ребенка в условиях школы. Кадровое обеспечение социально-правовой поддержки детей в условиях школы. Условия реализации социально-правовой поддержки ребенка в школе.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

  • Содержание
  • Введение
  • Глава 1. Социально-правововая защита детства в современной России
  • 1.1 Аспекты и механизмы социально-правовой защиты в современной России
  • 1.2 Особенности развития ребенка в условиях школы. Права, обязанности и ответственность
  • 1.3 Нормативно-правовое обеспечение социально-правовой поддержки ребенка в условиях школы
  • Глава 2. Особенности социально-правовой поддержки детей в условиях школы
  • 2.1 Кадровое обеспечение социально-правовой поддержки детей в условиях школы
  • 2.2 Деятельность социально-правовых служб в условиях школы (на примере ГОУ №1832 ЮАЮ г. Москвы)
  • 2.3 Условия реализации социально-правовой поддержки ребенка в школе (на примере ГОУ №1832)
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложения

Введение

Актуальность темы исследования. Уровень демократизации общества обоснованно связывается с отношением государства к проблеме прав человека и гражданина. Именно по этому критерию судят о зрелости демократических институтов, юридической надстройке, о дееспособности правоохранительной системы. Россия только встала на путь демократических преобразований и формирования правового государства. Уже заложена конституционная основа этих преобразований, в соответствии с которой реформируется законодательство и организационно-правовой механизм его реализации. Постепенно приходит осознание важности законных прав, граждане стали чаще пользоваться представленной им возможностью защищать свои интересы. Вместе с тем, конституционный принцип о приоритете прав человека свидетельствует о широком их нарушении. Эти нарушения затрагивают права и законные интересы практически всех слоев населения. Но наименее защищенными в социально-правовом плане оказались несовершеннолетние. Такое положение, к сожалению, является типичным для периодов социальной нестабильности. Незащищенность несовершеннолетних проявляется, прежде всего, в масштабной безнадзорности, росте детской преступности и нищете.

Таким образом, защищенность несовершеннолетних в современной России приобрела характер масштабной социально-правовой проблемы. Ее решению в последние годы стало уделяться больше внимания. Определены основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, принят Семейный кодекс РФ, с учетом интересов несовершеннолетних новеллизирована значительная часть норм ГК РФ, УК РФ и других законодательных актов. Но правовой механизм защиты прав несовершеннолетних представлен в действующем законодательстве скорее фрагментарно, нормативные акты принимались без учета системообразующего фактора - прав и законных интересов несовершеннолетних.

Создавшуюся ситуацию о защите прав несовершеннолетних усложнила слабая теоретическая разработка проблем, связанных с осознанием и оценкой новых угроз правам этих субъектов, выработкой наиболее оптимальных мер государственного противодействия нарушениям законных интересов несовершеннолетних. Вместе с тем, было бы несправедливым замалчивать достижения отечественной науки в этой области. Правовой аспект бытия несовершеннолетних представлен значительной группой научных разработок. Прежде всего, это работы специалистов по семейному праву (М. В. Антокольская, А. В. Нечаева, Е. В. Ворожейкин, А. Е. Казанцева и др.). Следует отметить заметную активность криминологов в исследовании проблем преступности несовершеннолетних (Ю. М. Антонян, М. М. Бабаев, Г. И. Забрянский, А. Н. Ильяшенко, Н. И. Крюкова, Н. Г. Кулакова, В. А. Лелеков и др.)1- Административная ответственность несовершеннолетних была предметом ряда диссертаций (3. П. Морозова, В. С. Пронина, Г. М. Миньковский и др.). За пределами этих исследований остались такие важные для социальной и правовой защиты прав несовершеннолетних вопросы, как правовые формы реализации молодежной политики, содержание механизма такой защиты и другие.

Цель исследования - определить проблемы социально-правовой защиты детей в условиях школы.

Объект исследования - процесс социально-правовой защиты детей в условиях школы.

Предмет исследования - система социально-правовой защиты детей в условиях школы, особенности функционирования этой системы.

Гипотеза исследования - процесс социально-правовой защиты детей в условиях школы будет проходить более успешно при условии совместной комплексной работы всех участников образовательного процесса, правозащитных организаций и органов исполнительной власти различного уровня.

Задачи исследования:

1) Выявить уровень сформированности нормативно-правовой базы в области социально-правовой поддержки детства.

