Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Педагогические условия профилактики эмоционального неблагополучия у старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Изучение причин эмоционального неблагополучия дошкольников. Определение системы педагогических условий для благоприятного развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Ориентация ребенка на адекватные способы и средства коммуникации.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление

эмоциональный дошкольник неблагополучие педагогический

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы профилактики эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста

1.1 Эмоциональное благополучие и его влияние на развитие личности ребенка дошкольного возраста

1.2 Причины эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста

1.3 Способы профилактики эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста

Глава II. Технология профилактики эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

2.1 Диагностика характера эмоционального неблагополучия у старших дошкольников

2.2 Внедрение в практику воспитания старших дошкольников системы педагогических условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие ребенка

2.3 Анализ результатов проведенной работы

Заключение

Рекомендации по созданию условий воспитания, способствующих эмоциональному благополучию детей дошкольного возраста

Список литературы

Введение

В настоящее время педагоги дошкольных учреждений и начальной школы, а также родители все чаще отмечают проявления нетерпимости, агрессивности, психического напряжения, тревожности, обид у детей. В последние годы в системе образования прослеживалась тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделялось недостаточное внимание. Детский сад и школа всегда имели дело с условной массой усредненных воспитанников и учеников, и вместе с тем любому педагогу приходилось сталкиваться в своей практике с трудными, нестандартными детьми, успеваемость и поведение которых не укладываются в общепринятые рамки и внушают озабоченность и беспокойство. Не говоря уже о том, что каждый человек - это целый мир со своими проблемами, эмоциональными реакциями, особенностями психики. Воспитание чувств у ребенка должно служить прежде всего формированию гармонически развитой личности, и одним из показателей этой гармонии является определенное соотношение интеллектуального и эмоционального развития. Недооценка этого требования, как правило, ведет к преувеличенному, одностороннему развитию какого-то одного качества, чаще всего интеллекта, что, во-первых, не дает возможности глубоко понять особенности самого мышления и управления его развитием, а во-вторых, не позволяет до конца уяснить роль таких мощных регуляторов поведения ребенка, как мотивы и эмоции.

Неслучайно в последнее время намечается тенденция более бережного и внимательного отношения к психике детей. В ДОУ и школах повсеместно расширяется сеть психологической службы, призванной участвовать в охране и профилактике психического здоровья детей, в создании благоприятной атмосферы для развития ребенка. Тем не менее, главными действующим лицом в образовательном учреждении со "взрослой стороны" остается педагог, и решать проблемы психологических затруднений детей в процессе обучения приходится ему.

Данная работа посвящена одной из актуальных психолого-педагогических проблем - профилактике эмоционального неблагополучия дошкольников в условиях детского сада, т.к. эмоциональная сфера играет огромную роль в жизнедеятельности человека. Она помогает внутренней регуляции поведения. Под влиянием эмоций изменяется течение всех познавательных процессов. Эмоции служат способом познания мира, общения, насыщают жизнь богатством переживаний. Отрицательные эмоциональные состояния мешают полноценному и свободному развитию личности. Всем известна крылатая фраза: "Проблема родом из детства". Действительно, эмоциональное неблагополучие ребенка решающе влияет на его развитие в целом, приводит к искажению, либо задержке развития психики. По мнению ученых педагогов и психологов, дошкольный возраст - решающий в процессе становления фундаментальных образований личности. Это возраст, который ещё сохраняет сензитивность (чувствительность) для переформирования и доформирования базовых основ личности, достижения оптимального уровня развития. Более поздние периоды постепенно утрачивают эту возможность, и потому коррекционно-развивающая работа протекает с большим трудом, со значительным сопротивлением уже сложившихся психологических механизмов; требует неоправданных нервных усилий, энергетических затрат от детей и от взрослых, более длительной и специальной психолого-педагогической помощи.

Что же такое эмоциональное благополучие? Данное понятие интерпретируется, как длительное положительное самочувствие ребенка, при устойчивых положительных эмоциональных переживаниях, при удовлетворенности ребенка самоотношением и отношением к нему окружающих людей (51). Поэтому важным условием развивающей среды ребенка-дошкольника является создание атмосферы доверительности и открытости, "эмпатического" проживания с ребенком его проблем, бодрого, жизнерадостного настроения.

