Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Оказание социально–педагогической поддержки "детям группы риска" в условиях общеобразовательного учреждения

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Причины попадания детей в группу риска. Концепция воспитательной системы по социально-педагогической поддержки детей. Характеристика социально–значимых качеств личности, приобретённых в результате социально-педагогической поддержки "детей группы риска".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова»

Курсовая работа

Оказание социально - педагогической поддержки «детям группы риска» в условиях общеобразовательного учреждения

Выполнил студент 3 курса

очного отделения

направление подготовки

«Психолого-педагогическое образование»

Профиль: «Психология и социальная педагогика»

Власюк М.В

Проверила

Сомкина М. А.

Кострома 2013г.

Содержание

Введение

Глава 1 Теоретические аспекты социально - педагогической поддержки «детей группы риска»

1.1 Понятие «Дети группы риска»

1.2 Особенности социально - педагогической поддержки «детям группы риска»

1.3 Модель социально-педагогической поддержки по формированию социально - активной личности «ребёнка группы риска»

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по оказанию социально - педагогической поддержки «детей группы риска» в условиях общеобразовательной организации

2.1 Программа опытно-экспериментальной работы по оказанию социально - педагогической поддержки «детям группы риска»

2.2 Характеристика социально - значимых качеств личности приобретённых в результате социально-педагогической поддержки «детей группы риска»

Заключение

Список литературы

Введение

Обострение социально-экономической ситуации в стране, резкое ухудшение экологической ситуации в целом и множество иных факторов привели наше общество к увеличению роста числа детей «группы риска». По статистике 15 процентов российских детей не посещают школу -- это те, кто составляет группу риска.

Большая часть из них имеет особенности физического, психического, социального развития, к которым, как правило, относят проблемы со здоровьем, трудности в воспитании и обучении, ограничение возможностей физического развития, сиротство и другие. Поэтому важнейшим приоритетом современной государственной политики в отношении детей с особенностями в развитии является их социально - педагогическая поддержка и социально - педагогическое сопровождение.

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы социально-педагогической поддержки детей группы риска. Среди массива публикаций выделим монографии и учебные пособия Л.Я. Олиференко, Т.Н. Шульги, И.Ф. Дементьевой «Социально-педагогическая поддержка детей группы риска»; Беличеваой С.А. «Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска. Межведомственный подход и др.»

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме социально-педагогической поддержки детей группы риска в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Объектом данного исследования является социально - педагогическая поддержка «детей группы риска» в условиях общеобразовательного учреждения.

При этом предметом исследования является формирование социально - активной личности «ребёнка группы риска».

Цель исследования: создание условий для успешного формирования социально - активной личности ребёнка в процессе социально - педагогической поддержки.

В рамках достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть специфику социально-педагогической поддержки детей группы риска.

2. Изучить теоретические аспекты и выявить природу социально-педагогической поддержки детей группы риска.

3. Охарактеризовать формы и методы социально-педагогической поддержки.

4. Выявить социально - значимые характеристики «детей группы риска».

Гипотеза: эффективность оказания социально - педагогической поддержки по формированию социально - активной личности возможно при включении ребёнка в коллективно - творческую деятельность.

База исследования: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Костромского муниципального района Костромской области «Николо - Поломская средняя общеобразовательная школа».

Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, теоретические труды учёных в рассматриваемой области, результаты практических исследований отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и библиографический список.

Глава 1. Теоретические аспекты социально-педагогической поддержки «детей группы риска»

1.1 Понятие «дети группы риска»

В результате проводимых реформ в стране семья оказалась в кризисной ситуации. По данным МВД России на учете в органах полиции находится около 620 тысяч подростков-правонарушителей и 113 тысяч родителей, отрицательно влияющих на поведение детей. Родители 30% неблагополучных семей систематически злоупотребляют спиртными напитками. Спасаясь от жестокого обращения и насилия около 50 тыс. подростков ежегодно уходит из дома, 2 тыс. подростков заканчивают жизнь самоубийством, также усиливается тенденция жестокого обращения родителей с детьми.

В новых кризисных условиях многие родители не готовы взять полную ответственность за воспитание своих детей. Негативный опыт родительского отношения либо безразличного, либо, наоборот, жестокости и авторитарного, усваивается детьми и проявляется в их отношениях с окружающими.

Понятие «дети группы риска» разными исследователями трактуется по разному, поэтому приведу несколько мнений на его понимание.

В настоящее время категория «детей группы риска» (имеется в виду риск для общества, который они создают, и риск потери ими жизни, здоровья, возможностей развития) является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления.

В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций «детей группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом.

Дети группы риска -- это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Понятие «детей группы риска» подразумевает следующие категории детей:

· дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

· дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

· дети из неблагополучных, асоциальных семей;

· дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

· дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.

Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей требуется особое внимание специалистов, комплексный подход с целью нивелирования неблагоприятных факторов и создания условия для оптимального развития детей.

Т.И. Шульга считает, что дети «группы риска» - это несовершеннолетние с выраженным негативным отношением к школьной дисциплине, к соблюдению правил поведения в классе, в организации коллективного выполнения учебной работы и др. Эти дети имеют определенные трудности как в психологической сфере (гиперактивность, негативизм, агрессивность, импульсивность и др.), так и в педагогической (педагогическая запущенность, низкий уровень сформированности волевых качеств, представлений о культуре поведения и др.).

К данной группе также относятся дети, внешне не создающие проблем взрослым, однако, воспитываясь в неблагополучных семьях, они лишены нормальных условий социального воспитания и личностного развития. Такие дети часто бывают вовлечены в криминальные группы сверстников и взрослых, ввиду безнадзорности или жестокого обращения родителителей склонны к бродяжничеству, пропускам уроков без уважительной причины.

Для решения вопросов оказания психологической и социально-педагогической помощи и поддержки детям и подросткам не обходимо четко представлять себе контингент таких детей и их психологическую характеристику.

Основными причинами попадания детей в группу риска являются следующие обстоятельства жизни этих детей:

ь пьянство одного или обоих родителей;

Другие файлы:

Социально-педагогическая поддержка детей группы риска
Теоретико-методологические аспекты социально-педагогической поддержки детей группы риска, ее специфика, основы, технологии. Социальные и психологическ...

Социально-педагогическая деятельность с семьей, находящейся в социально опасном положении, в условиях общеобразовательного учреждения
Сущностная характеристика семьи, её основные функции. Исследование особенностей воспитания и социализации детей из семей, находящихся в социально опас...

Основы интегрированного обучения
В пособии рассматриваются теоретические и практические аспекты социально-образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в сре...

Социальная работа с детьми группы риска в условиях современной школы
Особенности социализации и адаптации личности в современном обществе. Понятие и сущность психолого-социально-педагогической адаптации детей. Особеннос...

Особенности социально-педагогической поддержки детей-сирот в условиях детского лагеря
Сущность социально-педагогической поддержки детей-сирот. Нормативно-правовая база работы с детьми-сиротами. Направления работы с воспитанниками интерн...