Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Оптимизация "Экспресс-обучения" за счёт применения компьютера (на материале детского дома-школы №59)

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Проблемы эффективного использования ИТ в образовательном процессе. Критический анализ некоторых программных электронных обучающих средств по математике. Краткий анализ экспресс-обучения детей-переростков в условиях Детского дома-школы №59 г. Красноярска.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оптимизация "Экспресс-обучения" за счёт применения компьютера (на материале детского дома-школы №59)

Введение

До появления компьютеров общество не обладало средствами, способными придать процессу обучения естественный, ненормализованный характер. Поэтому о кардинальном изменении концепции обучения речи быть не могло. В отличие от многих специалистов, пытающих превратить компьютер из "средства" в "цель" (именно этот процесс характеризует быстро растущее число используемых в учебных заведениях компьютеров). Для нас компьютер - это лишь инструмент, с помощью которого обучение (а точнее говоря, учение) В этой работе термины "учение" и "научение" различаются следующим образом: учение - процесс, осуществляемый самим индивидом, при освоении новых знаний, ли новых ситуаций; научение - специфический вид учения, связанный с закреплением из многих альтернативных реакций той, которая ведёт к более предпочтительным для индивида последствиям. По-английски термины "учение" и "научение" передаются одним словом "Learning". По-русски термин "научение" применятся преимущественно к психологии поведения, то в данной работе он более точно передаёт существо рассуждений. может быть интересным, более простым, а получаемые знания, навыки более глубокими и обобщенными. В основе предложенной работы лежит естественное любопытство детей и исследование средств для удовлетворения этого любопытства. Оно базируется на подходах, при которых на компьютер переносятся функции учителя, или учебника. Основа её в концепции микромиров, представляющих собой, по сути дела, некоторые модели реального мира, которые с той, или иной степенью детализации творит сам ребенок. Большая часть этой работы посвящена выработке представлений в роли компьютера. Трудно представить себе компьютеры будущего, не перенося на них достоинства и недостатки компьютеров наших дней. И это высказывание становится особенно верным, когда мы начинаем воображать, как компьютеры могут вторгнуться в систему образования. Развиваемое мной представление об отношениях между детьми и компьютерами опережают то, что обычно делается в школе. Объектом исследования является инновационный подход школьного образовательного процесса.

Предметом исследования выступают теоретические и практические аспекты решения вопросов инновационного подхода образовательного процесса в школе на основе информационных технологий (ИТ).

Цель работы - разработка общих теоретических подходов инновационных методов школьного образовательного процесса и определить роль новых ИТ в учебной деятельности.

Гипотеза исследования:

o При использовании компьютера оптимизируется эффективность и интенсивность учебных знаний.

o Повышение компьютерной грамотности и культуры учащихся детского дома.

o Усиление мотивации в обучении математике.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

o Изучить различные подходы использования ИТ в учебной деятельности.

o Проанализировать процессы получения и усвоения знаний, с помощью ИТ.

o Исследовать дидактические возможности оптимизации учебного процесса за счёт применения ИТ.

Во многих современных школах в фразу "обучение с помощью компьютера" вкладывается такой смысл: "компьютер обучает ребёнка". Можно сказать и так: "компьютер используется, что бы программировать ребёнка". На мой взгляд, ребёнок программирует компьютер и не только овладевает частичкой современной техники, но и приобщается к некоторым из самых глубоких идей естествознания, математики, а так же к искусству интеллектуального моделирования.

В моей работе компьютер - это технический Протей Протей, в греческой мифологии - морское божество, сын Посейдона, наделён способностью принимать облик различных существ и многознанием. Протей скрывает свой пророческий дар от всякого, кто не сумеет поймать его истинный облик сонливого старичка.. Его сущность - в его универсальности и в способности к имитации. Поскольку он может принимать тысячи ликов и выполнять тысячи функций, он может удовлетворить тысячи вкусов.

Так же в данной работе проведён критический анализ некоторых программных средств по математике, с целью выявить недостатки предложенных и используемых методов работы с ними (§1.4).

В связи с поставленными проблемами я провел работу, представляющую собой попытку применения теоретического содержания моего исследования с использованием электронной программы "Advanced Grapher" (конструктор графиков функций), на базе экспресс-метода Детского дома-школы №59 города Красноярска (гл. 4).

Технологии и подходы, описанные в (гл.2), действительно показали оптимизацию процесса обучения за счет организации индивидуальной работы, т.е. это позволило сделать гибкой саму классно-урочную форму образовательного процесса. Детям представился выбор оптимального порядка и способа изучения материала. В процессе учебы у них формировалось не механическое, а понятийное уяснение содержания математических тем. Так же следует отметить усиление учебной мотивации у детей и формирование опыта субъектного отношения к собственной учебной работе.

