Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Психолого-педагогические условия развития ученического самоуправления

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Социально-психологические особенности коллективов ПТУ, а также их внешняя и внутренняя организационная структура. Специфика системы ученического самоуправления. Социально-педагогические аспекты организации самоуправленческой деятельности учащихся.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Психолого-педагогические условия развития ученического самоуправления

Введение

На сегодняшний день стоит вопрос о развитии ученического самоуправления. Особую остроту данная проблема приобретает в связи с тем, что в процессе адаптации выпускников профессионально-технических училищ к реальной производственной деятельности нередко возникают затруднения, связанные именно с особенностями работы в коллективе. Поэтому чрезвычайно актуальным становится вопрос о подготовке будущих специалистов к работе в групповой ситуации. Осуществлять ее целесообразно уже в процессе обучения в ПТУ, чтобы будущие квалифицированные рабочие и специалисты с самого начала своей трудовой деятельности были на уровне современных требований, а их совместные действия отличались слаженностью и результативностью. Такая подготовка будет способствовать и совершенствованию учебно-воспитательного процесса в ПТУ.

Объект исследования - деятельность учащихся в коллективе.

Предмет исследования - условия, позволяющие развить самоуправление учащихся в коллективе.

Цель исследования - разработка методических рекомендаций по организации ученического самоуправления в учебной группе ПТУ.

Гипотеза: учет психолого-педагогических условий развития ученического самоуправления в системе профтехобразования способствует более эффективному и качественному протеканию учебного процесса в ПТЗО, что, в свою очередь, обеспечивает более высокий уровень и качество профессиональной подготовки учащихся, а также облегчает адаптацию к реальной производственной деятельности.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть социально-психологические особенности коллективов ПТУ, а также их внешнюю и внутреннюю организационную структуру.

2. Изучить лидерство в коллективе.

3. Исследовать специфику системы ученического самоуправления.

4. Ознакомиться с социально-педагогическими аспектами организации самоуправленческой деятельности учащихся в процессе ПО.

коллектив организационный самоуправление учащийся

1. Психологические особенности ученического самоуправления

1.1 Социально-психологические особенности коллективов ПТУ

Профессионально - технические училища - это устойчивые учебно-производственные объединения, имеющие свои задачи. Они являются основным источником непрерывного и организованного пополнения состава рабочего класса квалифицированными рабочими. Основной состав в ПТУ-молодежь 15-17 лет. Поступив в ПТУ, учащийся одновременно с овладением какой-либо профессией обязан пройти программу средней школы и, следовательно, завершить общее среднее образование. Таким образом, задачи, цели профтехучилищ распадаются на 2: учебно-воспитательная и профессиональная.

В процессе ПО учащиеся практически овладевают профессиональными ЗУН, отвечающие современному уровню развития техники.

Педагогический коллектив также имеет двойной состав. Он состоит из мастеров ПО и преподавателей по общеобразовательным дисциплинам. Преподаватели и мастера ПО в большинстве своем отличаются как своей теоретической подготовкой, так и социальной ролью, которую они играют в коллективе училища. Педагоги имеют высшее образование, мастера ПО - в большинстве своем среднее или средне-техническое. Роль мастеров ПО в общении и воспитании более значительна как в силу своих обязанностей, так и по субъективным представлениям учащихся. Мастер ПО - основной руководитель. Он осуществляет ПО учащихся, а, следовательно, как квалифицированный специалист выступает для учащихся образцом, человеком-моделью.

Учеба - не единственная цель коллектива ПТУ. Цели коллективов училищ - многоплановые. В период обучения учащийся не только осваивает профессию и завершает среднее образование, но и участвует в других видах деятельности: общественно-полезной, спортивной. Каждая учебная группа, таким образом, ставит перед собой разнообразные цели: повышение культурного уровня членов коллектива, воспитательные, спортивные. В совместной деятельности по достижению всех этих целей коллектив рождается, развивается и сплачивается. Только тогда цели будут сплачивать учащихся, когда они будут осознаны всеми членами коллектива. Повышение же сплоченности коллектива в свою очередь способствует борьбе за новые, более высокие цели. Чем более зрелым является коллектив, тем более высокие цели он ставит перед собой.

В ходе созидательного и учебного труда учащиеся осознают свою связь с обучением, усваивают идеалы и требования не только своего учебного коллектива и базового предприятия, на котором они работают, но и общества в целом. У учащихся формируется ответственность, чувство гражданского долга, мировоззрения, профессиональные интересы.

1.2 Внешняя и внутренняя организационная структура коллектива ПТУ

На процесс функционирования учебной группы серьезное влияние оказывает ее организационная структура.

