Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Обучение решению арифметических задач детей с общим недоразвитием речи

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Понятие "арифметическая задача", ее компоненты. Особенности понимания и решения задач детьми с проблемами в развитии. Создание педагогических условий по обучению вычислительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА

Обучение решению арифметических задач детей с ОНР

специальность 050715 «Логопедия»

2006 год

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы обучения решению арифметических задач детей

1.1 Понятие «арифметическая задача», ее структурные компоненты, виды арифметических задач.

1.2 Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения составлению и решению арифметических задач детей с проблемами в развитии.

1.3 Особенности понимания и решения арифметических задач детьми с ОНР.

Глава 2. Создание педагогических условий по обучению вычислительной деятельности детей с проблемами в развитии.

2.1 Выявление уровня освоения вычислительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

2.2 Создание системы работы по обучению составления и решения арифметических задач детей с ОНР.

2.3 Анализ уровня освоения вычислительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Обучение решению задач является сложнейшей методической проблемой не только в методике обучения математике младших школьников, но и в методике обучения математике в старших классах.

Методические подходы к вопросу о порядке изучения арифметических действий, вычислений и обучения решению задач значительно изменились за последние 15-20 лет, что обусловлено главным образом упрочением позиций развивающего обучения и личностно-деятельностного подхода к пониманию цели и сути образовательного процесса. Общепринятый сегодня в системе развивающего обучения подход состоит в том, что знакомить ребенка с арифметическими действиями и соответственно с простейшими приемами вычислений следует раньше, чем начинать обучение решению задач. В связи с этим необходимость обучения дошкольников решению задач вызывает большое сомнение с методической точки зрения, поскольку в условиях дошкольной подготовки сложно решить все аспекты этой методической проблемы.

Задача как математическое понятие присутствует сегодня в традиционной программе математической подготовки дошкольников, в программах «Воспитание и обучение в детском саду», «Радуга», «Детство», которые опираются в этом вопросе на традиционную методику пособия A.M. Леушиной, но ее нет в программе «Школа 2000», авторы которой впервые знакомят ребенка с задачей в конце первого полугодия 1 класса. Таким образом, налицо противоречие между тем методическим подходом к процессу обучения, который был принят в 70-е годы, когда было написано пособие A.M. Леушиной, и современным пониманием роли и места задач в обучении ребенка математике.

Еще до школы дети приобретают знания о количестве и количественных отношениях из разных источников, среди которых особое значение имеет слово и действие окружающих взрослых, которым малыши активно подражают.

Уровень развития речи определяет возможности ребенка в познании окружающей действительности, обуславливает характер отношений со сверстниками и взрослыми, характеризует психическое развитие. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) отличаются нарушением формирования у них всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической, но их также необходимо знакомить с математическими категориями и способами действий для взаимодействия с окружающим миром.

У детей с ОНР наблюдается патологический ход речевого развития. Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте являются позднее начало развития речи, замедленный темп речевого развития, ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас, нарушение формирования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия. При этом у детей отмечается сохранность слуха и удовлетворительное понимание доступной для определенного возраста обращенной речи. У детей с ОНР речь может находиться на разном уровне развития. Выделяют три уровня речевого развития при ОНР (Р.Е.Левина), и в нашей работе мы попытались создать систему обучения арифметическим действиям детей с ОНР третьего уровня.

Третий уровень - дети пользуются развернутой фразовой речью, не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков предметов, хорошо знакомых им в обыденной жизни. Они могут рассказать о своей семье, составить короткий рассказ по картинке. В то же время у них имеются недостатки всех сторон речевой системы как лексико-грамматической, так и фонетико-фонематической. Для их речи характерно неточное употребление слов. В свободных высказываниях дети мало используют прилагательных и наречий, не употребляют обобщающие слова и слова с переносным значением, с трудом образуют новые слова с помощью приставок и суффиксов, ошибочно используют союзы и предлоги, допускают ошибки в согласовании существительного с прилагательным в роде, числе, падеже.

