Дифференциация как один из основных подходов к изучению математики младшими школьниками
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
ГОУ СПО «Адыгейский педагогический колледж имени Х. Андрухаева»
Предметная (цикловая) комиссия преподавателей математических дисциплин
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Квалификационная работа
Пяткова Олеся Анатольевна
студентка 4 курса группы «Б»
Научный руководитель-
Преподаватель математики и информатики
Аракелова Ю.А.
Рецензент - учитель математики ГОУ « Адыгейская республиканская гимназия»,
Чумаков Р.Н.
Председатель П(Ц)К-
Игнатова И.В.
Майкоп 2008
Оглавление
Введение
Глава I. Теоретические аспекты использования дифференцированного подхода в обучении математике младших школьников
I.1 О дифференцированном и индивидуальном подходе к учащимся в процессе обучения математике в начальной школе
I.2 Способы дифференциации учебной работы с младшими школьниками
I.3 Дифференциация обучения младших школьников на различных этапах урока математики
Выводы по главе
Глава II. Экспериментально-исследовательская работа по определению значимости использования дифференцированного подхода на различных этапах урока математики
II.1 Выявление уровня подготовки учащихся на данном этапе обучения математике
II.2 Использование дифференцированного подхода при обучении математике в начальной школе
II.3 Выявление уровня полученных знаний младшими школьниками на уроках математики с учетом примененного дифференцированного подхода
II.4 Сравнительный анализ проведенных экспериментов
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Необходимо создать благоприятные условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. «Только такой подход делает возможным полноценную реализацию развивающей и воспитывающей функций обучения, то есть обеспечивает его гуманизацию». [17,5]
Любой школьный класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. При традиционной организации учебного процесса учитель зачастую вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей.
Обучение должно быть, по выражению Ш.А. Амонашвили [1], «вариативным к индивидуальным особенностям школьников». Нужно, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода к школьникам. Следует ориентироваться на индивидуально - психологические особенности учеников, включать в работу с ними специальные способы и приёмы, соответствующие их индивидуальным особенностям.
Один из путей реализации индивидуального подхода к детям - дифференциация обучения. Поскольку та или иная индивидуальная особенность часто является типической, то есть характерной для нескольких учеников, то индивидуальный подход может осуществляться применительно к группе школьников, отличающихся одними и теми же особенностями. В педагогике такой подход к учащимся называется дифференцированным. Он не исключает индивидуальной работы с отдельными учениками.
Актуальность темы: «Дифференциация как один из основных подходов к изучению математики младшими школьниками» обусловлена важностью учёта учителем начальных классов индивидуальных особенностей и способностей детей младшего школьного возраста в процессе обучения математике.
Целью исследования является обоснование значимости использования дифференцированного подхода при обучении математике в начальной школе.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс на уроках математики в начальной школе.
Предмет исследования - дифференцированный подход в процессе обучения математике в начальной школе.
В соответствии с целью исследования был определен ряд задач:
1. Дать определение дифференциации и рассмотреть основные способы дифференцирования;
2. Рассмотреть дифференциацию обучения на различных этапах урока;
3.Провести экспериментально - исследовательскую работу по определению значимости использования дифференцированного подхода в процессе обучения математике младших школьников.
В ходе рассмотрения данной тематики были применены следующие методы исследования:
1. Теоретические - анализ психолого-педагогической и математической литературы.
2. Эмпирические - наблюдение, беседа, тестирование, анализ деятельности детей.
3. Математические - определение количественных и качественных показателей эффективности проводимого эксперимента.
Этапы исследования:
1. Теоретический - изучение психолого-педагогической и математической литературы, а также планирование экспериментального исследования (октябрь - декабрь 2007).
2. Практический - проведение экспериментального исследования (на базе МОУ ООШ №1 во 2 «А» классе (январь - февраль 2008).
3. Аналитический - количественная и качественная обработка фактического материала, оформление в виде квалификационной работы (март - апрель 2008).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 22 источника, приложения.
