Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Педагогические условия реализации современных требований к уроку

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Исторические аспекты возникновения урока как организационной формы обучения. Теории и методологии учебно-воспитательного процесса в современной школе. Основные педагогические условия организации и проведения урока, его традиционные и нетрадиционные формы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

2

Размещено на

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 Урок - основная форма организации обучения в современной школе

1.1 Исторические аспекты возникновения урока как

1.2 Исходные теоретические позиции урока

ГЛАВА 2 Педагогические условия организации и проведения урока

2.1 Триединая цель урока как главное условие успешной организации и проведения урока

2.2 Содержание учебного материала - стержень урока

2.3 Выбор методов и форм обучения - важное условие проведения урока

2.4Организация учебной деятельности учащихся на уроке

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Основной формой организации обучения является - урок.

За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем дает более 25 тысяч уроков. В процессе подготовки и проведения урока ему приходится решать сложнейшие вопросы современной педагогической теории и практики.

«Уроку отводится не менее 98% учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посетит почти 10 тысяч уроков. Ему посвящена каждая четвертая книга или брошюра по дидактике. Его авторитет так высок и прочен, что не подвергается сомнению даже самых смелых критиков. Урок служит своеобразным полигоном для проверки разных типов обучения: от догматического и объяснительно - иллюстративного до проблемно - развивающего, подвергаясь воздействию новаторских методов и средств обучения. И если многие из них не выдержали испытания и не способствовали результативности образования, то сомнению подвергался не урок, а те или иные теоретические положения и рекомендации, вытекающие из них», и с этой оценкой роли урока, данной профессором В.С. Безруковой, нельзя не согласиться.

Урок является живой клеточкой учебно - воспитательного процесса, все самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке. И если директор школы, его заместители, заведующие предметными кафедрами не доходят до учителей, до классов, не изучают урок, посещая его от случая к случаю методом «лихого кавалерийского наскока», все другие дела таких руководителей в школе теряют смысл. Урок должен быть не только творческой мастерской учителя, но и творческой лабораторией руководителя, а его кабинет - местом для оформления тех мыслей, которые возникли при наблюдении за ходом урока учителя.

Объект исследования: Урок - основная форма организации обучения

Предмет исследования: изучение дидактической основы организации процесса обучения и его проведение в соответствии с требованиями к уроку

Цель исследования: Рассмотреть педагогические условия реализации современных требований к урокам технологии

Задачи исследования:

- изучить состояние проблемы …..в литературе;

- выявить проблему методики педагогических условий реализации современных требований к уроку;

- сформулировать критерии отбора материалов;

- разработать сочетания теоретического и практического обучения;

- разработать задания на повышение эффективности обучения.

Гипотеза исследования: При изучении педагогических условий реализации современных требований к урокам технологии возможно повышение эффективности обучения в школе

ГЛАВА 1 Урок - основная форма организации обучения в современной школе

1.1 Исторические аспекты возникновения урока как организационных форм обучения

Можно было бы и дальше цитировать бесчисленное количество высказываний ученых характеризующих урок с различных сторон, с различных точек зрения. И все их авторы по - своему правы, ибо оценить такую сложнейшую систему, как урок, во всей её многогранности и многоаспектности через ракурс какой - либо одной позиции невозможно.

Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных формах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количеством учащихся, охваченных обучением; особенностями отдельных учебных процессов; местом и временем учебной работы учащихся; обеспеченностью учебниками и учебными пособиями.

В дидактике предпринимаются попытки дать определение организационной формы обучения: «важнейший компонент учебного процесса, в котором выражена четкая, протекающая во времени организация учебной деятельности учащихся, взаимосвязанная с деятельностью учителя» (В.Н. Максимова); «взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определённым, заранее установленным порядком и режимом» (И.Я. Левнер) и другие.

Представляется более обоснованным подход И.М. Черенова к определению организационных форм обучения. Исходя из философского понимания формы как внутренней организации содержания, охватывающей систему устойчивых связей предмета, он определяет организационную форму обучения как специальную конструкцию процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приёмами, средствами, видами деятельности учащихся. Такая конструкция представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым является процесс взаимодействия учителя с учениками при работе над определённым учебным материалом. Следовательно, формы обучения нужно понимать как конструкции отрезков процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определённого содержания учебного материала и освоению способов деятельности.

