Праздники в дошкольному образовательном учреждении как фактор формирования музыкальной культуры старших дошкольников
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КГБОУ СПО «Барнаульский государственный педагогический колледж»
Отделение музыкально-художественного образования
Праздники в ДОУ как фактор формирования музыкальной культуры старших дошкольников
(дипломная работа)
Выполнила: студентка 391группы
Бурнос Анастасия Сергеевна
Научный руководитель: Сахно И. В.
Барнаул - 2013
Оглавление
Введение
Глава 1 Теоретические основы организации праздника как фактора формирования музыкальной культуры старших дошкольников
1.1 Характеристика и структура музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста
1.2 Значение праздника в формировании музыкальной культуры
Глава 2. Практическое использование праздников в формировании основ музыкальной культуры
2.1 Праздники в детском саду и их классификация
2.2 Подготовка и организация праздника в детском саду
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А
Введение
Социальные изменения в нашем обществе приводят и к изменению отношений к духовно - нравственным ценностям. Это значит, что высокий уровень культуры как фактор развития личности перестает быть безусловной ценностью современного социума. Музыка как вид искусства - самый доступный восприятию ребенка, следовательно, именно в детском возрасте должно начинаться становление музыкальной культуры. Что бы воспитать у детей чувства прекрасного, нужно наполнить жизнь ребенка положительными эмоциями, пробудить интерес к творчеству. Важную роль в этом могут играть праздники, которые должны способствовать развитию стойкого интереса к музыкальному искусству в целом. Особенность праздника - в комплексном воздействии всех художественных средств на восприятие, чувства, сознания ребенка. В связи с этим к педагогам, осуществляющим подготовку детского праздника, его проведение и закрепление детских впечатлений, предъявляются высокие требования. Однако, в связи с этим, сегодня существует важная проблема, волнующая как педагогов так и психологов. В следствии социальной нестабильности у детей уже в дошкольном возрасте возникают эмоциональные срывы, заторможенность, а у других развязность и суетливость. Одним из путей эмоционального раскрепощения. Снятия зажатости - его участь в празднике, где возникает уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями.
Таким образом, актуальность темы обусловлена необходимостью выявления эффективных форм работы, которые способствуют формированию музыкальной культуры дошкольников, что определило ее выбор.
Цель исследования: составить сценарий праздников способствующих формированию музыкальной культуры старших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования музыкальной культуры старших дошкольников.
Предмет исследования: Праздники в формировании музыкальной культуры Старших дошкольников.
Задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме.
Определить значение праздников, определить значение праздников в формировании музыкальной культуры старших дошкольников.
Методологической основой является: (авторы)
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение и систематизация теоретического материала.
Глава 1 Теоретические основы организации праздника как фактора формирования музыкальной культуры старших дошкольников
1.1 Характеристика и структура музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста
Основные положения понятия музыкальной культуры разработаны в педагогических трудах Д.Б. Кабалевского, Н.А. Метлова, Б.М. Асафьева, Н.П. Ветлугиной, О.П. Радыгиной и др.
Понятие «культура» прошло сложный путь исторического развития. На сегодняшний день философами насчитывается до 200 определений.
Как известно, культура имеет латинское происхождение «cultura» обозначающее «возделывание, воспитание, развитие» и поэтому музыкальную культуру детей можно рассматривать как специфическую субкультуру определенной социальной группы (дети дошкольного возраста). В ней можно выделить два компонента:
индивидуальная музыкальная культура ребенка, включающая его музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения, навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности;
музыкальная культура дошкольников, которая вктючает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей[12, с.58].
Обобщая взгляды выше названных ученых, можно выделить следующие компоненты музыкальной культуры личности ребенка: музыкальный интерес, музыкальные способности, способность эмоционального сопереживания музыке, музыкальная грамотность (музыкальные знания, умения, навыки), музыкальный вкус. Способность к самостоятельным творческим проявлениям в музыкальной деятельности, применимым в процессе формирования музыкальной культуры детей: восприятие, исполнительство, творчество.
Основой индивидуальной культуры ребенка можно считать его музыкальноэстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности
Как пишет О.П. Радынова, эстетическое сознание включает в себя понятие эстетического отношения ребенка к музыке. С его помощью происходит постижение музыкальных произведений, своих собственных впечатлений от них[12, с. 65].
