Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Обучение аудированию на уроках иностранного языка в средней школе

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Психолого-лингвистические особенности аудирования. Субъективные трудности, связанные с индивидуально-возрастными особенностями слушателей. Зависимость аудирования от условия восприятия. Стадии работы при аудировании текста, их подготовка и организация.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Вступление

Тема моей курсовой работы «Обучение аудированию на уроках иностранного языка в средней школе». Изучение этого вопроса остается актуальным, потому что на современном этапе развития методической науки аудирование рассматривается как фундаментальное умение при обучении иностранному языку, овладение которым является важным условием овладения иностранным языком в целом. Наблюдения методистов за учебным процессом показали, что у учеников, которых специально не учат восприятию на слух, аудитивные умения не развиваются.

Очевидно, что умения не усваиваются интуитивно, они формируются в процессе интенсивной практики в слушании.

Аудирование - это способность идентифицировать и понимать устные высказывания. В отличии от других видов речевой деятельности аудирование - внешне не выраженный процесс, но его «скрытость» не свидетельствует о его пассивности. По психологической теории это - активный мыслительный процесс, при котором аудитор, воспринимая сообщение, параллельно строит своё собственное сообщение и сверяет его с услышанным, отображая полностью общение между ним и тем, кто говорит.

Обучение аудированию как коммуникативной деятельности составляет практическую цель обучения иностранному языку в средней школе. Ученик должен понимать смысл и содержание аудиотекста при его одноразового предъявления. К задачам обучения аудированию в школе относится понимание текстов, объём которых постепенно увеличивается, и которые содержат определённое количество слов, которые не изучались. Учащиеся должны развивать способность догадываться о значении незнакомых им слов, опираясь на контекст или звуковую форму слова. Они также должны научиться понимать общий смысл сообщения, игнорируя определённую несущественную информацию.

Вот почему обучению аудированию следует уделять много внимания на любом этапе обучения. Изучение аудирования как одного из важнейших вопросов методики обучения иностранному языку прослеживается в начале 60-х годов ХХ века, когда в качестве основной идеи были выдвинуты развитие устной речи и беспереводного чтения. Была сделана попытка перенести в обучении устной речи основной акцент с репродукции на продукцию, и разработаны приемы специального обучения аудирования. Этот подход был с наибольшей последовательностью проведен в серии учебников английского языка А.П.Старкова и его авторского коллектива. А также в публикациях Г.В.Роговой и ряда других видных методистов. Логическим развитием этого подхода явился интерес к проблеме речевой и учебно-речевой ситуации.

Наряду с таким подходом в методике сохранялась и ориентация, восходящая к идеям Л.В.Щербы и сознательно-сопоставительному методу. Однако уже в середине 70-х годов большинство методистов заняло компромиссную позицию, вернувшись на новом этапе к идеям сознательно-практического метода.

Примерно в том же направлении шло развитие методики за рубежом. Идеи прямого метода в различных модификациях получили развитие в аудиолингвальном и аудиовизуальном методах, в которых аудирование остается основным способом изучения иностранного языка. На современном этапе отображение этих вопросов мы находим в методике английского методиста Г.Пальмера. Система упражнения Пальмера состоит из двух групп: а) чисто-рецептивные формы работы и б) рецептивные и продуктивные формы работы. В первой группе выделялись упражнения на пассивное и активное восприятие устной речи, а во второй - на репродукцию (воспроизведение) материала. Одним из основных видов речевой деятельности остается аудирование. Исследование подобных вопросов находим и в работах Ч.Фриза и Р.Ладо, М.Уеста, Л.Блумфильда, А.П.Старкова.

Методика обучения аудирования прошла долгий процесс развития, который и сейчас продолжается, совершенствуются виды упражнений, благодаря использованию различных технических средств обучения появляются новые способы преподнесения материала, изменяются виды и содержания текстов для аудирования и прочее. Методика обучения аудирования текстов должна учитывать специфику устной коммуникации и должна быть направлена на развитие психофизиологических механизмов этого вида речевой деятельности. Поэтому изучение аудирования остается актуальным вопросом на современном этапе развития методики обучения иностранных языков.

Раздел 1 - Аудирование как вид речевой деятельности

1.1 Психолого-лингвистические особенности аудирования

Аудирование - это понимание воспринимаемой на слух речи. С точки зрения психофизиологии аудирование трактуется как перцептивная умственная мнемическая деятельность. Перцептивная потому, что осуществляется восприятие (рецепция). Умственная - потому, что связанна с основными умственными операциями: анализом и синтезом, индукцией и дедукцией, сравнением, абстрагированием и конкретизацией. Мнемическая - потому, что происходит выделение и усвоение информативных речевых признаков и речевых единиц, реформация образа и узнавание как результат сопоставления с эталоном, который сохраняется в памяти.

Аудирование и говорение - это две стороны устной речи. Без аудирования не может быть нормативного говорения. Вместе с тем аудирование как вид речевой деятельности является и относительно автономным (например, слушанье лекций, докладов, радиопередач и т.д.).

