Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Особенности и качества личности учителя музыки в педагогической деятельности

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Содержание и основные виды стилей деятельности учителя музыки. Требования к способностям и личным качествам педагога. Динамика развития профессиональных интересов студентов. Особенности подготовки учителей музыки для работы в общеобразовательных школах.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава 1. Особенности и качества личности учителя музыки в педагогической деятельности

1.1 Личность учителя и педагогическая деятельность

1.2 Содержание деятельности педагога

1.3 Виды стилей деятельности учителя

1.4 Способности и качества учителя

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей и качеств личности учителя

2.1 Динамика развития профессиональных интересов студентов

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Современное информационное поле нашего общества настолько развилось и расширилось, что изменило и усложнило не только содержание образования. Это повлекло за собой изменение организации образования: структуры, продолжительности, парадигмы. В этих условиях значительно меняется и роль учителя как часто первого и основного источника информации. Учителю все чаще приходиться выполнять роль организатора, выполняя задачи не только (не столько) образования, но и проводить большую работу по социализации, адаптации, коррекции поведения и т.д. Все это настоятельно требует соответствующей подготовки будущего учителя. При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что новые функции педагога (в школе и вне школы) требуют от него основательной психологической подготовки, психологического обеспечения рациональной организации его многофункционального, многоаспектного труда.

Вопросы профессиональной деятельности учителя музыки находятся в русле проблем, решаемых сегодня педагогической наукой. От того, каким будет современный учитель-музыкант, как он станет осуществлять свою дальнейшую деятельность, способен ли будет учитывать требования, предъявляемые ему обществом, передовой теорией и практикой педагогического образования, во многом зависит уровень образованности, воспитанности и духовной культуры школьника.

Современному обществу небезразлично, какими художественными вкусами руководствуется наше молодое поколение при восприятии, оценке и отборе произведений искусства.

- Сформировать художественные вкусы, выработать у молодежи активную жизненную позицию, -- задача всей системы эстетического воспитания.

Решение этой важной, актуальной задачи может быть осуществлено только при наличии высококвалифицированных учителей, владеющих системой знаний, умений и навыков на уровне высоких требований современности.

Когда мы говорим о квалификации учителя музыки, то должны учитывать следующее: 1) какую подготовку он имеет; 2) отвечает ли эта подготовка современным требованиям; 3) занимается ли он самообразованием, то есть углубляет ли свои профессиональные знания и умения.

Подготовка учителей музыки для работы в общеобразовательных школах проводится в педагогических институтах на музыкально-педагогических факультетах. Кроме того, на заочных и вечерних отделениях этих же факультетов работающие учителя повышают свою квалификацию. Подготовка учителей музыки осуществляется и на дирижерско-хоровых отделениях музыкальных училищ и в музыкально-педагогических училищах.

Педагогический вуз, выполняя задачу воспроизводства кадров, самым активным образом участвует в совершенствовании социальной структуры общества, обеспечивает пополнение его интеллигенцией. Основное внимание в подготовке высоко квалифицированного специалиста педвуз должен уделять формированию у студентов психологической готовности к специальности, педагогических способностей, с которыми связано освоение профессии. Готовность выпускников к профессиональному труду - один из основных показателей работы вуза.

Уровень подготовки учителя, еще вчера удовлетворяющий школу и общество, сегодня уже вызывает критическую оценку, стимулирующую поиск иных, более эффективных путей, содействующих профессиональному становлению молодого педагога.

Передавая от поколения к поколению достижения человеческой культуры, учитель творит личность. В этом великий социальный и гуманистический смысл педагогической профессии. И от того как подготовлен молодой учитель, какова его личность и способности, как складывается начало его профессиональной деятельности, во многом зависит будущее нашего общества.

Соответствие педагога к своей профессии определяет, также, его личностная готовность к педагогической деятельности - мировоззренческую зрелость человека, широкую компетентность, а также коммуникативную, дидактическую потребности.

Также важным является включаемость во взаимодействие с другими людьми, в педагогическое общение, что предполагает легкость, адекватность установления контакта с собеседником, умение следить за реакцией собеседника, получать удовольствие от общения.

