Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Воспитание, школа и педагогические взгляды в Средней Азии и Узбекистане со времен темуридов до I-ой половины ХIX века

Тип: реферат
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Развитие культуры и просвещения в эпоху Амира Темура. Педагогические идеи и деятельность Мирзо Улугбека. Вклад Захириддина Бабура в развитие узбекского языка. Этические взгляды Джами. Алишер Навои о воспитании и обучении. Обучение в мактабах и медресе.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ТЕМА: «ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ В СРЕДНЕЙ АЗИИ И УЗБЕКИСТАНЕ СО ВРЕМЕН ТЕМУРИДОВ ДО I-ой ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА»

План

1.Развитие культуры и просвещения в эпоху Амира Темура

2. Педагогические идеи и деятельность Мирзо Улугбека

3. Вклад Захириддина Бабура в развитие узбекского языка

4. Этические взгляды Джами

5. Алишер Навои о воспитании и обучении

6. Развитие воспитания и образования в Бухарском эмирате, Хивинском и Кокандском ханствах

7. Обучение в мактабах и медресе

8. Обучение женщин-мусульманок грамоте

1. Развитие культуры и просвещения в эпоху Амира Темура

Амир Темур вступил на политическую арену Мавераннахра в середине XIY веке. Он с детства знал тюркский и таджикский языки и производил впечатление образованного человека. Хорошо знал историю тюрков, арабов, иранцев.

Темур ценил любое знание, если оно приносило «практическую пользу» - это медицина, астрономия, математика и архитектура. В эпоху А.Темура возводились дворцы, мечети, мавзолеи, загородные сады, мастерские, дуканы, городские укрепления.

В знак благодарности за то, что походы Темура помогли приостановить проникновение монголов в Европу, французы в XY веке поставили памятник А.Темуру. Он носил титул - Сохибкирон - счастливый (один из титулов владетельных государей в странах Востока).

В период А.Темура традиционная мусульманская система образования включала две основные ступени: начальная - мактабы и средняя - медресе. Содержание, формы и методы учебно-воспитательного процесса оставались традиционными и серьезных изменений не претерпевали. Основать мактаб считалось делом богоугодным, потому что главная цель мусульманского преподавания - научить ребенка чтению Корана и необходимым молитвам.

Свое отношение к роли воспитания народ выразил в пословице: «Дитя - драгоценность, но большая драгоценность - его воспитание».

Учебных программ и расписание уроков в мактабах не существовало. Не было деления на классы в современном понимании. Ученики группировались в зависимости от изучаемых предметов:

1.«Тахтахона» - изучение алфавита, записанного на дощечку- тахту;

2. «Абджадхона» - чтеца «Абджада» - изучение числового значения каждой буквы (от единицы до тысячи);

3. «Хафтиякхона» - чтецы «Хафтияка» (1/7 части Корана);

4. «Коранхона» - чтение полного Корана и т.д.

Детей не переводили из класса в класс, обучали поэтапно, в зависимости от пройденного материала. В некоторых городских школах обучали письму, элементарным действиям арифметики, географии, истории. Девочки обучались надому, у учительницы - бабахалфы, жены имама.

В эпоху А.Темура появляются многочисленные медресе и как учебные заведения они сыграли важную роль в странах Востока. Функции медресе постепенно расширяются и превращаются в квалифицированные высшие учебные заведения, готовящие кадры для духовенства, государственных служащих и ученых.

2. Педагогические идеи и деятельность Мирзо Улугбека

Улугбек Мухаммад Тарагай (1394-1449) родился в г. Султании, на западе Ирана. Детские годы Улугбека прошли в военных походах его деда Темура. Став полновластным правителем государства, Улугбек организовал большие научные исследования, создав знаменитую астрономическую школу. Он приблизил к себе ученых, поэтов, архитекторов, пренебрегая при этом предписаниями религии. Это послужило причиной его трагической гибели в 1449 г. Совместно в творческом содружестве с выдающимися учеными, как Каши, Руми и Кушчи, создавал значительные научные труды.

Им создан целый ряд научных трактатов. Это «Зидж»- астрономическое сочинение, «Трактат об определении синуса одного градуса» - математическое сочинение, «История четырех улусов» («Тарих-и арба улус») - исторический труд, сыгравший важную роль в историографии средневекового Востока.

Улугбек высоко ценил разум, верил, что прогресс науки способствует развитию личности, его интеллекта. В своем эмирате построил три медресе: в Бухаре, Гиждуване и Самарканде. Учебные комнаты в них шире, светлее, стены красочно расписаны, соблюдались санитарные и гигиенические условия. Медресе принадлежали крупным феодалам или тем, кто имел вакуфные земли и в неурожайные годы студенты и преподаватели медресе испытывали трудности. Поэтому Улугбек сделал их государственными и ввел в бюджет государства. Медресе стало доступным для детей бедняков, снабжал их стипендией и одеждой. Срок обучения был сокращен до 8 лет, занятия проводились 5 раз в неделю.