Процесс обучения реализуется только через организационные формы, которые выполняют интегративную роль, обеспечивая объединение и взаимодействие всех его компонентов. Совокупность форм, объединенных по признаку связи учащихся и учителя посредством учебного материала и дополняющих друг друга, составляет организационную систему обучения.

Организационные формы и системы обучения историчны: рождаются, развиваются, заменяются одна другой в зависимости от уровня развития общества, производства, науки и образовательной теории и практики.

Так, в Древней Греции, в Афинах, дети учились у грамматиста и кифариста, потом в палестре, были школы также повышенного типа - гимназии и эфебии. В школах индивидуальные занятия сочетались с коллективными. Сначала учитель раскрывал свиток и ученики, подходя по очереди, вслух читали текст, потом хором повторяли прочитанное. Упражнения писали стилем на дощечках, покрытых воском. Использовалась драматизация, когда ученики выступали в роли букв, из которых складывались слоги и слова. Умственная тренировка шла в непринуждённых беседах учителя с учениками и в дискуссиях. Физическое воспитание и музыкальное образование проходили в форме индивидуальных и коллективных занятий. Образовательный процесс осуществлялся от восхода до заката солнца. Домашних заданий не было.

В истории педагогики и образования наибольшую известность получили три основных организационных системы обучения, отличающихся одна от другой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности учащихся, степенью их самостоятельности и спецификой руководства учебным процессом со стороны учителя: индивидуальная, классно - урочная и лекционной - семинарская системы.

Система индивидуального обучения сложилась ещё в первобытном обществе как передача опыта от одного человека другому, от старшего к младшему. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал опыт посредством говорящих знаков своему потенциальному преемнику, занимаясь с ним индивидуально.

По мере развития научного знания и расширения доступа к образованию большего круга людей система индивидуального обучения своеобразно трансформировалась в индивидуально - групповую. Учитель по - прежнему обучал индивидуально 10 - 15 человек. Изложив материал одному, он давал ему задание для самостоятельной работы и переходил к следующему. Закончив работу с последним, учитель возвращался к первому, проверял выполнение задания, излагал новую порцию материала, давал задание, и так до тех пор, пока ученик, по оценке учителя, не освоит науку, ремесло или искусство. Содержание задания было строго индивидуализировано, поэтому в группе могли быть ученики разного возраста, разной степени подготовленности. Начало и окончание занятий для каждого ученика, а также сроки обучения тоже были индивидуализированы. Учитель редко собирал всех учеников группы для коллективных бесед, наставлений.

В средние века в связи с увеличением количества обучающихся появилась возможность подбирать в группы детей примерно одного возраста. Это обусловило необходимость создания более совершенной организационной системы обучения. Ею стала классно - урочная система, разработанная в семнадцатом веке. Я.А. Коменским и описанная им в книге «Великая дидактика». Требования к уроку довольно многогранны. Существует ряд подходов к сущности урока. Исходя из этого, нами выбрана указанная тема, неувязка урока интересовала многих методистов, психологов, педагогов. Такие авторы как - Я.А. Коменский, И.Ф. Герберт, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Я.В. Давид давали разные формы урока. Наибольшее распространение получила классно-урочная система обучения Я.А. Коменс...

Другие файлы:

Современный урок математики, требования к нему
Психолого-педагогические основы современного урока. Структура и типология современного урока. Требования к современному уроку. Реализация требований к...

Педагогические условия формирования ценностных ориентаций на сохранение здоровья в процессе спортивной тренировки и соревновательной деятельности юных каратистов
Роль физической культуры и спорта в сохранении здоровья народа и реализации функции здоровьесбережения занимающихся. Педагогические условия формирован...

Вимоги до сучасного уроку
Дидактичні вимоги до сучасного уроку. Мета уроку, психологічні вимоги до уроку. Організація пізнавальної діяльності учнів. Врахування вікових особливо...

Современный урок истории и требования к его проведению
Урок в школе как целостная система. Типология и структура разных типов уроков в соответствии с требованиями к современному уроку. Анализ общих требова...

Педагогические пути и условия формирования самостоятельности в деятельности младших школьников
Социально-психологическая характеристика младшего школьного возраста. Противоречия, возникающие в связи с поступлением ребенка в школу. Самостоятельно...