Определяющими чертами аудирования как вида речевой деятельности в методике обучения иностранных языком считаются такие:

1. По характеру речевого общения аудирование, как и говорение относится к видам речевой деятельности, которые реализуют устное беспосредственное общение(хотя информация может передаваться и техническими средствами), и поэтому противопоставляется чтению и письменной речи, которые реализуют общение, опосредованное письмом.

2. По своей роли в процессе общения аудирование является реактивным видом речевой деятельности, так же как и чтение (в отличии от инициальных видов речевой деятельности - говорения и письма).

3. По направленности на приём и выдачу информации аудирование, как и чтение, является рецептивным видом РД (в отличии от говорения и письма).

4. Форма протекания процесса аудирования - внутренняя, невыраженная, в отличие от говорения и письма, которые актуализируются во внешней форме. Основой внутреннего механизма аудирования являются такие психические процессы как восприятие на слух, внимание и сопоставление речевых средств, их идентификация, осмысление, антиципация, группирование, обобщение, удержание в памяти, умозаключение, то есть отображение чужой мысли и адекватная на неё реакция. Так вот, предметом аудирования является чужая мысль, зашифрованная в аудиотексте и которую нужно распознать.

5. Продуктом аудирования является умозаключение. Результатом - понимание воспринятого смыслового содержания и собственное речевое или неречевое поведение. (Можно вербально отреагировать на услышанное, а можно принять к сведению полученную информацию и удержание её в памяти до того времени, когда она понадобиться).

Аудирование является комплексной умственной и речевой деятельностью. Оно базируется на природной способности, которая совершенствуется в процессе индивидуального развития человека и даёт ему возможность понимать информацию в акустическом коде, накапливать её в памяти или на письме, отбирать и оценивать её согласно с интересами или поставленными задачами. Важными факторами формирования такой способности являются:

§ перцептивные и речемоторные предпосылки,

§ общие интеллектуальные предпосылки,

§ фактические знания,

§ знания и умения в родном языке,

§ знания и умения в иностранном языке,

§ мотивация.

Эти факторы составляют основу для развития специфических знаний и умений; на ней базируется обучение аудированию согласно с требованиями Европейского образовательного стандарта иностранных языков.

Психофизиологический механизм аудирования.

Психофизиологический механизм аудирования - механизм восприятия речи (рецепция) и механизм антиципации или имоверного смыслового значения - определяют структуру аудирования. Доказано, что структура аудирования, как и говорения, состоит из трех частей: мотивационной, аналитико-синтетической и исполнительной. Роль и соотношение этих частей специфичны. Так, мотивационно-целевой аспект аудирования не только определяется потребностями слушателя, но и опосредуется деятельностью говорения другого участника общения. Целью аудирования является осмысление услышанного речевого сообщения. Аналитико-синтетический аспект структуры аудирования более развёрнутый и полный. Чем при говорении, и включает несколько этапов обработки услышанного речевого сигнала. Эта часть деятельности обеспечивается такими операциями внутреннего оформления как выбор, сопоставление и установление внутренних понятийных соответствий. Она объединяется с исполнительной частью, обусловливает и обеспечивает принятие решения на основе анализа и синтеза.

Речевой сигнал как объект смыслового восприятия характеризуется совместностью смыслового и акустического планов. Этим, очевидно, и объясняется сложность его обработки. Процессы накопления и переработки смысловой и акустической информации постоянно взаимодействуют, в некоторых случаях они происходят параллельно, в некоторых - последовательно. Обработка самого речевого сигнала осуществляется одновременно во всех параметрах, изменение гипотез (смысловых) и их подтверждения или отклонения происходит последовательно. Речевой материал группируется по смыслу - расчленяется, анализируется, объединяется, и в результате выделяются смысловые оп...

Другие файлы:

Результативность использования аутентичных материалов при формировании произносительных навыков на уроках иностранного языка в средней школе
Использование аутентичных материалов при формировании произносительных навыков на уроках иностранного языка в средней школе. Иноязычное произношение и...

Обучение аудированию на начальном этапе изучения иностранного языка
Процесс изучения английского языка в начальной школе, трудности понимания речи на слух; условия и особенности обучения аудированию. Разработка системы...

Применение информационных технологий на уроках иностранного языка
Информатизация образования в современном мире. Обучение различным видам анализа текста. Компьютерные обучающие программы. Дидактические функции сети И...

Формирование межкультурной компетенции на уроках иностранного языка в средней школе
Понятия межкультурной коммуникация и компетенции в современной педагогической науке. Анализ различных взглядов на обучение общению на иностранном язык...

Ассоциативные жесты при изучении новой лексики на уроках иностранного языка в начальной школе
Роль кинестетики и кинезиологии в формировании учебных навыков у младших школьников. Виды памяти и процесс запоминания. Организация психодиагностики п...