Народная сказка, как средство формирования дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретические и методические основы использования народных сказок в процессе формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
- 1.1 Особенности формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
- 1.2 Народная сказка в формировании дружеских взаимоотношений у старших дошкольников
- 1.3 Использование народной сказки как средство формирования дружеских взаимоотношений детей старшего возраста
- Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по использованию народной сказки в процессе формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
- 2.1 Изучение уровня сформированности дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
- 2.2 Опытно-экспериментальная работа по использованию народной сказки в процессе формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
- 2.3 Анализ и оценка результатов опытно-экспериментального исследования
- Заключение
- Список литературы
- Приложения
Введение
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смыты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания дошкольников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [42, с.431].
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют дошкольника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Изучение человеческих отношений, ставшее по утверждению видных ученых, "проблемой века", является ключевой проблемой.
Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками, т. к. дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности.
Общение с детьми - необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Она является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей.
Для дошкольной педагогики становится актуальным поиск эффективных путей и средств формирования взаимоотношений, влияющих на становление общественно ценных качеств личности ребёнка и определяющих его поведение в обществе сверстников.
Особое значение в формировании личности старших дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности.
Наиболее важные правила дружбы отображают, по своей сути, идеальные отношения между людьми. Доктор философских наук, профессор И.С. Кон относит к ним следующие: «делиться своими переживаниями, оказывать моральную поддержку, добровольно помогать в случае нужды, заботиться о друге, доверять ему и быть уверенным в нем, защищать друга в его отсутствие» [7, с. 323 - 324].
Безусловно, перечисленные правила доступны лишь человеку с достаточно высоким уровнем нравственного сознания, опытом дружеских отношений, способному переживать глубокие чувства.
Проблема дружбы, дружеских взаимоотношений исследовалась в нашей стране в 50-70-е годы, но современная теория и практика общественного дошкольного воспитания нуждается в дальнейшей разработке проблемы формирования у детей, особенно старшего возраста, тех социальных качеств, которые выражаются в дружеских взаимоотношениях между сверстниками, в определенных привычках поведения, выступающих необходимыми для складывания детского коллектива. Так проблемы формирования дружеских взаимоотношений дошкольников рассмотрены в работах Р. И. Жуковской, К. А. Климовой, В. Г. Нечаевой, Л. А. Пеньевской и др.
В частности, это касается воспитательного значения взаимопомощи детей старшего дошкольного возраста, воспитания бережного отношения к личным вещам и общественному достоянию воспитания организованного поведения у детей старшего дошкольного возраста, формирования ответственности у детей 6-7 лет.
Важную роль в формировании дружеских отношений у детей играет художественная литература, а именно - народная сказка. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
Ученые (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.С. Славин, Д.М. Арановская и др.) отмечают, что дошкольный возраст - период активного становления художественного восприятия ребенка. В это время совершается переход от первоначального восприятия, когда специфическое, эстетическое отношение к действительности еще слито с жизненным, к ступеням собственно эстетической действительности. Последняя, реализуется в активном мысленном сопереживании ребенка героям, в перенесении им на себя действий, чувств, мыслей сказочного персонажа. Ряд педагогов и психологов высказывают мысль о зарождении в дошкольном возрасте более высокого вида восприятия народной сказки, характеризующегося способностью ребенка к отчуждению от позиции героя, умением не только мысленно действовать вместе с героем, но и становиться как бы над ним, рассматривать события с точки зрения автора.
Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек - это красна девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка - далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.
Изучению роли сказки в воспитании детей посвящены работы таких педагогов как И.В. Богачева, В.Л., Волкова Г.Н., Гиненского, И.А. Ильина, Т.С. Комаровой, Г.М. Науменко, В.А. Сухомлинского и др. В работах Г.Н. Волкова, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. раскрывается роль сказки как средства патриотического, гражданского и нравственного воспитания. Вслед за ними, мы считаем, что сказка играет, несомненно, важную роль в воспитании дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста.
Как отмечают современные исследователи, сегодня в практике работы дошкольного учреждения педагогами народная сказка как средство формирования дружеских отношений у детей используется недостаточно. В детском саду нередко на занятиях чтением решаются только задачи развития речи и поэтического слуха детей. Такое узкое использование сказочных произведений, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребенка возможности осознать и почувствовать его нравственную глубину, раскрыть воспитательный потенциал произведения.
Таким образом, имеет место противоречие между степенью разработанности проблемы формирования дружеских взаимоотношений и сложившейся практикой нравственного воспитания дошкольников с использованием народных сказок. Это обусловило выбор темы нашего исследования: «Народная сказка как средство формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста» и определило его проблему: при каких условиях народная сказка становится средством формирования дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста?
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, при которых народная сказка становится средством формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект: процесс формирования дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: педагогические условия использования народной сказки, способствующие формированию дружеских взаимоотношений между сверстниками.
Гипотеза: формирование дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:
- с детьми старшего дошкольного возраста планируются и проводятся различные мероприятия с включением народных сказок;
- используются приемы, направленные на анализ народных сказок и умение инсценировать их;
Формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Формирование взаимоотношений у дошкольников в процессе игровой деятельности. Роль воспитателя в формировании дружеских взаимодействий у детей среднего...
Сюжетно-ролевая игра, как фактор формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Анализ влияния сюжетно-ролевой игры, как средства формирования личности, на развитие положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста...
Формирование нравственных чувств у детей с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с народными сказками
Формирование нравственных чувств в онтогенезе детей с сохранным и нарушенным слухом. Народная сказка как средство нравственного воспитания ребенка. Ко...
Процесс формирования гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Психолого-педагогический аспект влияния игры на формирование гуманных отношений у детей дошкольного отношения. Экспериментальная работа по формировани...
Игрушка как средство развития восприятия детей старшего дошкольного возраста
Понятие и виды восприятия. Особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста. Краткая история возникновения игрушки. Виды и назначения игруше...