Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Педагогические условия творческого саморазвития студентов дистанционной формы обучения

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Анализ эффективности организационно-педагогических условий творческого саморазвития студентов дистанционной формы обучения. Оценка введения в учебный процесс спецкурса "Использование информационно-коммуникационных технологий в дистанционном обучении".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

Современный этап развития общества предполагает необходимость быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию и постоянно самосовершенствоваться. Уже недостаточно совместных усилий учителя и студента для достижения превосходного результата, на первый план выходит процесс творческого саморазвития студентов, особенно дистанционной формы обучения. Вместе с тем создаются новые технологии, интеграция и применение которых является основной задачей грамотного специалиста.

Творчество учителя предполагает комплексное и вариативное использование всей совокупности полученных знаний и практических умений, заключается в видении, осмыслении и решении возникающих проблем, готовности к субъект-субъектному взаимодействию, способности к рефлексии, признании своих будущих студентов субъектами образовательного процесса.

Усиление внимания к проблеме саморазвития сопряжено с пониманием ее определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам человека как самостоятельность, инициативность, активность, способность к саморазвитию. Изменение социально-политических, социально-экономических условий жизни, демократизация и гуманизация образования вызывают необходимость творческого саморазвития человека. В связи с этим проблема саморазвития и использования личностного потенциала приобретает в настоящее время качественно новый уровень.

В массовой практике подготовка будущих специалистов в основном ориентирована на педагога, способного передавать учебную информацию и контролировать ее результаты, а не на педагога способного создавать образовательную развивающую среду для своих учеников. Проблему развития индивидуальности, творческих способностей, активности, самостоятельности, ответственности у студентов может решить педагог, обладающий этими качествами, осознающий собственную субъектно-творческую позицию. Таким образом, социально-образовательная ситуация требует от педагога умений жить и работать в условиях постоянно меняющегося мира, быть готовым к решению психолого-педагогических задач в обучении и воспитании студентов как субъектов учебного процесса.

Как нигде подобный подход характерен для системы дистанционного обучения. Развитие студента определяется его включением в различные виды деятельности и в систему межличностных отношений. Но не всегда есть возможность сделать это непосредственно. Следовательно, сегодня необходимо выявить и активно использовать те виды учебно-познавательной деятельности, которые способствуют процессу саморазвития.

Так, в исследованиях, обращенных к проблеме творческого саморазвития (В.И. Андреев, Н.Р. Битянова, А.И. Буренина, Е.А. Варнавских, Г.И. Иванов, Н.Е. Коробкина, А.С. Косогова, Ю.Н. Кулюткин, Ю.А. Лобейко,Г.А. Медяник, Е.Е. Чудина, Г.А. Федотова.. и др.) доказано, что требованиям сегодняшнего дня отвечает саморазвивающая личность, способная осознать и принять ценностно-целевые установки на овладение механизмом творческого саморазвития в рамках субъектной позиции к собственной жизнедеятельности. Процесс творческого саморазвития взрослого человека, по мнению ученых, следует рассматривать в рамках системологического подхода, который дает возможность изучить не только механизмы, внутреннюю структуру и основные компоненты феномена, но и условия и факторы, оказывающие влияние на динамику и направленность саморазвития. В педагогической литературе раскрыты сущность самопознания и саморазвития, определенные аспекты творческого саморазвития будущих педагогов в учебной деятельности. Актуальность исследования обусловлена потребностью педагогической науки в разработке эффективных педагогических условий творческого саморазвития студентов дистанционной формы обучения.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность организационно-педагогических условий творческого саморазвития студентов дистанционной формы обучения.

Объект исследования: творческое саморазвитие студентов дистанционной формы обучения.

Предмет исследования: педагогические условия творческого саморазвития студентов дистанционной формы обучения.

