Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Организационно–методические основы диагностики результатов освоения младшими школьниками содержательной линии "Человек и общество"

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Цели, задачи, основные функции и содержание линии "Человек и общество" в начальной школе, планируемые результаты ее освоения, современные подходы к диагностике. Формы и приемы оценки учебных достижений, опыт используемых диагностических заданий.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

начальный школа диагностика

Начальная школа - особый этап развития школьника. Обучение в начальной школе призвано стать фундаментом, основой дальнейшего успешного обучения ребенка в основной школе и получения профессионального образования. Сегодня ведутся активные поиски педагогов в области эффективного внедрения новых стандартов начального образования, основной целью образования в которых определено личностное развитие ученика. В результате перед современным начальным образованием встала задача выработки новых подходов к структуризации содержания образования путем выделения в нем содержательных линий.

Проблемы структуризации содержания способствовали активизации интереса исследователей к диагностике результатов освоения младшими школьниками содержательных линий. Это связано с тем, что традиционно освоение содержания образования рассматривалось с позиций контроля успеваемости. Предметом исследований контроля успеваемости служила оценка и отметка. Данная традиция развивалась в так называемой «ЗУНовской» модели образования, где в качестве результатов образования рассматривались знания, умения, навыки. Иными словами, традиционно освоение результатов освоения учащимися содержания образования рассматривалось в одной плоскости - каждый отдельный предмет предполагал свойственный только ему комплекс знаний, умений и навыков.

Таким образом, в условиях смещения акцента целей образования с традиционных знаний, умений и навыков к метапредметным и предметным результатам образования, особую актуальность приобретает поиск новых подходов к диагностике учебных достижений.

Изучив современное состояние решения проблемы, нами было обнаружено противоречие между необходимостью внедрения новых подходов к диагностике учебных достижений и недостаточной разработанностью в научно-методической и учебной литературе процедуры диагностики результатов освоения младшими школьниками содержательной линии «Человек и общество».

Данное противоречие позволяет сформировать проблему исследования: каковы организационно-методические особенности планирования и проведения процедуры диагностики результатов освоения младшими школьниками содержательной линии «Человек и общество».

Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать диагностический инструментарий для проверки учебных достижений в освоении младшими школьниками содержательной линии «Человек и общество».

В соответствии с целью были определены задачи исследования:

- проанализировать современные методологические подходы к организации диагностики освоения содержательной линии младшими школьниками;

- определить основные направления диагностики и контроля результатов освоения младшими школьниками содержательных линий образовательной области «Окружающий мир» на основе ФГОС НОО;

- разработать методические рекомендации по организации диагностики освоения младшими школьниками содержательной линии «Человек-общество».

Исходя из цели и задач исследования, была выдвинута гипотеза о том, что решение проблемы диагностики результатов освоения младшими школьниками содержательной линии «Человек-общество» будет эффективным, если:

- изучен теоретический и практический опыт решения проблемы диагностики результатов освоения историко-общественного содержания;

- в планировании процедуры диагностики отражены требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- определены функции, направления и содержание диагностики освоения содержательной линии «Человек-общество» учебного предмета «Окружающий мир».

Объект исследования - процесс освоения младшими школьниками содержательной линии «Человек и общество».

Предмет исследования - организационно-методические особенности планирования и проведения диагностики содержательной линии «Человек и общество».

Теоретико-методологической основой данного исследования являются: системно-деятельностный подход, конструктивистский подход, идеи личностно ориентированного образования, идеи нравственного воспитания школьников, теории развития и социализации личности.

Для решения проблемы диагностики результатов освоения младшими школьниками содержательной линии «Человек и общество» были использованы такие методы как анализ научной литературы по теме исследования, моделирование системы диагностики результатов образования.

Теоретическая значимость исследования: проанализирован и обобщен теоретический и практический опыт диагностики результатов освоения содержательной линии «Человек и общество» младшими школьниками.

Практическая значимость: разработаны методические рекомендации диагностик результатов освоения содержательной линии «Человек и общество».

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

1. Теоретические основы диагностики результатов освоения младшими школьниками содержательной линии «человек и общество»

1.1 Цели, задачи, основные функции и содержание линии «Человек и общество» в начальной школе

Содержательная линия «Человек и общество» раскрывается в рамках учебного курса «Окружающий мир» и преподается в 1-4 классах четырехлетней начальной школы. Данный учебный курс носит личностно-развивающий характер. Его цель - воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества [8; 56].

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека - доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает широкий круг вопросов, при этом природа, человек и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, создает условия для присвоения новых знаний, формирование и осознания правил, обязанностей и норм взаимодействия человека и природы, человека и общества. Важно отметить, что авторы создают систему восприятия окружающего мира, отправной точкой, центром которого является сам ребенок. Этот прием позволяет активизировать деятельность ученика на уроке. Познание окружающего мира осуществляется через призму личностного восприятия каждым ребенком образов, красок и звуков природы и культуры. Наблюдая и исследуя окружающий мир, ученик делает для себя открытия многогранных связей человека и природы, закономерных связей живой и неживой природы, связи всего живого на Земле. Более глубоко по сравнению с жизненным опытом ребенка познается мир ближнего социального окружения: роль школы, самоценность семьи, семейных традиций и культурного наследия народа как составляющих духовное богатство человека [17; 145].

Как мы уже отмечали, одной из важнейших содержательных линий курса «Окружающий мир» является линия «Человек и общество». Рассмотрим учебник «Окружающий мир» 2 класса образовательной системы «Перспектива». Авторами учебника являются - А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Учебник состоит из 2-х частей. Материал учебника позволяет обучающимся осмыслить взаимосвязь природы, культуры человека и познакомиться с разными областями естественнонаучных и гуманитарных знаний. Разделы учебника «Вселенная, время, календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето» развивают представления обучающихся о сезонных изменениях в природе, связанными с ними сезонными работами и праздниками, народными играми; о культурном наследии разных народов России. В учебнике представлен материал, связанный с вопросами охраны здоровья, проблемами охраны природы.

В рамках данной содержательной линии ведется знакомство обучающихся с жизнью общества на примере своего города или села. Обучающиеся получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании. При этом раскрываются важнейшие взаимосвязи между природой и хозяйством, между различными отраслями экономики, воспитывается уважение к честному, добросовестному труду в любой сфере жизни.

Отбор фактического материала определяется его доступностью для обучающихся данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного мышления и эмоциональной сферы младших школьников, по формированию у обучающихся патриотических, гражданских и нравственны...

Другие файлы:

Планируемые результаты освоения младшими школьниками синтаксиса русского языка
Содержание и функции планируемых результатов начального общего образования. Разработка заданий базового и повышенного уровня сложности, направленных н...

Дифференциация как один из основных подходов к изучению математики младшими школьниками
Основные современные концепции начального образования. Способы дифференциации учебной работы с младшими школьниками. Выявление уровня полученных знани...

Тренинги общения с младшими школьниками как средство школьной дезадаптации
Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. Проблема тренингов общения с младшими школьниками как средства коррекции шк...

Особенности восприятия художественного текста младшими школьниками
Проблема восприятия художественной литературы младшими школьниками. Обдумывание заголовка и выделение главной мысли. Фрагментарный, констатирующий, ан...

Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР
В пособии представлена программа логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР. Приведенные конспекты иллюстрируют содержание логопедических заня...