Данная форма учебной деятельности позволила выделить способы ускоренного обучения детей, что является необходимым условием экспресс обучения описанного в гл.3.

Ценность и актуальность работы обусловлена следующими фактами:

o Дана строгая формулировка закономерности информационного обмена в дидактической системе "преподаватель - учащийся - компьютер".

o Сформулированы условия эффективности ИТ в обучении, и необходимость их применения.

o Сформулированы специальные дидактические принципы, связанные с применением новых технологий в учебном процессе (информационной гуманности, мультимедийности и метапредметности ИТ).

o выявленные закономерности могут использоваться при разработке планов компьютеризации школ и правил применения компьютеров в школе.

Глава 1. Проблемы эффективного использования ИТ в образовательном процессе

§1.1 Актуальность проблемы исследования

Осознание людьми роли и значения информации и информационных процессов в социальном прогрессе, появление новых технологий обработки информации и телекоммуникации на основе компьютерной техники привело к изменению заказа в системе образования со стороны общества. Образованность в ее современном понимании предполагает методологически гибкий, проектно-ориентированный интеллект, способность к коммуникации позитивного типа, сформированной установки на социальную ответственность. Образование должно развивать самостоятельность и критичность ума нового гражданина, готовность и умение преодолевать трудности, способность и желание к самообразованию в течение всей жизни. Данный социальный заказ требует отхода от существующей парадигмы образования, ориентированной на усвоение некоторой суммы научных, однозначно интерпретируемых знаний и стереотипов поведения, которые считаются главной задачей развития личности человека и использование индивидуальных качеств человека обеспечит процветание общества в целом.

Образование является информационной системой, от которой в значительной мере зависит прогресс человечества, а также отдельных государств и сообществ. В то же время, применение новых ИТ в образовании катастрофически отстают от их использования в иных сферах деятельности современного общества - производстве, бизнесе, науке. Во многом это связано с непониманием педагогическими кадрами тех преимуществ, которые может обеспечить применение новых ИТ в учебном процессе. Противоречие между необходимостью совершенствования деятельности школы и отсутствие научно-обоснованных подходов, устанавливающих причины, границы педагогической целесообразности и условия применения новых ИТ в учебном процессе, обуславливает актуальность научной проблемы настоящего исследования.

Анализ процесса компьютеризации отечественной системы образования выявляет следующие его особенности:

несмотря на отсутствие федеральных планов по насыщению школ компьютерной техникой, ее относительная дешевизна и доступность, с одной стороны, и усилия местных органов образования и администрации учебных заведений, с другой стороны, привели к тому, что многие школы располагают техникой, достаточной по уровню для разворачивания различных аспектов образовательных ИТ;

использование компьютеров в работе с учащимися в основном ориентировано на курс «Основы информатики и вычислительной техники» или сопутствующие ему курсы. Происходит непрерывное совершенствование методологических подходов и содержания курса ОИВТ, приведение его в соответствие с современным пониманием информационной картины мира и уровнем развития ИТ;

до сих пор отсутствуют общепринятые дидактические принципы, которые могли бы составить фундамент педагогической теории компьютеризированного обучения. Помимо этого, в большинстве исследований показываются те или иные преимущества новых ИТ, которые только могли бы состояться; механизмы же их внедрения в практику, как правило, остаются вне рамок обсуждения. Без должного теоретического основания практика использования современных ИТ обучения в массовой школе имеет бессистемный, спорадический характер и реализуется в силу понимания проблемы отдельными энтузиастами-педагогами и администраторами. Подавляющее большинство школьных учителей не готовы к использованию компьютерных технологий в своей деятельности;

Другие файлы:

Использование информационных технологий в технологической подготовке воспитанников детского дома (на примере изучения раздела "Кулинария")
Дидактические основы использования информационных средств в процессе обучения. Информационные технологии в подготовке воспитанников детского дома. Раз...

Разработка организационного проекта детского дома на сто мест
Социально-экономический анализ деятельности Кировского детского дома-интерната для умственно отсталых детей. Анализ состояния и динамики факторов внеш...

Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми детьми в условиях детского дома
Проблема "трудновоспитуемости" в отечественной науке. Психолого-педагогическая характеристика статуса воспитанника детского дома. Реализация индивидуа...

Преодоление иждивенческой позиции воспитанников детского дома
Использование результатов корреляционного анализа в преодолении иждивенческой позиции воспитанников детского дома. Сравнение сюжетно-ролевых игр детей...

Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению воспитанников детского дома подросткового возраста как условие успешной социализации
Сущность, основные этапы процесса социализации. Особенности постинтернатной адаптации воспитанников детского дома, значимость профессионального опреде...