Педагогические взгляды восточных мыслителей Средневековья
Краткое сожержание материала:
Размещено на
ВВЕДЕНИЕ
Культура и образование Средневековья всегда вызывали интерес и широко освещались в истории педагогики. Большое количество работ, посвящённых этой эпохе, включает и советская, и постсоветская, и зарубежная история педагогики и как наука, и как учебный предмет: «Очерки по истории народной школы в Западной Европе» (Н. Сперанский, 1896), «Главные моменты в развитии западноевропейской школы» (П. Г. Мижуев, 1913) и т.д. Изменения социальной жизни общества повлекли за собой пересмотр сущности образования, благодаря которому следует обратиться к опыту Средневековых педагогов.
На развитие социально - педагогической ситуации оказали влияние противоречия между педагогической практикой, политикой государств в области образования и потребностями времени: повышением уровня всеобщей образованности, нахождением методов и способов преподавания, открытия школ и всесословности образования.
Целью исследования является изучение опыта зарубежных педагогов в эпоху Средних веков и применение их в настоящее время.
Объект исследования - педагогические взгляды восточных мыслителей Средневековья.
Предмет исследования - идеи обучения и воспитания педагогов.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами определены следующие задачи:
1) Изучить сущностную характеристику эпохи и предпосылки развития философско-педагогической мысли;
2) Изучить педагогическую литературу по данной теме;
3) Исследовать педагогическую деятельность представителей Средневековья;
4) Проанализировать как обучение и воспитание стран востока Средних веков повлияли на развитие современной педагогики.
5) Изучить сущностную характеристику эпохи и предпосылки развития философско-педагогической мысли;
6) Изучить педагогическую литературу по данной теме;
7) Исследовать педагогическую деятельность представителей Средневековья;
8) Проанализировать как обучение и воспитание стран востока Средних веков повлияли на развитие современной педагогики.
Необходимо учитывать связь поколений, развитие и характеристику эпохи Средневековья, влияние государства и церкви на образование. Но самым главным будет являться то, что если при создании новой образовательной системы мы будем опираться на опыт прошлых поколений современные образовательные системы будут более эффективными и значимыми для государства и всего общества.
Практическая значимость исследования состоит в том, что на базе прошлого опыта создаются и будут создаваться школы и учебные заведения «нового уровня», где подрастающее поколение может многому научится и откуда молодежь выйдет подготовленной к жизни в современных условиях.
1. ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ ВОСТОКА В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
1.1 Предпосылки развития философско-педагогической мысли и педагогической практики Средневекового Востока
Развитие педагогической мысли в обширном регионе (Иран, часть Средней Азии, Сирия, Египет и Северная Африка), завоеванном в VII-VIII вв. арабами, отмечено печатью ислама. Духовные ценности, заключенные в Коране, определяли религиозные и нравственные принципы воспитания и образования. Ислам - последняя по времени возникновения из мировых религий - складывался под влиянием христианства. Многие каноны Корана имеют сходство с библейскими нравственными заповедями.
Ислам вырос на базе взаимосвязанных культур стран Арабского халифата, Византии, Индии, Китая. Арабское завоевание не означало полного разрыва с культурными и педагогическими традициями эллинизма и Византии. Исламский мир воспринял и освоил античную философию, в частности Платона и Аристотеля, заимствовав из нее рационалистический взгляд на человека [1, с. 22].
Эволюция культуры, образования, педагогической мысли исламского средневекового мира прошла ряд этапов. В раннюю эпоху (VII-X вв.) проблемы воспитания в исламском мире не рассматривались. Первые трактаты по воспитанию появляются в XI в. (Авиценна, Абу Хамид аль-Газали и др.).
Время своеобразного восточного ренессанса наступило в IX-XII вв. Вырос престиж знаний. Арабо-мусульманские ученые подвергли глубокому изучению философско-педагогическое наследие античности. Выдвигались идеи гуманного, гармоничного развития личности. Мыслители Востока пытались проникнуть в суть природы человека, учесть социальные и биологические детерминанты воспитания. Особое значение придавалось социальной сущности человека. Главная цель воспитания виделась прежде всего в стремлении человека обрести высокие духовные и нравственные качества [1, с. 47].
1.2 Обзор философско-педагогических идей мыслителей Средневекового Востока
Мыслители Арабского Востока посвятили свои труды разработке программы гармонического развития личности. Они сами были эталоном подобной гармонии и осуждали как образованных негодяев, так и благочестивых невежд.
Открывает список ученых-энциклопедистов исламского мира основатель арабской философии Абу-Юсуф Якуб ибн-Исхак Кинди (801-873). Он выдвинул концепцию четырех видов интеллекта: актуального, потенциального, приобретенного и проявляющегося. Считая науку выше религии, Кинди полагал, что при воспитании надо формировать не мусульманский фанатизм, а высокий интеллект.