Коллектив ПТУ имеет следующую внешнюю организационную структуру: в состав училища входит большое количество учебных групп; их количество может быть различным. ПТУ имеют в своем составе 2 педагогических коллектива - мастеров и преподавателей по общеобразовательным дисциплинам, в каждом из которых есть свой руководитель.

Учебная группа как первичный коллектив также имеет свою внешнюю и внутреннюю структуру и свои органы самоуправления.

Каждой группой, помимо педагогов, руководит мастер ПО. Его ближайшим помощником является актив группы, то есть лица, входящие в органы самоуправления.

Внутренняя структура учебной группы состоит из разного количества микрогрупп, объединенных на основе неофициальных целей. В этих микрогруппах есть свои лидеры - руководители, обычно пользующиеся у учащихся авторитетом.

Главную роль в процессе функционирования группы принимают слаженной, эффективной деятельности всех ее компонентов. Особенно ответственна роль органов управления группы, конкретных ее руководителей, призванных обеспечить ее слаженную деятельность, создать в коллективе обстановку творческой активности, инициативы, дисциплинированности и сплоченности.

Экспериментальное изучение стиля руководства мастеров показало, что влияние стиля руководства мастера группой особенно сказывается на характере взаимоотношений между учащимися, а взаимоотношения составляют основной компонент психологического климата в группах. Существуют различные стили руководства мастера группы: «авторитарный», демократический, «стихийный».

В группе, где стиль руководства мастера демократический, быстрее возникают дружеские взаимоотношения между мастером и учениками, а также между учащимися. В этих группах четко выражены отношения ответственности и зависимости, особенно отношения взаимопомощи и взаимоответственности. Учащиеся охотно оказывают друг другу помощь по работе, к поступкам своих соучеников относятся с большим чувством ответственности и критичности.

В группе, где стиль руководства мастера авторитарный характер взаимоотношений между мастером и учениками, а также между учащимися мешает сплочению коллектива, возникновению отношений взаимопомощи и взаимной ответственности.

Совсем неблагополучными, чаще всего конфликтными являются взаимоотношения в группе, где стиль руководства мастера - стихийный. В этих группах руководителями являются неформальные лидеры из учеников, которые нередко имеют отрицательную направленность, так как мастер не справляется со своими обязанностями. Отношения взаимной помощи и ответственности в группе между учащимися не возникают.

Внутренняя неформальная структура учебной группы в значительной степени зависит от характера взаимоотношений в группе. Чем сплоченнее, дружнее группа, тем структура ее «монолитнее», тем менее она имеет дробный характер, тем менее в ней микрогрупп. В таких учебных группах члены ее тесно связаны между собой не только неформальными частными целями, но и деловыми, общими. При этом и те, и другие цели способствуют ее сплоченности.

В группах конфликтных, где учащиеся объединены чаще всего неформальными целями, структура иная, более дробная. Группа состоит из микрогрупп, включающих большое количество учащихся, возглавляемых обязательно неформальными лидерами.

В группах разобщенных, со спокойно-безразличным характером взаимоотношений учащихся друг с другом, организационная структура включает обычно большое количество маленьких группок, состоящих из 2-3 человек.

Таким образом, по внутренней структуре можно судить о характере взаимоотношений в группе. В одном и том же училище возможны учебные группы, в которых взаимоотношения между учащимися самые разные, следовательно, и структура их различна.

Изучение целей, сплачивающих учащихся, объединяющих их в микрогруппы, показывает зависимость неформальной структуры от целей. Именно «пестрые» группы, где много маленьких микрогрупп, характеризуются неформальными, частными целями общения. Если же цели объединения учащихся формальные, общественные, то и внутренняя структура группы представляет собой «монолит».

Устойчивость неформальной структуры зависит от устойчивости целей и от характерологических особенностей самих учащихся. Структура группы ПТУ в большинстве своем очень динамична. Она ра...

Другие файлы:

Организация самоуправления учащихся
Многогранность детского самоуправления как психолого-педагогического явления. Сущность, принципы и функции ученического самоуправления. Характеристика...

Развитие ученического самоуправления как одно из основных направлений модернизации системы образования
Педагогическая система организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе. Структура и полномочия органов ученического самоуправления...

Система ученического самоуправления в формировании и развитии лидерских качеств личности учащихся профессионального училища
Понятие ученического самоуправления и его значение. Понятие лидера и его роль в обществе. Условия формирования лидерских качеств. Система самоуправлен...

Модель ученического самоуправления
Структура, правовая база и обязанности органов ученического самоуправления муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная...

Организация ученического самоуправления в общеобразовательной школе
Изучение форм ученического самоуправления, основное предназначение которых - удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные на защ...