Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Сущность и обеспечение самореализации учащихся. Особенности осуществления самореализации учащихся в музыкальной деятельности. Педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности: теоретический и практический аспекты проблемы.
Краткое сожержание материала:

75

Федеральное агентство по образованию

Педагогический институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

"Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского"

Кафедра теории и методики музыкального образования

Педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности

Выпускная квалификационная (дипломная) работа

студентки 5 курса

факультета искусств и художественного образования

Специальность: 050601 "Музыкальное образование"

Бочкаревой Натальи Александровны

Автор ВКР: Бочкарева Н.А.

Научный руководитель:

к. п. н. Кузьмина С.В.

Зав. кафедрой:

к. п. н., доцент Мещанова Л.Н.

Саратов, 2010

Содержание

  • Введение
    • Глава I. Психолого-педагогические основы самореализации учащихся в музыкальной деятельности
    • I.1 Сущность самореализации учащихся
    • I.2 Особенности осуществления самореализации учащихся в музыкальной деятельности
    • Глава II. Теоретические и практические аспекты педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности
    • II.1 Педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности
    • II.2 Методические рекомендации по организации педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности
    • Заключение
    • Библиографический список использованной литературы
    • Приложения

Введение

Актуальность исследования. На данный момент в сфере образования в ее теоретических и практических изысканиях наиболее ярко выделяется позиция субъектной значимости человека - ученика или учителя, уточняются его активные деятельностные начала, индивидуальный внутренний потенциал, личный опыт, резервы развития и т.д. Вследствие этого субъектные возможности и способности человека все более учитываются и используются в осуществлении различных научных исследований: философских, социологических, психологических и многих других.

Так, анализ психологической литературы показал, что саморазвитие предполагает наличие таких основных психических образований, как: рефлексия, целеполагание, планирование и предвосхищение своего поведения. Следовательно, индивид, осознавая свои реальные достижение и недостатки, испытывает потребность в самосовершенствовании, самодвижении, в построении себя как личности посредством целенаправленной активной деятельности, межличностного общения, что обеспечивает переход на более высокую ступень организации.

Знание о закономерностях осуществления развивающего влияния воспитуемого на себя преобразовалось на рубеже XX и XXI вв. как самостоятельное направление педагогической науки - педагогика саморазвития. Ключевой категорией педагогики саморазвития является творческая самореализация, а мерилом ее эффективности - достижения личности и степень удовлетворенности ими. В рамках педагогики саморазвития сформировалось понимание творческой самореализации как процесса, основывающегося на креативности субъекта в проявлении себя, предполагающего посредством приложения своих творческих сил (потенциала) создание и получение творческих продуктов деятельности и результатов, в том числе изменения в себе. Роль педагогов в саморазвитии определяется как предоставление возможности самореализации индивида в активной деятельности (В.И. Андреев, А.В. Бояринцева, Д.Н. Васильева, Л.Д. Лебедева и др.).

Обеспечение самореализации учащихся провозглашается Концепцией модернизации российского образования на период до 2010г. в качестве одной из приоритетных педагогических задач. В настоящее время для разрешения проблемы поддержки самореализации учащихся сложились объективные предпосылки. Тема актуализации личностных потенций учащихся отражена в исследованиях Л.В. Бурой, Л.Н. Дроздиковой, В.Е. Кемерова, М.Ю. Коваленко, Е.А. Никитиной и др. Проблема содействия творческой самореализации подростков в детских общественных организациях, учреждениях дополнительного образования рассматривается Н.Г. Крыловой, С. Сулеймановой, Е.И. Тихомировой, Е.Е. Чепурных и др.

В ряде исследований отечественных авторов (Г.И. Батыршина, С.В. Кузьмина и др.), в том числе в Концепции лаборатории проблем дополнительного образования Института общего и среднего образования РАН актуализирована необходимость самореализации подрастающего поколения в области музыкального искусства. Однако в массовой общеобразовательной практике данная проблема продолжает решаться традиционными способами. Зачастую педагогами применяются авторитарный стиль взаимодействия с учащимися и устаревшие методы обучения, направленные на исполнение ими музыкальных произведений по заданному образцу, а не на самостоятельное творческое самовыражение.

