Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Личность учителя и ее особенности

Тип: реферат
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Требования личности учителя в системе педагогической деятельности. Роль педагога в развитии ребенка. Характер и перцептивно-рефлексивные, проективные, конструктивные, управленческие способности учителя. Совершенствование его профессиональных свойств.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский государственный лингвистический университет»

Кафедра психологии и педагогической антропологии

Реферат

Тема: Личность учителя и ее особенности

Введение

Образ современного учителя состоит из множества факторов и рассматривается относительно как самого преподавания, так и воспитательной работы. Профессия учителя, по мнению Е.А. Климова, относится к профессиям, предметом которых является другой человек. Цит. по: Сластенин В.А. Педагогика. При этом именно учитель относится к классу организующей профессий, управляя процессом обучения и преобразующих, имея своей целью развитие личности учащегося. В отличие от родителей и друзей учитель развивает ребенка профессионально.

В своем реферате я хотела бы показать разнообразие аспектов личности, необходимых учителю для наиболее эффективной педагогической деятельности, а так же обратить внимание на роль учителя в развитии ребенка.

Задачами реферата являются создание реального представления о профессии учителя, со всеми требованиями и сложностями, а также раскрытие основных понятий, касающихся личности учителя. Что такое личность.

Определение понятия личности как таковой вызывает трудности у психологов, в связи с его многоаспектностью. Существует огромное количество трактовок, опирающихся на разные концепции, однако большинство из них сходятся в одном: личность не обусловлена генотипически, личностью не рождаются, ей становятся. А.Н. Леонтьев объединил различные трактовки понятия личность и высказал предположение, что личность является продуктом формирования генотипических черт, прошедших через призму взаимодействия индивида с обществом. А.Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. Р.С. Немов дает следующие определение личности: «Личность -- это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих» [4, с. 336]. То есть, говоря о личности, мы подразумеваем набор качеств, сформированный под влиянием общества, который и будет определять ход и характер действий конкретного индивида. Личность сначала формируется сама, а потом, исходя из своих качеств, так или иначе, взаимодействует с окружающими людьми. Личность учителя в системе педагогической деятельности. Виталий Александрович Сластенин определяет педагогическую деятельность как «особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений к младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе» [2, с.18].

Конечно, исходя из этого определения, педагогической деятельностью могут заниматься не только преподаватели, но родители, руководители учреждений, общественные организации и даже СМИ. Однако именно преподаватель осуществляет педагогическую деятельность на профессиональном уровне в соответствующих учреждениях. Педагогическая деятельность представляет собой систему, состоящую из многих компонентов. Существует несколько концепций педагогической деятельности, среди которых теории Н.В. Кузьминой, В.И. Гинецинского, А.К. Марковой. Именно А.К. Маркова выделила в компетенции учителя 3 составляющие: педагогическая деятельность учителя, педагогическое общение учителя и личность учителя [1, с. 6]. Она определяет личность учителя основой педагогической деятельности, которая влияет на установки и педагогическое общение учителя. Стоит отметить, что педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимся, имеющее педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а так же на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся. [3, с 151].

Маркова отмечает, что личность педагога складывается непосредственно в ходе профессиональной подготовки и сама является объектом педагогической деятельности, приспосабливается к профессиональным требованиям, однако затем уже сформированная, «подогнанная» под профессию учителя личность сама начинает строить и развивать свою деятельность. «Несколько упрощая, можно сказать, что педагогическая деятельность -- это «технология» труда учителя, педагогическое общение -- климат и атмосфера этого труда, а личность -- ценностные ориентации, идеалы, внутренние смыслы работы учителя. Профессиональная компетентность предполагает сформированность в труде учителя всех этих трех сторон» [1, с. 7].