Высоко чтил арабский мир ученого и философа Аль-Фараби (870-950). Аль-Фараби глубоко и оригинально видел ряд сущностных педагогических проблем. Противник клерикализма, он утверждал, что лишь безумцы могут полагать, что высшее благо находится вне существующего мира. Цель воспитания, по Фараби, - подвести человека к этому благу через поощрение стремления совершать добрые дела. Осознать, что именно является добрым или злым, помогают знания. Фараби предложил систему приемов воспитания добродетелей. Приемы делились на «жесткие» и «мягкие». Если воспитанник проявляет желание учиться, трудиться и совершать добрые поступки, уместны мягкие методы. Если же подопечный педагога злобен, нерадив, своенравен, вполне оправданны наказания - «жесткое» воспитание [2, с. 3].
Более чем в ста пятидесяти трактатах другого выдающегося мыслителя Востока, Аль-Бируни (970-1048), во множестве разбросаны важные плодотворные педагогические идеи: наглядности и системности, развития познавательных интересов обучения и др. Бируни утверждал, что главная цель воспитания - нравственное очищение - от бесчеловечных обычаев, фанатизма, безрассудства, жажды властвовать.
Названный современниками «владыкой наук», советник правителей разных стран Ближнего и Среднего Востока Ибн Сина (Авиценна в латинской транскрипции) (980-1037) немало лет посвятил преподавательской деятельности и оставил множество работ, среди которых выделяется «Книга исцеления», куда вошли имеющие прямое отношение к педагогической теории трактаты «Книга о душе», «Книга знаний», «Книга указаний и наставлений». Ибн Сина мечтал о разностороннем воспитании и обучении, и прежде всего музыке, поэзии, философии. Такой путь виделся ему в организации совместной учебы воспитанников, внесении духа соперничества. Совместное обучение должно было проходить на разных уровнях в соответствии со способностями учеников. Фундаментом всякого образования Авиценна называл овладение чтением и письмом. Общее развитие должно было предшествовать предпрофессиональному и профессиональному обучению. Как только подросток овладевал грамотой, его следовало готовить к будущей профессии (например, учить составлять отчетность и иные документы). Затем надлежало вводить в собственно профессию: подросток должен начать трудиться и зарабатывать деньги.
Большое внимание проблемам воспитания уделял один из наиболее выдающихся философов Востока Аль-Газали (1056/59-1111). Четырехтомный компендиум ученого «Воскрешение наук о вере» посвящен, в частности, развитию человеческих способностей, приемам наблюдения за детьми с целью их воспитания. Аль-Газали подчеркивал необходимость с раннего возраста учить вести себя за столом, быть неприхотливыми в быту, закаляться путем физических упражнений. Душа ребенка приобретает нужные очертания, если воспитатели, особенно родители, выполняют определенные педагогические рекомендации. Учитель принимает ребенка от родителей и продолжает традиции семейного воспитания. Нравственное начало, полагал Аль-Газали, формируется путем самовоспитания и подражания мудрым наставникам. По мере образования, укрепления интеллекта вырастает роль самовоспитания. Самовоспитание начинается с самонаблюдения и самопознания. Наблюдая проступки других, можно увидеть и собственные недостатки и составить суждение о них. Чтобы преодолевать нравственные пороки, необходимы Божья помощь, долготерпение и постоянные душевные усилия. Если дурная привычка укоренилась слишком сильно, ее можно «проэкранировать», заменив менее вредной, а затем и вовсе избавиться от нее. Возможно при этом и применение телесного наказания, хотя увлекаться им не следует. Наказывать надо наедине, чтобы не унизить ребенка в собственных глазах и глазах окружающих. Предпочтительно, впрочем, действовать убеждением, заботясь, чтобы не докучать воспитаннику увещеванием [2, с. 12].
Нравственное самосовершенствова...
Экономические взгляды мыслителей средневековья
Педагогическое наследие философов и педагогов
Биографии, древних, средневековых мыслителей и философов, психологов и педагогов эпохи возрождения, представителей классической философии. Их взгляды...
История педагогики
Отличительные особенности идеалов и практики воспитания и обучения в Спарте, Афинах и Древней Греции. Педагогические взгляды Демокрита, Сократа, Плато...
Воспитание, школа и педагогические взгляды в Средней Азии и Узбекистане со времен темуридов до I-ой половины ХIX века
Развитие культуры и просвещения в эпоху Амира Темура. Педагогические идеи и деятельность Мирзо Улугбека. Вклад Захириддина Бабура в развитие узбекског...
Башкиры в эпоху средневековья
В монографии анализируются сведения восточных, западноевропейских, русских и башкирских источников о башкирах и стране башкир в эпоху средневековья. А...