Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми раннего возраста на занятиях по развитию речи в условиях ДОУ

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Создание условий для правильного развития речи детей раннего возраста. Культурные и методические требования к качеству речи педагога. Развитие эмоционального общения со взрослым детей раннего возраста. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

ГО УДПО НИРО

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема: Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми

раннего возраста на занятиях по развитию речи в условиях ДОУ

Выполнила: Мочалова Ольга Владимировна

воспитатель МДОУ №86 ясли/сад

Автозаводского района

Нижний Новгород

2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОУ

1.1 Понятие личностно-ориентированного взаимодействия в психолого-педагогической литературе

1.2 Общая характеристика развития речи детей раннего возраста

I.3 Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности проведения занятий по развитию речи с детьми раннего возраста в условиях ДОУ

1.3.1 Создание условий для правильного развития речи детей раннего возраста

1.3.1.1 Развивающий потенциал речевой среды

1.3.1.2 Речь воспитателя, как фактор развития речи детей в рамках личностно-ориентированного взаимодействия

1.3.1.2.1 Значение культуры речи воспитателя детского сада

1.3.1.2.2 Культурные и методические требования к качеству речи педагога ДОУ

I.3.1.2.3 Компоненты профессиональной речи воспитателя ДОУ

ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ЯСЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА В РАМКАХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ

2.1 Особенности развития речи детей ясельной группы детского сада в рамках личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

2.1.1 Развитие эмоционального общения со взрослым детей раннего возраста

2.1.2 Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи ребёнка

2.1.2.1 Развитие мелкой моторики рук ребёнка раннего возраста

2.1.3 Развитие физиологического дыхания у детей раннего возраста на занятиях по развитию речи

2.1.4 Развитие речевого дыхания у детей раннего возраста на занятиях по развитию речи

2.1.5 Развитие фонематического слуха детей раннего возраста

2.1.6 Накопление пассивного словаря детей раннего возраста

2.1.7 Развитие активной речи детей раннего возраста в условиях ДОУ

2.1.7.1 Развитие речевого подражания

2.2 Формы совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста по развитию речи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

речь дети общение моторика

ВВЕДЕНИЕ

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым.

В течение второго года, если с ребенком разговаривают, с каждым днем расширяется его активная речь, он все больше и больше произносит слов. Исследования показывают, что при благоприятных условиях развития и воспитания к двум годам в речи ребенка может быть до 250 - 300 слов.

При систематической работе и при благоприятных условиях к трем годам речь детей развивается настолько, что они в состоянии выразить словами свое желание, мысль, повторить то, что запомнили. Они могут декламировать небольшие стихи, петь песни.

Проблемой развития речи занимались Н.И. Жинкин, Лисина М.И., Запорожец А.В., Л.Г. Соловьева. Е.Д. Дмитриева, А. Катаева, Е.А. Стребелева, В.И. Лубовский, Л.П. Носкова, Е.А. Миронова, А.М. Бородич, Э.Г. Пилюгина, Г.В. Грибанова, А.М. Прихожан и другие.

Также надо отметить, что зарубежные исследователи не оставляют без внимания эту проблему. Наибольшее количество работ встречаются у Ш. Бюлара, Г. Гетцера, У. Голдфарба, Боулби, Шпица, Д.О. Хебба, Б.М. Фосса, Э.Л. Фрухта.

Работа по развитию речи с ясельной группе детского сада, как правило, требует от воспитателя индивидуального, дифференцированного подхода, что объясняется возрастными и индивидуальными особенностями детей, а также их способностью к адаптации в условиях детского сада.

Изложенное выше обуславливает необходимость личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми раннего возраста на занятиях по развитию речи в условиях ДОУ.

Актуальность концепции личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребёнка обусловлена, в частности, обоснованностью эмпирических и теоретических предпосылок. К первым можно отнести накопленный за последние десятилетия опыт новаторской деятельности, направленный на создание вариативных образовательных систем. Ко вторым -- фундаментальные исследования о функциях личности в социуме и о жизнедеятельности человека.