А.К. Маркова предлагает следующую схему, определяющую роли личности учителя как центральную:

Требования к личности учителя. Перечень качеств, требуемых от учителя, называется профессиограммой. Однако она включает в себя большое количество критериев, которые можно разделить на общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя и специальные знания, умения, навыки по предмету [2, с. 26]. Именно качества, присущие профессии учителя отражают требования, предъявляемые к личности, претендующей на это звание. Личность учителя А.К. Маркова предлагает рассматривать с трех сторон: направленность личности, ее свойства и так называемые интегральные характеристики личности (то есть самосознание, индивидуальный подход, творческий потенциал), которые определяют уникальность личности учителя. Начнем с направленности. Направленность личности.

«Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке» - пишет В.А. Сластенин [2, с. 26]. Миссия - это предназначение. Это то, что невозможно воспитать. Желание осуществлять миссию рождается внутри человека, поэтому основную роль в личности учителя играет ее направленность.

А.К. Маркова пишет: «Направленность личности определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, смысловое единство его поведения и деятельности, создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям извне или изнутри, является основой саморазвития и профессионализма, точкой отсчета для нравственной оценки целей и средств поведения. Педагогическая направленность - это мотивация к профессии учителя, главное в которой действенная ориентация на развитие личности ученика (она не ограничивается любовью к детям). Устойчивая педагогическая направленность - это стремление стать, быть и оставаться учителем, помогающее ему преодолевать препятствия и трудности в своей работе» [1, с. 42]. Именно педагогическая направленность личности определяет логику действий учителя, именно она является «скелетом» его педагогической деятельности.

Идейная убежденность, как составляющая педагогической направленности личности - это залог развития ответственного профессионала, болеющего за свое дело. Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она не была, не перешедшая в убеждения воспитателя, останется мертвой буквой… Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы». Цит. по В.А. Сластенин. Педагогика. Профессиональная направленность личности учителя содержит в себе как педагогическое призвание, так и интерес к профессии. «Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть и созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу» - пишет В.А. Сластенин [2, с. 28].. Призвание совершенно необязательно дается от рождения и оценивается самой личностью в процессе обучения. Однако основой педагогического призвания можно назвать любовь к детям. Именно она способствует саморазвитию и совершенствованию профессиональных свойств учителя. Перейдем к рассмотрению свойств личности учителя. Свойства личности учителя.

Свойства учителя включают способности и характер. «Педагогические способности определяют как индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств и личности воспитуемого» [1, с. 42]. Она выделяет две группы способностей:

1. Перцептивно-рефлексивные, то есть способности учителя определять уникальность ученика, сопереживать ему и понимать самого себя с позиции ученика. Эту способность Маркова называет «ядерной» в личности учителя.

2. Проективные, конструктивные, управленческие способности, которые необходимы для управления педагогическим процессом и включают в себя способности прибегать к мотивам, влиять на учащегося, при этом не превращая это в манипулирование. Следующим свойством личности учителя является его характер. По определению Р.С. Немова, характер - это устойчивые черты личности, которые влияют на общение с другими людьми, на деятельность [4, с. 405].

Характер - это приобретенное свойство личности, он воспитывается. Психологи отмечают, что, например, направленность личности как раз в силах повлиять на характер и сложить отношение к определенной ситуации. Так, выделяют несколько способов реагирования учителя исходя из его речевой реакции:

1. По содержанию: оценочный (объективная или несправедливая оценка ученика), защитный (проникновение в мотив...

Другие файлы:

Личность учителя
Вклад в педагогическую этику и профессиограмму учителя отечественных просветителей. Личность учителя и вопросы его подготовки в оценке зарубежных педа...

Личность учителя глазами младшего школьника (на примере сочинения в жанре портретной зарисовки)
Личность учителя как психолого-педагогическая проблема: современные подходы в исследовании. Анализ практики использования школьного сочинения в жанре...

Профессиональная личность. Становление и развитие педагога
Педагогическое мастерство как профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Личность педагога в традиционной системе обучения. Профессиона...

Психологические основы оптимизации
Осуществление педагогической деятельности. Профессиональная компетентность учителя. Педагогическая деятельность учителя и ее компоненты. Педагогическо...

Учитель как личность
Влиние первого учителя на ассоциации учеников со школой. Интерес к своему предмету, уважение к ученикам, спокойствие и терпение как основной залог усп...