2) Рассмотреть систему кадрового обеспечения социально-правовой поддержки детства.

3) Выявить условия, при которых формируется система социально-правовой поддержки ребенка в школе.

Методы исследования:

1) Анализ специальной психолого-педагогической и юридической литературы по вопросам социально-правовой защиты детства и проблемам школьного возраста.

2) Анализ нормативно-правовой базы по теме исследования.

3) Анализ работы школы - практической базы исследования в области социально-правовой поддержки детей.

База исследования - ГОУ № 1832 ЮАО г. Москвы.

Этапы исследования:

1) Поисковый.

2) Опытно-экспериментальный.

3) Итоговый.

Глава 1. Социально-правовая защита детства в современной России

1.1 Аспекты и механизмы социально-правовой защиты в современной России

Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы является социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.

Социальная помощь в поддержании физической жизни людей, удовлетворение их социальных потребностей существовала уже в начальный период развития человечества и осуществлялась на основе обычаев, норм, традиций, ритуалов. Это помогало людям приспособиться к неблагоприятным природным условиям и социальной среде, сохранить целостность и преемственность культуры семьи, рода, общности. Взаимопомощь и выручка были естественными атрибутами совместной жизни людей.

С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распадом семейно-родственных и общественных связей государство все более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека. Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению социальной защиты населения в самостоятельный вид деятельности, которая приобрела новый смысл и значение, прежде всего, как защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений.

Система социальной защиты, как показывает практика, вовлечена в систему рынка и является его неотъемлемым элементом. Социальная поддержка тех, кто объективно не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни, это, по существу, необходимая плата за возможность предпринимательской деятельности и получение дохода в стабильном обществе.

Объективная реальность, обусловленная логикой развития рыночных отношений, выдвигает на первый план формирование научно обоснованной системы социальной защиты и социальной поддержки населения, ее наиболее неуязвимых слоев. Необходимость создания этой системы обусловлена рядом факторов. Одним из основополагающих факторов, действующих в рамках общества и определяющих содержание социальной поддержки населения, является «определённая система отношений собственности и права». Именно частная собственность обуславливает, независимость гражданского общества от государства, делает человека полноценным субъектом и гарантирует необходимые условия его социальной жизнедеятельности.

Однако в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу объективных причин: болезни, нетрудоспособности вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, и военных конфликтов, стихийных бедствий, и т. д. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения все в большей степени становится капитал.[1,162]

Государство объективно заинтересовано в поддержке социально уязвимых слоев населения по нескольким причинам: -- государство, провозгласившее себя цивилизованными, обязано «обеспечить населению достойный уровень жизни»; -- всякое государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы; -- социально-экономическая поддержка неимущих нивелирует экономическое состояние различных групп и слоев населения.

Проанализировав вышесказанное, мы можем подвести первый итог:

Социальная защита - это система законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, препятствующие неблагоприятным воздействиям среды на человека, обеспечивающие достойные и социально приемлемое качество их жизни.

В ходе проводимых в современной России социально-экономических реформ общественное положение детей оказалось неблагополучным, а сами дети - незащищенными. Ситуация в сфере детства, связанная с постоянным ухудшением материального положения, алкоголизмом, нарко...

Другие файлы:

Оказание социально–педагогической поддержки "детям группы риска" в условиях общеобразовательного учреждения
Причины попадания детей в группу риска. Концепция воспитательной системы по социально-педагогической поддержки детей. Характеристика социально–значимы...

Особенности социально-педагогической поддержки детей-сирот в условиях детского лагеря
Сущность социально-педагогической поддержки детей-сирот. Нормативно-правовая база работы с детьми-сиротами. Направления работы с воспитанниками интерн...

Философия правовой поддержки малого бизнеса
Исторически конкретные формы правовой поддержки. Малое и среднее предпринимательство как объект правовой поддержки. Позиционирование правовой поддержк...

Социальная работа с детьми группы риска в условиях современной школы
Особенности социализации и адаптации личности в современном обществе. Понятие и сущность психолого-социально-педагогической адаптации детей. Особеннос...

Организация социально-правовой защиты детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию в современной России
Основные симптомы неблагополучия ребенка. Система международного сотрудничества в области социально-правовой защиты детей и подростков. Современные пр...