Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Краткая характеристика общего недоразвития речи у детей. Методика экспериментального исследования психомоторного и речевого развития детей раннего возраста. Направления коррекционно-логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

«Логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях

Дома ребенка»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Введение

Актуальность исследования

Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.

Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М. Монтессори и др.) давно показали важность раннего возраста, охватывающего сензитивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, то есть те периоды, когда данная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием.

Ранний возраст (с рождения до 3-х лет) является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

Ранняя коррекция недостатков развития ребенка, особенно в учреждениях закрытого типа, таких как дом ребенка, становится все более актуальной проблемой социальной педагогики России. В значительной мере это связано с тем, что более поздние периоды жизни ребенка - дошкольный и школьный - уже, можно сказать, педагогически освоены.

Что же касается периода от рождения до 3-х лет, он остается, в основном, в ведении медиков. А их занимает, прежде всего, здоровье детей, их физическое благополучие, а не сенсорное, умственное, речевое и эмоциональное развитие.

Нельзя не сказать о том, что специалистов для работы с детьми такого возраста до недавнего времени нигде в стране не готовили.

Крайне недостаточно литературы с рекомендациями по раннему воспитанию детей с нарушениями развития.

Важнейшей причиной актуальности проблемы ранней коррекции нарушений развития является то обстоятельство, что во всех странах число новорожденных детей с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья достигает 85% новорожденных.

Нельзя забывать и о реальной ситуации: в России более полумиллиона детей находится в домах ребенка и в дошкольных детских домах, являющихся учреждениями закрытого типа. Психолого-педагогическая и коррекционная работа с такими детьми должна проводится в системе этих учреждений, что требует разработки соответствующих специальных программ и методов обучения.

Несмотря на острую актуальность проблемы диагностики и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста, в настоящее время недостаточно разработаны и систематизированы программы, методы и диагностический материал, рассчитанный на работу с детьми этого возраста, что и послужило выбором темы данной выпускной квалификационной работы «Логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях дома ребенка».

Цель исследования: изучение речевых нарушений и методов раннего воздействия на первых этапах становления вербальной коммуникации у детей

С учетом поставленной цели, в соответствии с объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:

1. Изучить общее недоразвитие речи, в частности, первый уровень речевого развития у детей раннего возраста.

2. Выявить причины недоразвития речи у детей воспитанников дома ребенка.

3. Подобрать диагностический материал для психолого логопедического обследования речи детей от 0 до 3-х лет.

4. Разработать методы коррекционного воздействия на формирующуюся речевую функцию.

5. Разработать рекомендации в адрес специалистов учреждения по организации детской деятельности в условиях дома ребенка.

Объект исследования: Речевое развитие детей раннего возраста в условиях дома ребенка.

Предмет исследования: Особенности формирования начального детского лексикона у детей воспитанников дома ребенка.

Гипотеза: у детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка, имеет место речевое недоразвитие, характер которого зависит как от неблагоприятных воздействий социальной среды, так и биологических факторов.

В данном исследовании мы использовали различные методы как теоретического, так и эмпирического характера. Среди теоретических - анализ литературы, метод абстрагирования и другие. Среди эмпирических - наблюдение (в естественных условиях), экспериментальное обследование детей, анализ, апробация и другие.

Глава I. Развитие речи у детей раннего возраста, воспитанников дома ребенка, как социально-педагогическая проблема

I.1 Современное состояние проблемы ранней диагностики нарушений речи у детей

Развитие национальной системы специального образования во все исторические периоды непосредственно связано с социально-экономическими условиями в данной стране, политикой государства по отношению к людям с отклонениями в развитии, законодательством в сфере образования и прав человека, состоянием дефектологической науки как интегрированной области научных знаний на стыке медицины, психологии и педагогики.