Гипотеза исследования: одним из эффективных педагогических условий формирования способности к творческому саморазвитию является введение в учебный процесс спецкурса «Использование инфокоммуникационных технологий в дистанционном обучении»;

Цель и гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Выявить и экспериментально проверить эффективность организационно-педагогических условий, влияющих на творческое саморазвитие студента дистанционной формы обучения.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- концепции профессионально творческого саморазвития (В.И.Андреев, Л.Н. Макарова, В.Г. Маралов, Е.Е. Чудина, И.А. Шаршов);

- формирования творческой направленности личности (Л.И. Божович, Л.П. Гимпель, В.А. Дмитриева, Б.И. Додонова, СЕ Евтушенко, А.Н. Зимина, А.К. Ковалева, В.Т. Кудрявцева, М.З. Неймарк, П.Н. Осипов, А.В. Петровский, Е.В. Пчелинцева, Н.Н. Подьяков, С.Л. Рубинштейну, В.Э. Чудновский и др.);

Базой исследования является: центр дистанционного обучения Нижнекамский филиал института экономики управления и права.

Методы исследования: анализ философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; педагогический эксперимент; моделирование, анкетирование, тестирование, анализ продуктов творческой деятельности студентов (сочинения, творческие работы, творческие проекты) и выполнения учебных заданий, беседы, наблюдения.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования педагогических условий самореализации студентов дистанционной формы обучения

творческий саморазвитие дистанционный обучение

1.1 Особенности дистанционного обучения

Система дистанционного обучения, как самостоятельная форма появилась в XX веке. Предпосылкой её возникновения стало бурное развитие информационных технологий и как результат возможность передачи информации на большие расстояния.

Сопоставляя данные можно заключить, что дистанционное обучение -- это новая, специфичная форма обучения, несколько отличная от привычных форм очного или заочного обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Вместе с тем как любая форма обучения, любая система обучения она имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения. Последние три компонента. В дистанционной форме обучения обусловлены спецификой используемой технологической основы (например, только компьютерных телекоммуникаций, компьютерных телекоммуникаций в комплексе с печатными средствами, компакт-дисками, так называемой кейс-технологией) [15, С. 56].

Не следует смешивать заочное и дистанционное обучения. Их главное отличие в том, что при дистанционном обучении обеспечивается систематическая и эффективная интерактивность. Следует рассматривать дистанционное обучение как новую форму обучения и соответственно дистанционное образование (как результат, так и процесс, систему) как новую форму образования. Хотя оно не может рассматриваться как система совершенно автономная. Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями и содержанием, что и очное обучение. Но формы подачи материала и формы взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой различны. Дидактические принципы организации дистанционного обучения (принципы научности, системности и систематичности, активности, принципы развивающего обучения, наглядности, дифференциации и индивидуализации обучения) те же что и в очном обучении, но отлична их реализация которая обусловлена спецификой новой формы обучения, возможностями информационной среды Интернет, ее услугами [31, С. 28].

Таким образом, с одной стороны, дистанционное обучение следует рассматривать в общей системе образования (непременно в системе непрерывного образования), предполагая при этом преемственность отдельных ее звеньев. С другой, дистанционное обучение необходимо различать как систему и как процесС. Как и в других формах обучения, дистанционное обучение предполагает теоретическое осмысление этапа педагогического проектирования, ее содержательной и педагогической (в плане педагогических технологии, методов, форм обучения) составляющих. Следовательно задачами этапа педагогического проектирования являются: создание электронных курсов, электронных учебников, комплексов средств обучения, разработка педагогических технологий организации процесса обучения в сетях.

Можно выделить ряд характеристик дистанционного обучения. Курсы дистанционного обучения предполагают тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов, которые должны обеспечивать интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, предоставлять возможность группового обучения. Наличие эффективной обратной связи позволяющей ученику получать информацию о правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Мотивация -- также важнейший элемент любого курса дистанционного обучения. Для её повышения,...

Другие файлы:

Современные подходы к профессиональному саморазвитию студентов
Психолого-педагогические аспекты понимания саморазвития личности. Педагогическая практика и самостоятельная работа - методы профессионального саморазв...

Педагогические условия реализации современных требований к уроку
Исторические аспекты возникновения урока как организационной формы обучения. Теории и методологии учебно-воспитательного процесса в современной школе....

Педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме творческого мышления. Особенности творческого мышления у младших школьников. Содержание обучени...

Отечественная история
Учебно-методический комплекс для студентов дистанционной формы обучения всех специальностей....

Методические указания для выполнения курсовой работы для студентов заочной (дистанционной) формы обучения Москва 2005