Уровень музыкального сознания зависит от развития интереса к музыкальной деятельности, музыкальных способностей и общего развития детей. Первоначальные формы музыкально-эстетического сознания, проявляются уже в раннем возрасте: с 4-го года жизни дети проявляют интерес к музыке.
С 6-го года жизни формируются начала музыкального вкуса, способность к мотивированной оценке, сознательное суждение о средствах музыкального выражения. Так создаются предпосылки для осознанного восприятия музыки [10, с.146].
Музыкально-эстетическое сознание дошкольника включает в себя следующие элементы: потребность к музыке, являющейся стимулятором его активности в музыкальной деятельности (развивается с приобретением музыкального опыта); интерес к музыке, о котором будет сказано выше. Эстетическая эмоция, объясняющая эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке; эстетическое переживание, объединяющее эмоции, возникшие под влиянием музыки и осознание самой музыки; музыкальный вкус - способность наслаждаться высокохудожественной музыкой; оценка музыки - сознательное отношение к своим музыкальным запросам, переживаниям, вкусу, рассуждениям.
Соответствующий дошкольному возрасту объем музыкальной культуры общества ребенок перенимает в семье, детском саду, через средства массовой информации, музыкально-культурные учреждения.
Основное средство, при помощи которого формируется музыкально- эстетическое сознание и музыкальная культура в целом - это сама музыка.
Таким образом, основы музыкальной культуры могут быть заложены лишь в процессе восприятия детьми разнообразной музыки разных эпох и стилей, привыкания к ее интонационному языку. Старший дошкольный возраст характеризуется педагогами и психологами как особый период в воспитании и развитии ребенка. Он завершает дошкольное детство и является переходной ступенью к школьному обучению. Именно в этот период происходит активное формирование важных для последующего обучения развития черт поведения детей, деятельности, связанной с интеллектуальной нравственно-волевой и эмоциональной сферой.
По данным А.П. Новиковой, развитие детей этого возраста характеризуется становлением более сложных форм познавательной деятельности. Целенаправленнее протекает восприятие, развивается наблюдательность, подчинение определенной задаче [9].
Как пишет О.П. Радынова, при специальном руководстве развитием восприятия к концу дошкольного детства могут быть сформированы важные для художественной деятельности сенсорные способности: зрительная оценка пропорции, чувства ритма, восприятие, воспроизведение сложной многочастной формы в целом [12, с.103].
По данным исследователей Н.Л. Ветлугиной в старшем дошкольном возрасте происходит существенное точное развитие восприятия.
Эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью, тесно связано с личным опытом ребенка, с интересами [13, 168].
Как отмечает А.П. Новиков, опираясь на исследование психологов Л.Л. Венгер, А.В. Запорожец и др. к поступлению в школу восприятие старших дошкольников достигает высокого уровня. Но оно еще у них недостаточно дифференцировано и часто непроизвольно. Поэтому восприятие ребенка этого возраста обычно привлекается яркостью, подвижностью предмета, наглядностью. Кроме того, его характерная особенность - ярко выраженная эмоциональность.
Для становления произвольного восприятия необходимо систематическое обучение детей способом анализа воспринимаемого материала, выделение основных его элементов, принципов и ус...
Формирование культурного поведения у дошкольников
Формирования культуры поведения у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе. Основные психологические механизмы мотивации просоциальн...
Воспитание культуры поведения старших дошкольников
Характеристика психолого-педагогических особенностей формирования культуры поведения в старшем дошкольном возрасте. Описание основных методов воспитан...
Опытно-экспериметальная работа по развитию познавательной мотивации старших дошкольников в образовательном процессе ДОУ
Понятие, функции и особенности познавательной мотивации дошкольников, средства, условия, технологии и методы ее формирования. Выявление уровня развити...
Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности
Состояние и развитие проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников. Цель, задачи и организация опытно-поисковой работы по...
Педагогические условия профилактики эмоционального неблагополучия у старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении
Изучение причин эмоционального неблагополучия дошкольников. Определение системы педагогических условий для благоприятного развития детей в условиях до...