Текст иллюстрирован таблицами, диаграммами.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
I.1 О дифференцированном и индивидуальном подходе к учащимся в процессе обучения математике в начальной школе
Проблема индивидуального подхода к детям волновала многих передовых учителей и прогрессивных мыслителей еще до революции. Революционные демократы очень сильно критиковали педантичное, холодное отношение к детям, требовали тщательного внимания к ребенку, к его возрастным и индивидуальным особенностям.
Основными пропагандистами изучения индивидуальности детей были Л.Н.Толстой и К.Д.Ушинский. У ряда советских психологов предметом изучения стало индивидуальное развитие младших школьников.
За последнее время было проведено ряд исследований исследующих индивидуальную подготовленность детей к школе. И было выявлено, что все больше детей приходит в первый класс, не только зная буквы, но и уже умеют читать и писать: кто-то читает по буквам, кто-то по слогам, а другие - умеют читать уже целыми словами. Это ставит учителя перед необходимостью по-иному организовывать учебный процесс с первоклассниками разной готовности к обучающему процессу, приспосабливать к этому и методику обучения, более полно, обширно учитывать развитие детей. А.К. Назарова показала, что на основе знания подготовленности детей к школе учитель может лучше организовывать коллективную деятельность учащихся на материале разной трудности: хорошо читающие получают дополнительно к букварю тексты для чтения, более сложные слова для составления предложений, логических упражнений, логические упражнения с большим количеством слов и т.д.
Подобно тому, как дети различаются по своим физическим качествам, говорил Василий Александрович Сухомлинский, так не одинаковы силы, необходимые для умственного труда. Память, наблюдательность, воображение, мышление протекают по - разному и имеются у каждого школьника.
Особое внимание у В.А.Сухомлинского привлекли слабоуспевающие дети. Он чётко указывает на их главный недостаток - неразвитость умственных способностей: неустойчивость внимания и памяти, инертности мышления, бедность речи, отсутствие любознательности, неразвитость эмоциональной сферы.
В.А. Сухомлинский задавал себе вопрос: «Откуда берутся такие дети?». Cтремясь рассмотреть действующие здесь причинно - следственные связи, установил зависимость успеваемости от здоровья и нездоровья детей.
Этот фактор выпадал из поля зрения исследователей. В основном учитывались проблемы, вызванные длительным отсутствием ученика в школе по болезни. В.А. Сухомлинский же перевёл вопрос в иную плоскость: а всегда ли мы учитываем хроническое недомогание детей, посещающих уроки, но практически на них не работающих?
Л.К. Назарова отметила, что те ученики, которые слабо подготовлены к изучению родного языка, находясь в среде с более подготовленными при правильной организации работы получают полезные знания и умения, потому что вся деятельность в классе происходит на высоком уровне трудности. [14]
Индивидуальные потребности в усвоении и применении знаний связывают с обучаемостью, которая включает в себя: умственную выносливость, работоспособность, быстроту или же замедленное усвоение учебного материала, гибкость мыслительных процессов.
Помимо различий, относящихся к содержательной сторон...
Особенности восприятия художественного текста младшими школьниками
Проблема восприятия художественной литературы младшими школьниками. Обдумывание заголовка и выделение главной мысли. Фрагментарный, констатирующий, ан...
Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР
В пособии представлена программа логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР. Приведенные конспекты иллюстрируют содержание логопедических заня...
Особенности усвоения математических терминов младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи как системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и относительно сохраненным интеллектом. Рассмотрение основны...
Организация внеурочной деятельности по социальному творчеству с младшими школьниками
Сущность и особенности организации внеурочной деятельности с младшими школьниками. Социальное творчество как основа раскрытия потенциала личности, его...
Тренинги общения с младшими школьниками как средство школьной дезадаптации
Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. Проблема тренингов общения с младшими школьниками как средства коррекции шк...