Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Результативность использования аутентичных материалов при формировании произносительных навыков на уроках иностранного языка в средней школе

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Использование аутентичных материалов при формировании произносительных навыков на уроках иностранного языка в средней школе. Иноязычное произношение и его разновидности. Особенности формирования фонетических навыков у учащихся 5 класса в средней школе.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

  • СОДЕРЖАНИЕ
  • Введение
  • Глава 1. Аутентичные материалы и их использование при формировании произносительных навыков на уроках иностранного языка в средней школе
  • 1.1 Иноязычное произношение и его разновидности
  • 1.2 Понятие «аутентичность» в методике
  • 1.2.1 Аутентичность текста и его восприятия
  • 1.2.2 Аутентичность учебных заданий
  • 1.2.3Аутентичность социального контекста
  • 1.2.4 Методическая аутентичность учебного текста
  • Глава 2. Особенности и результативность использования аутентичных материалов при формировании произносительных навыков на уроках иностранного языка в средней школе
  • 2.1 Необходимость обучения произносительным навыкам в процессе изучения иностранного языка в средней школе
  • 2.2 Фонетический минимум
    • Английские гласные
  • 2.3 Приемы обучения произношению для среднего (V-VII классы) и старшего (VIШ-X1 классы) школьного возраста.
  • 2.4 Анализ деятельности учителя на аутентичность
  • 2.5 Анализ учебников на аутентичность
  • Глава 3. Формирование фонетических навыков у младших школьников на аутентичном материале
  • 2.6.1 Состав класса и его психологическая характеристика
  • 2.6.2 Особенности формирования произношения в 5 классе
  • 2.6.3 Формирование произношения учащихся 5 класса с использованием аутентичного текста
  • Заключение
  • Литература

Введение

аутентичный материал произношение фонетическое

В современной лингвистической науке термин «произношение» имеет два толкования: узкое и широкое. В узком смысле «произношение» ограничивается только произношением звуков речи. При широком толковании этого термина он охватывает все компоненты фонетического строя языка:

его звуковой состав, т. е. систему его так называемых сегментных фонем в их реализации в виде конкретных звуков, являющихся аллофонами (оттенками, вариантами) тех или иных фонем;

слоговую структуру языка (слогообразование и слогоделение);

словесное ударение;

интонацию--в широком смысле также и этого термина, т.е. как диалектического единства фразовой мелодики, фразового ударения, темпа, паузации, ритма и тембра высказывания.

Поскольку язык может служить важнейшим средством человеческого общения лишь при условии, что он существует в речи в материальной форме произносимых и воспринимаемых звуков, владение произношением абсолютно необходимо для использования языка во всех его функциях. Психология речи доказывает, что и при письме, И при так называемом внутренне артикулируемом чтении про себя произношение также присутствует в мозгу пишущего и читающего, но наиболее явно оно проявляется при говорении и чтении вслух -- как на родном языке, так и на иностранном. Из факта существования не только внешнего проявления произношения (при говорении и чтении вслух), но и внутреннего (при письме и артикулируемом чтении про себя) вытекает вывод об огромной важности обучения произношению иностранного языка в любом учебном заведении, и в частности, в средней школе, где преподаются иностранные языкиБим И.Л. Цели обучения иностранному языку в рамках базового курса.//Ин.яз. в шк.-1996-№1-C.48-52..

Программа по иностранным языкам для средней школы (в рамках образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранному языку) предусматривает обучение школьников (в определенных пределах) всем видам речевой деятельности на иностранном языке, в том числе говорению и чтению вслух. Непременным же условием для обучения всем, а особенно последним двум видам речевой деятельности на иностранном языке, является обучение соответствующему иноязычному произношению. Таким образом, обучение иноязычному произношению -- это также и программное требование.

В этой связи целесообразно упомянуть, что в последние годы большое внимание уделяется проблеме аутентичности в методике обучения иностранным языкам. В переводе с английского «аутентичный» означает «естественный». Этот термин чаще всего используется для характеристики текстов, применяемых на уроке. Аутентичным традиционно принято считать текст, который не был изначально предназначен для учебных целей. Однако понятие «аутентичность» распространяется также и на другие стороны учебного процесса.

В связи с вышесказанным объектом исследования в нашей работе является методика формирования фонетических навыков при произношении на уроках иностранного языка в средней школе.

Предмет исследования - аутентичные материалы, способствующие формированию произносительных навыков на уроках иностранного языка в средней школе.

Цель нашей дипломной работы - рассмотреть возможность использования аутентичных материалов для формирования произносительных навыков на современном этапе.