Дети с третьим уровнем речевого развития при условии систематической логопедической помощи бывают готовы к поступлению в общеобразовательную школу, хотя испытывают определенные трудности в обучении. Эти трудности связаны главным образом с недостаточностью словаря, ошибками грамматического конструирования связных высказываний, недостаточной сформированностью фонематического восприятия, нарушением звукопроизношения. Монологическая речь развивается у таких детей плохо. В основном они используют диалогическую форму общения. В целом готовность к школьному обучению у таких детей низкая. В начальных классах они имеют значительные затруднения при овладении письмом и чтением, нередко имеются специфические нарушения письма и чтения.

Таким образом, общее недоразвитие речи - это системное нарушение усвоения всех уровней языка, требующее длительного и систематического логопедического воздействия, а также создания специальных условий для развития личности ребенка.

Исследования А.М. Леушиной, Л.С. Метлиной показали, что учить детей вначале надо не числу, а сравнению, способствовать формированию количественных отношений, а затем уже обучать счетной деятельности, пользуясь числительными.

Вопросами обучения дошкольников арифметических задач занимались такие педагоги как: А.М. Леушина, В.В. Данилова, Н.И. Непомнящая, А.А. Столяр, А.В. Белошистая, Л.С. Метлина. Проблема знакомства с арифметическими задачами детей с проблемами в развитии сегодня разработана недостаточно. Углубленно этот вопрос изучается учеными для детей олигофренов, ЗПР, умственно-отсталых (М. Перова)

Цель исследования: выявить педагогические условия для обучения решению арифметических задач детьми с ОНР (3 уровень).

Объект исследования - особенности освоения арифметических действий в процессе решения задач детьми старшего дошкольного возраста ОНР (3 уровень).

Предмет исследования - методы и средства обучения решению арифметических задач детей старшего дошкольного возраста ОНР (3 уровень).

Гипотеза. Обучение решению арифметических задач детьми с ОНР возможно при создании следующих условий:

-Соблюдение этапности в обучении решению арифметических задач детьми.

-Применение системы наглядно-практических способов обучения решению арифметических задач.

-Составление конкретного содержания арифметических задач, отражающего жизнедеятельность детей.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогические исследования по проблеме обучения решению арифметических задач детьми старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии.

2. Выявить особенности освоения арифметических действий в процессе обучения решению арифметических задач детьми с ОНР.

3. Создать педагогические условия для обучения решению арифметических задач детей с ОНР.

Глава 1. Теоретические основы обучения решению арифметических задач детей с ОНР

1.1 Понятие «арифметическая задача», ее структурные компоненты, виды арифметических задач

В процессе математического и общего умственного развития детей старшего дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач. Для этого педагоги и также дети должны знать математическое описание и точный смысл того, что конкретно изучается, в данном случае - арифметическая задача и ее структурные компоненты.

А.В. Белошистая определила в методике начального обучения основные компоненты и структуру арифметической задачи, необходимые для осознания детьми. Задача -- это текст, содержащий численные компоненты. Структура этого текста такова, что в нем можно выделить условие и требование (которое не всегда выражено в форме вопросительного предложения). Решить задачу -- значит выполнить арифметические действия, определенные условием, и удовлетворить требование задачи. (6)

Согласно этому определению для полноценной работы над задачей ребенок должен:

а)понимать структуру задачи и взаимоотношения между данными и искомым;

б)сравнивать и задачу с рассказом;

в)уметь правильно выбирать и выполнять арифметические действия.

Данный список представляет собой сокращенный вариант умений, поскольку каждое из них является «сложносоставленным».

При рассмотрении задачи как вербальной (текстовой) структуры прин...

Другие файлы:

Обучение детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи образованию слов-действий
Изучение состояния и развития словообразования у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Влияние словообразования на развитие устной и письменной речи...

Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи
Характеристика понятия, особенностей и функций связной речи. Формирование монологической речи детей с нормальным лексическим развитием. Эксперименталь...

Обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рассказу по картине
Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР), особенности формирования у них связной речи. Логопедическая работа по...

Обучение детей дошкольного возраста решению арифметических задач
Значение арифметических задач для умственного развития детей. Виды математических задач и их классификация. Особенности усвоения детьми сущности задач...

Особенности формирования коммуникативной функции речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
Методы, способствующие развитию коммуникативной функции речи у детей с общим ее недоразвитием. Исследование коммуникативной функции речи у детей 5-6 л...