Таким образом, решение проблемы содействия максимальной реализации учащимися личностных возможностей данной задачи осложняется недостаточной систематизацией и научной обоснованностью различных аспектов самореализации учащихся в музыкальной деятельности, а также зависимостью данного феномена от условий организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, сформировавшихся в различных типах образовательных учреждений. Изучение зарубежных и отечественных концепций, посвященных теме актуализации личностных потенций субъекта в реально меняющихся жизненных условиях, выявило противоречие в толковании понятия "самореализация". Это обусловило необходимость уточнения сущности исследуемого феномена, выявления и обоснования педагогических условий для ее осуществления учащимся, чтобы в дальнейшем исследовании обосновать способы и методы организации процесса самореализации школьников в музыкальной деятельности.

Все вышеизложенное позволило нам сформулировать тему дипломной работы: "Педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности", которая представляется актуальной в силу ее недостаточной разработанности в теории и методике музыкального образования и усиления практической значимости.

Цель дипломной работы состоит в выявлении педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности.

Объект исследования: процесс развития творческого потенциала школьников в музыкальной деятельности.

Предмет исследования: педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности.

В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

на основе междисциплинарного анализа научных источников уточнить сущность понятия "самореализация учащихся";

определить особенности самореализации учащихся в контексте музыкальной деятельности;

выделить педагогические условия самореализации школьников в музыкальной деятельности;

сформулировать и предложить методические рекомендации по организации условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности.

Методологическими основами дипломной работы послужили концептуальные идеи, раскрывающие сущность, содержание и структуру процесса самореализации личности (Б.Г. Ананьев, Л.Н. Коган, Л.А. Коростылева, А. Маслоу, И.И. Резвицкий, К. Роджерс и др.); парадигма гуманного личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.); теория свободного воспитания (О.С. Газман, Н.Б. Крылова и др.); положения теории деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др.); исследования педагогических условий самореализации учащихся (С. Сулейманова, Е.А. Никитина, С.В. Кузьмина и др.); научные труды в области педагогики и методики музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Б.В. Асафьев, Е.Д. Критская, Р.А. Тельчарова, Л.В. Школяр и др.).

В дипломной работе применен комплекс методов исследования: сравнительный анализ философской, социологической, психолого-педагогической, музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение передового педагогического опыта; изучение собственного опыта работы; индивидуальные и групповые беседы с учащимися, педагогами; анализ творческих работ учащихся.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы дипломной работы, определена цель, сформулированы цель, задачи, объект и предмет исследования, представлены теоретические и методические основы данного исследования.

В первой главе дан анализ сущности самореализации как педагогической категории, рассмотрены особенности самореализации учащихся в контексте музыкальной деятельности.

Вторая глава посвящена раскрытию педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности. Особое внимание уделено рассмотрению способов и путей обеспечения успешной самореализации школьников в музыкальной деятельности на примере собственного опыта работы в МОУ "СОШ № 3" г. Балашова.

Результаты проведенного исследования сведены в заключении.

Список литературы содержит труды по педагог...

Другие файлы:

Педагогические условия развития музыкальной культуры подростков в процессе восприятия современной музыки
Психолого-педагогические обоснование развития музыкальной культуры подростков. Сущность развития эмоционально-культурного отношения. Адекватность восп...

Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений в современном образовательном пространстве
Организация исследовательской деятельности учащихся как актуальная психолого-педагогическая проблема в современном образовательном пространстве, ее пс...

Создание педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности
Педагогические условия развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности. Понятие детского творчества и семейного воспитания. Воспитат...

Организационно-педагогические условия творческой деятельности учащихся в процессе освоения информатики
Изучение специфики творческой деятельности учащихся и информационной насыщенности образовательной среды учебного заведения. Методика организации творч...

Психолого-педагогические условия развития ученического самоуправления
Социально-психологические особенности коллективов ПТУ, а также их внешняя и внутренняя организационная структура. Специфика системы ученического самоу...