Улугбек пересмотрел содержание образования, ввел новые предметы в учебный план медресе. Учебный план медресе состоял из предметов: арабский язык, Коран, риторика, хадис, логика, законоведение, метафизика, математика, астрономия, медицина, география, история и литература.

Реформы Улугбека потребовали создание новых учебников. Поэтому он и его сподвижники занялись созданием новой учебной литературы. По мнению Улугбека, учебники для медресе должны быть написаны в простой и доходчивой форме.

Улугбек отменил систему индивидуального занятия и ввел метод «джамоа», близкий к классно-урочной системе. Общую лекцию читали большой группе шагирдов в количестве 70 человек, а практические занятия велись в малой группе из 10-15 человек.

Важным методом обучения в медресе служили диспуты. Они оживляли занятия, побуждали шагирдов штудировать пособия, развивали находчивость, сообразительность, память, речь и логическое мышление.

Лучшие выпускники медресе приглашались Улугбеком в обсерватории. С большой ответственностью он относился к подбору кадров мударрисов. Лично занимался комплектованием штата медресе, привлекал к преподавательской работе выдающихся ученых того времени. Он говорил: «… В лице шагирдов можно увидеть и мударрисов». Призывал учителей работать над собой, совершенствовать свои знания, педагогическое мастерство и сам он был примером для подражания: обладал энциклопедическими знаниями, умел мастерски излагать свои мысли.

В медресе Улугбека была четкая организация учебного дня, строгое расписание занятий, обязательное как для шагирдов (учеников), так и для мударрисов (преподавателей), отмечалась посещаемость студентов.

В своих учениях Улугбек огромное значение уделял вопросам нравственного воспитания. Особую роль отводил взаимоотношениям между людьми, считал основой нравственного воспитания формирования чувства дружбы и ответственности.

Большое значение уделял трудовому воспитанию, с уважением относился к людям физически закаленным и крепким. Высоко ценил умение владеть оружием, ездить верхом и бороться.

Философские, эстетические, общественно-политические и просветительско-педагогические взгляды и творчество Улугбека оказали большое влияние на дальнейшее развитие педагогической мысли Центральной Азии. Он был одним из первых реформаторов узбекской национальной школы. Почти 600 лет назад Улугбек высказал аксиому: стремление к просвещению - есть путь к процветанию государства. Современный опыт экономически развитых стран мира подтвердил эту замечательную мысль.

3. Вклад Захириддина Бабура в развитие узбекского языка

Захириддин Мухаммед Бабур (1483-1530), основатель империи Бабуридов в Индии (империи Великих Моголов), оставил богатейшее литературное наследство: сочинения по законоведению, музыке, трактаты по военному делу и поэтике. Основным трудом является «Бабур-наме», газели и рубаи. Все свои труды он писал на узбекском языке.

«Бабур-наме» состоит из трех частей: 1 часть посвящена описанию политических событий в Мавераннахре в конце XI в.; 2 часть охватывает события, происходящие на территории Афганистана (Кабульский удел); 3-я часть описывает политические события в Северной Индии, географические данные страны, ее природные особенности, содержатся сведения о народах, населявших эту страну.

У Бабура много педагогических высказываний изложено в произведении «Мубайин», написано «Родительское послание» - этико-дидактическое наставление, содержащее рассуждения о воспитании и обучении.

В рубаи и газелях Бабура постоянно встречаемся с мыслями о дружбе, Родине, честности, добре и зле, почитании родителей, отношении к женщине, к религии, к богатству, о важности обучения, о воспитания, повторении себя в своих учениках.

Педагогические поучения Бабура блестяще раскрыты в прекрасном «Трактате об арузе», где автор дал подробнейшие наставления по правилам стихосложения. Это произведение - своеобразный эталон дидактики, где тщательно раскрываются в сопоставительном анализе узбекского и персидского языков законы фонетики, слогообразования, рифмосложения, смыслового акцентирования. Трактат снабжен историческими справками, примерами стихосложения известных поэтов Востока, подробной аннотацией используемой терминологии.

Литературная деятельность Бабура способствовала развитию узбекского языка. Он придавал большое значение правописанию, стилистике и произношению. Язык и стиль произведений очень самобытен, прост, лаконичен и народен. В нем полностью отсутствуют риториче...

Другие файлы:

Педагогические воззрения античных философов
Воспитание и школа в Афинах: умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека. Педагогические взгляды Демокрита, его материалисти...

Верхняя юра и нижний мел запада Средней Азии
Предисловие.Некоторые общие принципы стратиграфии, используемые в работе.Районирование территории запада Средней Азии по типам разрезов среднекелловес...

Педагогические мысли и школа в период раннего капитализма
Роль деятельности Яна Амоса Коменского в развитии педагогики. Структура и содержание "Великой дидактики". Методы нравственного воспитания. Воспитание...

Экологические угрозы в Узбекистане
Ограниченность земли в Узбекистане и ее качественный состав. Высокая степень засоленности земель. Интенсивное загрязнение почв различными видами промы...

История развития педагогической мысли
Воспитание, школа и педагогическая мысль в рабовладельческом обществе, в Древней Греции и Риме, в средние века в Западной Европе. Изучение педагогичес...