Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Использование информационных технологий в технологической подготовке воспитанников детского дома (на примере изучения раздела "Кулинария")

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Дидактические основы использования информационных средств в процессе обучения. Информационные технологии в подготовке воспитанников детского дома. Разработка программы по изучению раздела "Кулинария", средства применения информационных технологий.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

Глава 1. Информационные технологии в образовании

1.1 Дидактические основы использования информационных средств в процессе обучения

1.2 Классификация информационных технологий

1.3 Информационные технологии в технологической подготовке воспитанников детского дома

Глава 2. Методика использования информационных технологий при изучении раздела «Кулинария»

2.1 Разработка программы по изучению раздела «Кулинария» с использованием информационных технологий

2.2 Методы и средства применения информационных технологий при изучении раздела «Кулинария»

2.3 Методические рекомендации по изучению раздела «Кулинария» с использованием информационных технологий

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечении. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно.

Одна из причин такого положения связана с тем, что компьютерные технологии в школе не нашли еще своего должного применения. В школах же, где ведется обучение детей на компьютере, не все его возможности реализуются в полной мере. Большинство учителей начальных классов даже не знакомы с компьютерными технологиями и не имеют представления о способах их использования в обучении. Уроки с применением компьютера в большинстве случаев ведут учителя информатики, в силу специфики своей подготовки слабо представляющие условия, которые необходимо соблюдать при использовании компьютерных технологий при обучении конкретным предметам.

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке.

Объектом исследования является: технологическая подготовка воспитанников детского дома.

Предметом исследования: использование информационных технологий в технологической подготовке воспитанников детского дома.

Целью выпускной квалификационной работы: разработать методику изучения раздела «Кулинария» с использованием информационных технологий.

Задачи дипломной работы:

1. Раскрыть дидактические основы использования информационных средств в процессе обучения.

2. Изучить классификацию информационных технологий.

3. Рассмотреть информационные технологии в технологической подготовке воспитанников детского дома.

4. Предложить методику изучения раздела «Кулинария» с использованием информационных технологий.

Новизна дипломной работы: разработана программа по изучению раздела «Кулинария» с использованием информационных технологий; разработаны методические рекомендации по изучению раздела «Кулинария» с использованием информационных технологий.

Практическая значимость дипломной работы: результаты дипломной работы можно использовать в системе технологической подготовки школьников, воспитанников детских домов, в системе начального профессионального образования, а также в системе дополнительного образования при изучении вопросов, связанных с кулинарией.

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

1.1 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Информационные технологии - это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.

В это определение умышленно не включено слово "использование". Использование информационных технологий позволяет говорить о еще одной технологии - технологии использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании, медицине, военном деле и многих других областях деятельности человека, что является частью технологий информатизации. Каждая из этих областей накладывает на технологию информатизации свои ограничения и особенности. В качестве примера можно привести технологию Интернет, рассматриваемую как информационную и телекоммуникационную технологию. При этом технологию использования Интернет в обучении школьников разумно считать не информационной и телекоммуникационной технологией, а технологией информатизации общего среднего образования.

Важно понимать, что понятие технологии информатизации образования значительно шире, чем только технология использования информационных и телекоммуникационных технологий в сфере образования. Это понятие включает в себя весь комплекс приемов, методов, способов и подходов обеспечивающих достижение целей информатизации образования. [3].

Качество проведения занятий, как в школе, так и в детских домах зависит от наглядности и изложения, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные технические средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями:

- являются источником информации;

- рационализируют формы преподнесения учебной информации;

- повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;

- организуют и направляют восприятие;

- обогащают круг представлений учащихся, удовлетворяют их любознательность;

- наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам учащихся;

- создают эмоциональное отношение учащихся к учебной информации;

- усиливают интерес учащихся к учебе путем применения оригинальных, новых конструкций, технологий, машин, приборов;

- делают доступным для учащихся такой материал, который без технических средств обучения недоступен;

- активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;

- являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;

- иллюстрируют связь теории с практикой;

- создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);

- экономят учебное время, энергию преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа. Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение учебного материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем учитель. Экспериментально доказано, что даже простой фильмоскоп экономит 25 мин двухчасового занятия, а на технических операциях по воспроизведению графиков, таблиц, формул экономится 15-20 учебного времени. [2].

Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенностям технических средств обучения, к которым относятся:

ь информационная насыщенность;

ь возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы,

ь возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;

ь показ изучаемых явлений в развитии, динамике;

ь реальность отображения действительности;

ь выразительность, богатство изобразительных приемов.

Технические средства и информационные технологии обучения повысят продуктивность учебно-воспитательного про...

Другие файлы:

Преодоление иждивенческой позиции воспитанников детского дома
Использование результатов корреляционного анализа в преодолении иждивенческой позиции воспитанников детского дома. Сравнение сюжетно-ролевых игр детей...

Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению воспитанников детского дома подросткового возраста как условие успешной социализации
Сущность, основные этапы процесса социализации. Особенности постинтернатной адаптации воспитанников детского дома, значимость профессионального опреде...

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе на примере изучения раздела "Технология обработки ткани 5 класс"
Понятие электронные средства учебного назначения. Классификация компьютерных средств обучения. Основные требования к применению образовательных электр...

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе на примере изучения раздела "Технология обработки ткани 5 класс"
Исследование классификации компьютерных средств обучения, основных требований к созданию и применению образовательных электронных изданий и ресурсов....

Развитие лидерских качеств у воспитанников детского дома как условие социализации
Анализ теоретических подходов к проблеме социализации воспитанников детского дома через развитие лидерских качеств. Изучение особенностей проявления л...