В дошкольной педагогике личностно-ориентированное воспитание получило теоретическое обоснование в исследованиях В.В.Давыдова, Л.М.Клариной, Н.А.Коротковой, Н.Я.Михайленко, Л.Н.Перелыгиной, В.А.Петровского, Л.П.Стрелковой и др. Были разработаны подходы к построению целостного педагогического процесса на гуманистической основе (Р.С.Буре, Л.Н.Перелыгина), изучены различные стили педагогического общения и типы взаимодействия педагога с детьми, выявлено их влияние на развитие личности дошкольников (Л.И.Башлакова, В.Н.Белкина, А.Г.Исмагилова, ЯЛ.Коломинский, Т.И.Комиссаренко, Т.А.Репина, Е.В.Субботский и др.), дан анализ педагогического общения с дошкольниками как средства гуманизации образовательной работы и профилактики эмоционального неблагополучия ребенка (Р.С.Буре, Н.Д.Ватутина, В.РЛисина, ТА.Степанова, М.Ю.Стожарова и др.), выявлены условия формирования у воспитателей позиции принятия активной роли ребенка (Н.В.Кокорева).

Сущность личностно-ориентированного взаимодействия в системе воспитания заключается в признании уникальности субъектного опыта ребенка и самоценности каждого периода его развития. В основе пост роения педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях на гуманистической основе лежит субъект-субъектное взаимодействие воспитателя и ребенка. В настоящее время наблюдается недостаточная теоретическая и методическая подготовка специалистов ДОУ в вопросах личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.

Проведение занятий по развитию речи детей в ясельной группе детского сада выдвигают педагогу ряд требований и условий результативности работы, среди которых личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми является базисным компонентом и тем фундаментом, на которой в настоящее время опирается вся педагогическая деятельность в целом.

С учетом отмеченных обстоятельств темой данной исследовательской работы стало изучение личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми раннего возраста на занятиях по развитию речи в условиях ДОУ.

Цель работы: исследовать фактор личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, как необходимое условие результативности педагогической работы по развитию речи в ясельной группе детского сада

Объект исследования: воспитанники ясельной группы детского сада.

Предмет исследования: личностно-ориентированное взаимодействие в системе «воспитатель-ребёнок» на занятиях по развитию речи раннего возраста в условиях ДОУ.

Теоретический анализ литературы по данному вопросу позволил сформулировать гипотезу: личностно-ориентированный подход во взаимодействии педагога с детьми на занятиях по развитию речи в ясельной группе детского сада предполагает осознанную ориентацию педагога на личность ребенка, что является условием положительной динамики в развитии познавательной активности данного контингента детей.

Задачи исследования:

1. Ознакомиться с основными подходами к вопросу личностно-ориентированного взаимодействия на разных этапах развития педагогической науки.

2. Дать характеристику раннего возраста, как наиболее важного периода в развитии речи детей.

3. Обозначить основные условия развития речи детей раннего возраста в рамках личностно-ориентированного подхода.

4. Ознакомиться с организацией и содержанием работы по развитию речи детей ясельной группы детского сада в рамках личностно-ориентированного подхода.

5. Изучить основные методы, приёмы и формы работы по развитию речи данного контингента детей.

ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОУ

1.1 Понятие личностно-ориентированного взаимодействия в психолого-педагогической литературе

Понятие личностно-ориентированного обучения и воспитания, вошедшее в 90-е годы в педагогический арсенал без своей четкой дефиниции может быть определено при рассмотрении таких категорий, как: индивид, индивидуальность (индивидуальный подход), личность. При этом в конкретных исторических условиях педагогика и психология эти понятия использовали с различным значением, часто смешивая и употребляя как синонимы. Однако в связи с тем, что обучение является сущностно-человеческим видом деятельности и практика всегда богаче теории, понятие «индивидуальный подход» вошло в педагогику значительно раньше сущностного т...

Другие файлы:

Метод моделирования на занятиях по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
Особенности речи у детей старшего дошкольного возраста. Диагностика развития связной речи дошкольников. Методические рекомендации по использованию сис...

Логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка
Краткая характеристика общего недоразвития речи у детей. Методика экспериментального исследования психомоторного и речевого развития детей раннего воз...

Лето. Задания по развитию речи у детей дошкольного возраста.
В этом выпуске журнала "Конфетка" мы завершаем публикацию материалов для закрепления на логопедических занятиях лексической темы "Времена года: лето"....

Играем с малышами. Кроха
В пособие вошли игры и упражнения по физическому развитию и развитию речи для детей раннего возраста, которые помогут взрослым организовать педагогиче...

День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста
Аннотация: Цель данного пособия — оказание всесторонней помощи в организации логопедической и общеразвивающей работы с детьми раннего возраста (от рож...