Состояние системы специального образования в период 90-х годов принято определять как кризис государственной системы социального образования и кризис коррекционной педагогики как науки, для которого характерны следующие явления:

– Социальная маркировка ребенка с особыми нуждами как ребенка с дефектом;

– Охват системой социального образования лишь части нуждающихся детей;

– Жесткость и безвариативность форм получения образования;

– Примат образовательного стандарта над развитием личности ребенка.

Парадоксально, но такая «негативная ситуация» имела и «позитивные результаты»:

– Постановка теоретических и исследовательских задач высокого уровня;

– Интенсивная разработка теоретических основ специальной педагогики и психологии;

– Высокий уровень развития специальных педагогических технологий (Л.С. Выготский, В.П.Кащенко, А.Р. Лурия, А.Я. Граборов, А.С. Грибоедов, Г.М. Дульнов, Р.Е. Левина, А.И. Дъячков и другие). Методология и теоретические основы решения поставленных задач признаются зарубежными специалистами крупными достижениями не только российской, но и мировой специальной психологии и педагогики.

Институт считает, что роль науки в ближайшее десятилетие состоит в решении различных задач, направленных на целенаправленное преобразование базы развития бесспорных достижений дефектологической науки и практики:

– Поддерживать и развивать функционирующую государственную систему специального образования за счет введения инноваций, методов в рамках существующего содержания специального образования;

– Целенаправленно проводить переподготовку кадров, поддерживая такой уровень профессиональной компетенции кадров в ведущих специальных образовательных учреждениях страны, который может обеспечить максимально возможное качество обучения ребенка с отклонениями в развитии;

– Обобщить результаты многолетних экспериментов по ранней (от 0 до 3-х лет) психолого-педагогической коррекции детей с различными нарушениями с целью создания государственной системы комплексной диагностики и коррекции нарушений различных категорий, начиная с первых месяцев жизни.

Вплоть до последних лет в России обследование младенцев вообще и младенцев риска в частности, характеризовалось:

– Приоритетом медицинских служб, отсутствием педагогической, психологической, социальной работы;

– Недостатком методов диагностики и определения уровня функционального развития младенцев, отсутствие системы раннего обнаружения младенцев риска;

– Недостатком новой литературы в области развития младенцев;

– Отсутствием системы подготовки педагогов (в том числе, специальных педагогов) и психологов для детей от 0 до 3-х лет.

Вплоть до настоящего времени, университеты и педагогические институты готовят специалистов для работы с детьми в основном с трех лет.

Таким образом, поставлена задача в государственном масштабе, осуществить программу ранней помощи детям. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность сгладить имеющиеся недостатки в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка. Результаты отечественных и зарубежных научных исследований и практики со всей очевидностью показывают, что раннее выявление и комплексная коррекция отклонений в развитии, начатая с первых лет жизни ребенка, позволяют предупредить появление вторичных и третичных нарушений, скорригировать уже имеющиеся трудности и в результате значительно снизить степень социальной недостаточности детей с отклонениями в развитии, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития.

I.2 Анатомо-физиологические механизмы речи. Развитие речи в онтогенезе

Знание анатомо-физиологических механизмов речи, то есть строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет, во-первых, представлять сложный механизм речи в н...

Другие файлы:

Специфические нарушения речевого развития у детей раннего возраста
Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста. Этапы развития речи, общая характеристика отклонений в ее развитии у детей...

Роль раннего возраста для последующего развития ребенка
Возрастные особенности раннего детства и специфика педагогической работы с детьми. Содержание и методика работы с детьми в дошкольных учреждениях разн...

Разработка диагностического комплекса для обследования речевого развития детей раннего возраста
Теоретико-методологические аспекты профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста. Исследование причин задержки речевого развития у детей. Оп...

Поиграйте со мной дома! Консультации по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста. Часть 2
Во 2-й части предложены игры, игровые упражнения и стихи для заучивания по темам, которые помогут ребенку подружиться со словом, научат рассказывать,...

Совершенствование физических навыков детей раннего возраста посредством подвижных игр с родителями
Роль физического воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста. Анализ комплекса подвижных игр с детьми раннего возраста совместно с родителями в...