Тема данной работы - "Педагогические условия профилактики эмоционального неблагополучия у старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении".

Объектом исследования работы явился процесс профилактики эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста.

Предметом исследования - педагогические условия профилактики эмоционального неблагополучия у старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении

Основной целью работы предстояло определение педагогических условий профилактики эмоционального неблагополучия старших дошкольников в условиях ДОУ.

Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

- осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме профилактики эмоционального неблагополучия дошкольников;

- выявить исходный уровень эмоционального благополучия в группе старших дошкольников;

-изучить причины эмоционального неблагополучия детей в экспериментальной группе;

- определить и экспериментально проверить систему педагогических условий для благоприятного эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения;

- составить рекомендации по созданию условий, способствующих профилактике эмоционального неблагополучия у старших дошкольников.

Гипотеза исследования: профилактика эмоционального неблагополучия у старших дошкольников будет протекать эффективно при следующих педагогических условиях:

· создание в ДОУ атмосферы доверительности и открытости, "эмпатического" проживания с ребенком его проблем, бодрого, жизнерадостного настроения;

· организация совместных форм игровой и продуктивной деятельности ребенка со взрослым;

· ориентация ребенка на адекватные способы и средства коммуникации и организацию их усвоения;

· повышение педагогической культуры воспитателей и родителей.

При проведении исследования по данной проблеме использовались следующие методы:

- главные: наблюдение и эксперимент;

- вспомогательные: анализ психолого-педагогической литературы, беседы с педагогами, анкетирование родителей, беседы с детьми, проективное тестирование детей.

Структура работы отражает содержание и результат исследования, логику изложения материала. Состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений, в которых помещен практический материал опытно-экспериментальной работы.

Глава I. Теоретические основы проблемы профилактики эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста

1.1 Эмоциональное благополучие и его влияние на развитие личности ребенка дошкольного возраста

Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причем это не холодное, рассудочное отношение, а своеобразное переживание. Одни события вызывают радость, другие - негодование, одни вещи нравятся, другие вызывают неудовольствие, одних людей он любит, к другим равнодушен. Речь идет об эмоциональном восприятии окружающего мира.

Над проблемой изучения и развития эмоций работали отечественные и зарубежные ученые - педагоги, психологи, физиологи. Широко известны труды Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожец, Л.А. Венгера, Л.И. Божович, А.М. Фонарева, И. П. Павлова, П.К. Анохина, К.Д. Ушинского, Н.Н. Поддьякова, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелевой, Е. Гаспаровой, А.И. Захарова, Т.Н. Дороновой, З.И. Фрейда, К.Е. Изарда, С.Л. Рубинштейна и многих других ученых, которые доказали, что эмоциональная сфера является важной характеристикой психической деятельности человека, раскрыли роль эмоций, как одну из главных в жизнедеятельности человека, т.к. эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются.

По-прежнему не существует однозначного определения эмоций - самого распространенного феномена эмоциональной жизни человека. В "психологическом словаре" эмоциям дано академически сдержанное, обобщенное определение: "Эмоции (от лат. emovere _ потрясать, волновать) - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта" (37). Эмоции, по В.А. Крутецкому, - непосредственное чувственное переживание человеком в данный момент (25).

По определению психологов, эмоция...

Другие файлы:

Педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия детей в дошкольном образовательном учреждении
Причины возникновения отрицательных эмоций ребенка как психических процессов, связанных с инстинктами. Выявление и условия создания эмоционального бла...

Опытно–поисковая работа по изучению организации работы по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении
Педагогические условия организации работы по физической культуре детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Развитие способно...

Конструирование в дошкольном образовательном учреждении
Создание предметно-развивающей среды для организации работы по развитию конструктивной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Методичес...

Дошкольное образовательное учреждение
Особенности правового регулирования сферы дошкольного образования. Основные направления работы по реализации прав ребёнка в дошкольном образовательном...

Здоровьесбережение в дошкольном образовательном учреждении
Место здоровьесберегающих технологий в образовательной среде дошкольного образовательного учреждения. Общие вопросы управления процессом здоровьесбере...