Цель определила следующие задачи:

раскрыть методологическую основу формирования произношения школьников при изучении иностранного языка на современном этапе;

рассмотреть понятие и виды аутентичности и возможности использования аутентичных текстов при формировании фонетического строя речи при изучении иностранного языка в школе;

проанализировать в теоретическом и практическом аспекте эффективность использования аутентичного материала в процессе усвоения произносительных навыков на уроках в средней школе.

Гипотеза исследования: использование аутентичных материалов на уроках иностранного языка в школе является важным фактором при формировании у учащихся произносительных навыков.

При написании работы были использованы следующие методы:

сопоставительный - исследование методических материалов и точек зрения исследователей в рамках проблемы, обозначенной в названии дипломной работы;

сравнительный - исследование учебных пособий по английскому языку различных авторов с целью определения наибольшего коэффициента использования в каждом из них аутентичных материалов;

экспериментальный - использование аутентичных материалов при проведении учебных занятий по иностранному языку во время прохождения учебной практики в средней школе, обобщение и описание результатов.

Новизна исследования заключается в том, что на современном этапе проблема аутентичности очень поверхностно рассматривается в учебных пособиях и в научных публикациях. Происходит это, вероятно, потому, что хотя практическое значение аутентичных материалов при формировании произносительных навыков на уроках иностранного языка ни у кого не вызывает сомнений, реальные результаты применения таких материалов не представлены ни в одном рассмотренном нами исследовании.

В первой главе мы рассматриваем основные виды произношения, методику формирования произносительных навыков и использование в рамках этой работы аутентичных материалов.

Во второй главе раскрываются особенности и результативность использования аутентичных материалов при формировании произносительных навыков на уроках иностранного языка в средней школе

Практическая значимость исследования: результаты данной работы могут быть использованы на практических занятиях по методике преподавания иностранных языков.

Глава 1. Аутентичные материалы и их использование при формировании произносительных навыков на уроках иностранного языка в средней школе

1.1 Иноязычное произношение и его разновидности

Важность владения фонетическими средствами языка объясняется прежде всего тем, что звуковой язык всегда был и остается единственным языком человеческого общества. Следовательно, любые оттенки мысли передаются и воспринимаются через звуковую оболочку языка. Владение фонетической системой языка важно также для чтения и письма. Многочисленные экспериментальные работы, проделанные еще советскими психологами и физиологами, установили необходимость для человека фонематического слуха и стойких внутренних слуховых образов, так как только при наличии их человек может правильно читать и писать. Данные исследования показали, что человек, лишенный фонематического слуха и способности артикулировать звуки, полностью теряет навыки чтения и письма.

Существуют два вида иноязычного произношения, усваиваемого в результате обучения: 1) орфоэпическое произношение и 2) аппроксимированное произношение, т. е. произношение, приближенное в той или иной степени к орфоэпическому произношению Кондорф Б. Методика преподавания английского языка. - М., 1958, с. 211

.

Иноязычное орфоэпическое произношение -- это такое произношение, которое практически совпадает с литературным (стандартным, образцовым) произношением образованных естественных носителей изучаемого языка. Приобретают орфоэпическое произношение обычно учащиеся специальных языковых (преимущественно высших) учебных заведений, причем далеко не все, а только те, которые усиленно работают над своим иноязычным произношением и обладают хорошими фонетическими способностями. Однако владение орфоэпическим произношением совершенно необязательно. Для всех этих целей достаточно владение аппроксимированным произношением.

Аппроксимированное произношение является таким произношением, в котором, как и в литературном произношении, отсутствуют так называемые фонологические ошибки,...

Другие файлы:

Совершенствование монологической речи на основе аутентичных текстов в 6 классе средней общеобразовательной школе
Методы работы с монологической речью на уроках иностранного языка. Последовательность работы с литературным текстом. Экспериментальное исследование и...

Ассоциативные жесты при изучении новой лексики на уроках иностранного языка в начальной школе
Роль кинестетики и кинезиологии в формировании учебных навыков у младших школьников. Виды памяти и процесс запоминания. Организация психодиагностики п...

Аутентичные тексты как средство обучения поисково-просмотровому чтению на уроках английского языка в 9 классе
Формирования умений поисково-просмотрового чтения на уроках иностранного языка. Чтение аутентичных текстов при обучении английскому языку в общеобразо...

Формирование фонетических навыков в средней школе
Понятие фонетики как науки. Содержание обучения фонетике в средней школе, ее место в системе языка. Содержание обучения произношению. Обучение произно...

Использование аутентичных материалов лингвострановедческого характера как основа организации иноязычного общения в 8-9 классах
Ученик и его интересы. Главные особенности использования аутентичных материалов лингвострановедческого характера как средства обучения общению. Формы,...