Привитие национальной культуры детям на уроках технологии
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Оглавление
Введение
Глава 1. Актуальность проблемы возрождения народных традиций в образовательной школе
1.1 Особенности возрождения народных традиций в образовательной школе
1.2 Роль дидактического обеспечения в учебно-воспитательной работе с учащимися
1.3 Электронный учебник как средство возрождения народных традиций в технологическом образовании
1.4 Учет возрастных особенностей учащихся при возрождении народных традиций
Глава 2. Разработка электронного учебника к спецкурсу «Резьба по дереву» по технологии
2.1 Роль и место спецкурса «Резьба по дереву» в образовательной области «Технология»
2.2 Программа спецкурса «Резьба по дереву»
2.3 Структура электронного учебника и особенности его использования на спецкурсах
2.4 План-конспект занятия с применением элементов электронного учебника
Список литературы
Введение
Жизнь показала, что игнорирование народных основ воспитания, многовековой мудрости, накопленной многими поколениями людей, уже дали свои отрицательные плоды: выросли целые поколения людей, которые равнодушны к истории родного края, родному языку, судьбам своего народа. Это произошло потому, что нами была забыта истина, о которой так хорошо сказал великий русский педагог К.Д. Ушинский: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных, на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [1].
Педагог предупреждал, что внешнее сходство в организации воспитания не может служить причиной того, чтобы считать воспитание единым для всех народов и по своему направлению, и по содержанию. Ушинский К.Д. указывал, что воспитательные идеи каждого народа настолько проникнуты национальным духом, что их невозможно перенести на чужую почву. Каждый народ имеет свои исторические условия развития, которые выражены в характерах отдельных народов.
Целью курсовой работы является изучение национальных традиций и привитие национальной культуры детям на уроках Технологии.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс изучения спецкурса «Народные промыслы».
Предмет исследования электронный учебник к спецкурсу «Народные промыслы» как средство возрождения народных традиций.
Методы исследования теоретические (конкретизация, индукция и дедукция, анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Глава 1. Актуальность проблемы возрождения народных традиций в образовательной школе
1.1 Особенности возрождения народных традиций в образовательной школе
Тема возрождения народных традиций на сегодняшний день очень актуальна. Сейчас традиции забылись, и то чем занимались наши деды и прадеды, молодое поколение не считает интересным или достойным внимания. А ведь на русской земле всегда было много талантливых мастеров, в народном промысле участвовали целые деревни. Секреты мастерства передавались от поколения к поколению, от отца к сыну, от матери к дочери. И забывая традиции народа и края, человек начинает забывать своего историю и культуру.
Есть много способов возрождать народные традиции своего края, но наиболее эффективным источником знаний и мотивации к возрождению народных традиций является школа. Где как не в школе дети проявляют свои интересы к различным предметам, начинаю ходить в различные кружки, секции и спецкурсы. Там дети могут развить уже имеющиеся навыки и получить дополнительные знания и при желании выбрать свою дальнейшую судьбу в жизни при выборе профессии в будущем.
На уроках технологии дети могут проявить свои творческие способности, интерес изготовлению различных изделий, к инструментам и способам обработки различных материалов. И если при работе с детьми ставить дополнительную задачу: возрождения народных традиций, и преподносить им различные исторические справки и предметы, сделанные народными мастерами, то дети начинают интересоваться народным искусством и историей своего края, некоторые пытаются научиться и повторить некоторые изделия мастеров. Но школьный курс не всегда позволяет выполнить всю полноту программы задуманной учителем и поэтому необходимо создавать спецкурсы для детей, которые заинтересовались историей своего народа и его промыслов.
И одним эффективных способов изучения народных традиций на спецкурсах является проектная деятельность, где можно соприкоснуться с элементами народных промыслов, истоки которых веками не теряют своих традиций и являются одним из проявлений национальной культуры. При выполнении проекта они не только овладевают умениями и навыками, но и активно участвуют в поиске интересных сведений о значении изделий в жизни русского человека. Любая информация, добытая школьниками самостоятельно ценна. Выполнение учащимися копий музейных образцов и моделей выставочных вариантов и применением современных материалов позволяет им более глубоко и сознательно проникать в далекую эпоху русской старины. Дети смогут изучить символы, разгадывают их и зашифровывают в своих работах собственные мысли.