Естественно, что только полное совпадение этих индивидуально-личностных качеств человека педагогической деятельности обеспечивает наибольшую ее эффективность.

Цель данной работы изучить особенности и качества личности учителя музыки.

Объект исследования: личностные особенности и качества учителя музыки.

Предмет исследования: развитие качеств личности учителя музыки в условиях профессионального обучения.

Гипотеза исследования: Формирование качеств личности учителя музыки происходит в процессе профессионального обучения.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ особенностей и качеств личности учителя музыки.

2. Подбор методик и диагностика личности учителя музыки.

3. Эмпирическое исследование особенностей и качеств личности в процессе профессионального обучения.

Методологической основой исследования явились следующие принципы психологии: системности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов); развития (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин); активности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.П. Зинченко, А.В. Петровский, В.А. Петровский).

Теоретическую основу исследования сроставили: теории и концепции личности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.в. Петровский), концепции деятельности (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков). А также положения психологии об отношениях в системе сознательных связей личности с окружающей действительностью (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, А.В. Мудрик, В.Н. Мясищев).

Методы исследования: общенаучные методы (наблюдение, анкетирование, тестирование), собственно психологические (психодиагностические методы, интервью, ранжирование, контакт-анализ), методы количественной и качественной обработки эмпирических данных. Особое место в исследовании занимает экспериментальная и опытная работа, основными этапами которой явились: выявление степени подготовленности студентов к педагогическому труду; выявление и формулирование психологических основ формирования готовности студентов к рациональной организации педагогического труда; организация самостоятельной, творческой деятельности студентов.

База исследования: музыкально-педагогический факультет, учителя музыки средних школ г. Махачкалы. Исследованием было охвачено 100 студентов, 50 учителей общеобразовательных школ.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Личность учителя и педагогическая деятельность

В современной психолого-педагогической науке вопрос о влиянии личности воспитателя на процесс формирования личности ребенка рассматривается как ключевой и определяющий. Этой проблеме посвящены многие теоретические и экспериментальные исследования Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Н.В. Кузьминой, А.В. Мудрика, Д.И. Фельдштейна и др. В этих работах показано, что решение воспитательных задач зависит от творческого подхода педагога к их решению и при условии умелого использования научно-обоснованных методов педагогического воздействия.

В психолого-педагогической науке выделены два основных вида педагогического воздействия - прямое (открытое) и косвенное (прием воздействия через референтное лицо).

Влияние, оказываемое учителем на школьников, различается по своему характеру, по направленности. В социальной и педагогической психологии в первую очередь выделяют целенаправленное и нецеленаправленное влияние педагога.

На определяющую роль педагога указывал и В.А. Сухомлинский: «…мы имеем в виду цветущую и зеленую крону дерева, которую питают глубокие и неприметные корни, и этими корнями является человеческое богатство воспитателя» [18].

Академиками РАО В. А. Сластениным и В. Л. Матросовым были определены черты современного учителя(17):

высокая гражданская активность и социальная ответственность;

любовь к детям, потребность и способность отдавать им свое

сердце;

подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и

умение работать вместе с другими;

высокий профессионализм, инновационный стиль научно-

педагогического мышления;

потребность в постоянном самообразовании и готовность к

нему;

физическое и психологическое здо...

Другие файлы:

Личностные качества учителя
Личностные критерии успешности учителя. Особенности личностных и индивидуальных качеств учителя. Соответствие учителя педагогической деятельности. Сти...

Диагностика качества профессиональной деятельности учителя
Возникновение и развитие педагогической профессии. Педагогические способности, функции и свойства личности учителя. Оценка качества работы педагога в...

Педагогический такт учителя
Психологический аспект в воспитании личности учителя. Профессиональные качества, педагогические способности. Индивидуальный стиль и мастерство. Мораль...

Педагогические способности и личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности
Педагог как субъект педагогической деятельности. Требования общества и социальные ожидания по отношению к личности и деятельности учителя. Психофизиол...

Личность учителя и ее особенности
Требования личности учителя в системе педагогической деятельности. Роль педагога в развитии ребенка. Характер и перцептивно-рефлексивные, проективные,...