Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Педагогические условия обучения приемам логического запоминания детей 6 года жизни посредством компьютерных игр

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Обучение приемам логического запоминания детей шестого года жизни посредством компьютерных игр. Развитие памяти у детей дошкольного возраста. Педагогические приемы обучения приемам логического запоминания, анализ результатов экспериментальной работы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Выпускная квалификационная работа

на тему:

Педагогические условия обучения приемам логического запоминания детей посредством компьютерных игр

Введение

логическое запоминание дошкольный игра

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию. В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков в усвоении различных видов деятельности».

Развитие у дошкольников приемов логического запоминания играет огромную роль. Оно позволяет выяснить потенциальные возможности умственного развития ребенка-дошкольника, а так же пути целенаправленного развития приемов осмысленного запоминания, которые необходимы для их будущей учебной деятельности в школе.

Степень владения человеком в любом возрасте своей памятью различна, поэтому каждого ребенка надо научить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания. Огромную роль в развитии приемов логического запоминания детей играет обучение. Овладевая любым приемом запоминания, ребенок учится выделять цель запомнить-вспомнить и осуществить для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, составлять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Важнейшая роль такого рода смысловых операций отмечалось в психологии и педагогике неоднократно такими авторами, как: Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, П.И. Зинченко, А.Н. Соколов, Е.А. Бондаренко, Л.А. Венгер и др.

В ходе специального обучения дети могут овладеть такими приемами логического запоминания, как смысловое соотнесения и смысловая группировка и успешно использовать их в мнемических целях.

В исследованиях П.И. Зинченко установлено, что приемы логического запоминания, формируются на основе познавательных действий. Так в основе смыслового соотнесения, как приема логического запоминания, лежит мыслительная деятельность. [25]

В основе такого приема логического запоминания как, смысловая группировка лежит мыслительная операция, требующая умения анализировать материал, сопоставлять друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять объекты по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове-названии группы общих признаков. А так же - процесс соотнесения того, что запоминается (надо запомнить), с тем, что может быть связанно с ним по смыслу и что может служить, поэтому опорой запоминания.

Работа по развитию приемов логического запоминания наиболее может реализовываться в игре, поскольку игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, оказывающий существенное влияние на развитие всех сторон психики ребенка. В игре непроизвольно запечатляется материал, на запоминание влияет называние объектов словом, привлекательность их для детей. Большая роль отводится дидактическим играм.

С развитием современной информационной технологии, система “человек и компьютер” быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому воздействие человека с компьютером должно быть обеспечено дошкольным образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество информации требует знаний работы с компьютером. [29]

Развитие приемов логического запоминания должно быть предметом пристального внимания в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Оно необходимо для развития произвольной памяти, мыслительной деятельности, умственного развития ребёнка в целом.

Цель: обосновать и опытно-экспериментальным путем апробировать педагогические условия использования компьютерных игр при обучении приемам логического запоминания детей 6 лет жизни.

Объект: процесс запоминания у детей 6 лет жизни в процессе обучения приемам логического запоминания.

Предмет: педагогические условия обучения приемам логического запоминания у детей 6 лет жизни посредством компьютерных игр.

Гипотеза: Обучение приемам логического запоминания детей 6 лет жизни посредством компьютерных игр будет проходить более эффективно если:

1. реализовать комплекс компьютерных игр, направленных на обучение приемам логического запоминания, как практического, речевого и умственного действия;

2. провести компьютерные игры с усложнением, которое выражается в увеличении выполняемых действий на компьютере;

3. использовать при проведении компьютерных игр методы и приемы, способствующие активизации смыслового соотнесения и смысловой группировки как приемов логического запоминания;

4. организовать предметно-развивающую среду для обучения приемам логического запоминания детей 6 лет жизни посредством компьютерных игр.

Задачи:

1. Проанализировать особенности развития памяти и логического запоминания детей старшего дошкольного возраста, проследить влияние компьютерных игр на данные процессы.

2. Подобрать диагностический инструментарий и определить уровень сформированности логического запоминания у детей старшего дошкольного возраста.

3. Подобрать и апробировать компьютерные игры, способствующие формированию логического запоминания у детей старшего дошкольного возраста.

4. Определить динамику развития логического запоминания у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

- Анализ психолого-педагогической литературы.

- Диагностическое обследование.

- Качественный и количественный анализ данных.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе старшей группы МОУНШДС №144 города Тулы.

ГЛАВА I. Теоретические основы обучения приемам логического запоминания детей 6 лет жизни посредством компьютерных игр

1.1 Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста. Педагогические условия обучения приемам логического запоминания детей 6 лет жизни

Дошкольное детство - это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила поведения и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Без нее не возможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим, невозможна и его деятельность. [19]

В психологическом словаре Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко память определяется как запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Так же выделяются процессы памяти:

Запоминание -- это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей -- результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

Хранение -- процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

Воспроизведение и узнавание -- процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание -- опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека. Если в процессе воспроизведения затруднения, то идет процесс припоминания. Отбор элементов нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

Забывание -- потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание. [37]

В дошкольном возрасте происходит существенные изменения в памяти детей. Непрерывное расширение кругозора, стремительное овладение знаниями, умениями, навыками говорит о количественных изменениях в памяти ребенка. Дошкольный возраст является сенситивным для развития памяти. Память, как известно, заключается в запоминании, узнавании и воспроизведении различного материала. Ребенок с легкостью рассказывает выученное стихотворение, пользуется в игре усвоенными правилами, правильно воспроизводит показанные ему движения, все это он запомнил. Иногда ребенку не удается воспроизвести предмет, вспомнить определенное название, стихотворение, но он легко узнает эти объекты, когда снова их воспринимает. В последнем случае отсутствует воспроизведение материала, но имеет место узнавание, которому также предшествовало запоминание.[43]

...

Другие файлы:

Развитие описательной речи у детей 5-ого года жизни (по игрушке)
Лингвистические и психологические основы обучения детей дошкольного возраста описательным высказываниям. Педагогические условия формирования связных в...

Психолого-педагогический анализ процесса развития мышления у детей шестого года жизни посредством игр
Понятие, функции, задачи и виды мышления, методы мыслительных операций и действий. Этапы развития детского мышления. Особенности и педагогические усло...

Развитие логического мышления у детей
Особенности логического мышления у детей младшего школьного возраста, методы диагностики и развития. Характеристика диагностического инструментария, п...

Влияние компьютерных игр на интеллектуальное развитие подростков
Компьютерные игры и их место в жизни детей. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста. Специфика ролевых компьютерных игр. Подбор ре...

Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Определение понятия "адаптация". Изучение теоретических основ адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению. Характеристика детей третьего...