Из источника [2] определение «народных традиций» и «народной культуры» следующие.
Народные традиции - представляют собой коллективные виды творческой деятельности, основу которых составляют различные типы, уровни традиций. Посредством традиции коллектив людей передает по наследству послание, необходимое для будущего выживания и само поддержания.
Различают три типа традиций: этнические (народные), национальные и социальные традиции.
Этнические традиции типичны для стадии народности. Они тесно связаны с различными видами народного творчества (фольклора), и в первую очередь - с ремеслами.
Народная культура - собирательное понятие, не имеющее четко определенных границ и включающее культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени. Формирование и функционирование феномена народной культуры в этническом сообществе или социальных группах и общностях разного типа связано с осознанием их принадлежности к народу. Самоидентификация с народом, народными традициями в стереотипах социального поведения и действия, обыденных представлениях, выборе культурных эталонов и социальных норм, ориентациях на определенные формы досуга, любительской художественно-творческой практики - проявления народной культуры. Ее субъектом является весь народ, а не отдельные профессионалы, поэтому функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. Авторы ее зачастую анонимны, произведения существуют обычно во множестве вариантов, передаются устно из поколения в поколение. В этом плане можно говорить о народном искусстве (народные песни, сказки, легенды), народной медицине (лекарственные травы, заговоры), народной педагогике, суть которой часто выражается в пословицах, поговорках»
Народная культура в историческом прошлом в значительной мере совпадала с этнической. Затем она обрела ярко выраженную национальную окраску и стала культурой определенного социального слоя (прежде всего крестьян). Она определяла и нормировала все аспекты жизнедеятельности, обычаи, обряды, регулировала взаимоотношения членов сообщества, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, способы освоения окружающего пространства, тип одежды, отношение к природе, миру, предания, верования, язык, художественное творчество. Иными словами, определялось, когда сеять зерно, выгонять скот, убирать урожай, как выстраивать взаимоотношения в семье, в общине и мн. др. В настоящее время, когда общество усложнилось, появилось множество больших и малых социальных групп формального и неформального типа, произошло расслоение социальной и социально-культурной практики, народная культура стала одним из элементов современной многослойной культуры.
1.2 Роль дидактического обеспечения в учебно-воспитательной работе с учащимися
Дидактическое обеспечение, по мнению Шабанова А.Г., характеризуется комплектностью, полнотой и достаточностью информации для усвоения учебного курса (программы), вариативностью содержания и способов совместного интеллектуально-эмоционального взаимодействия педагога и обучающихся, оригинальностью и структурированностью информации, разработанных на базе принципов интерактивности, диалогичности, проблемности, практико-ориентированности и других. Оно используется для организации, контроля и коррекции процесса формирования информационной культуры личности и служит одним из средств формирования и саморазвития личности обучающегося[3. 25 С.];
Моисеев В.Б. под дидактическим материалом понимает:
- особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени [4. 43 С.];
Вишнякова С. М. под дидактическим материалом понимает:
- особый тип наглядного учебного пособия (карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д.), раздаваемый учащимся для самостоятельной работы в классе или дома или демонстрируемый учителем перед всем классом;
- сборники задач и упражнений [5. 36 С.].
Можно сказать, что...
Семья и мир прекрасного
Рассматриваются сущность и задачи эстетического воспитания в семье. Особое внимание обращается на привитие детям внутренней и внешней культуры, на р...
Педагогические здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в 5-7 классах
Исследование эффективности применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в 5–7 классах, их способствование сохранению и укре...
Применение педагогического проектирования на уроках технологии
Сущность и значение педагогического проектирования на уроках технологии. Особенности учебной деятельности подростков. Методические рекомендации к прое...
Методическая система воспитания орфоэпической культуры младших школьников на уроках чтения
Сущность, цель и задачи процесса воспитания орфоэпической культуры младших школьников на уроках чтения, требования к нему среди учащихся начальных кла...
Профессиональное воспитание на уроках технологии
Проблема профессионального воспитания на уроках технологии. Методы и формы организации профессионального воспитания учащихся. Разработка методики проф...