Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОНР
Краткое сожержание материала:
Содержание
- 1. Речевые карты
- 2. Психолого-педагогическая характеристика ребенка
- 3. Программа коррекционно-логопедической работы на ребенка с ОНР
- 4. Рекомендации родителям детей с ОНР
- 5. Анализ фронтального занятия логопеда
- 6. Конспект фронтального занятия по подгруппам в группе детей с общим недоразвитием речи (3 уровень) 1 год обучения
- 7. Отчет о прохождении практики
- 7.1 Общая информация о практике
- 7.2 Объем и содержание работы
- 7.3 Выводы и предложения по совершенствованию организации и проведении практики
1. Речевые карты
I. 1. Фамилия, имя ребенка Катя Петрова
2. Возраст 5 лет 7 месяцев
3. Домашний адрес у. Восход, д. 83, к. 2, кв. 54
4. Анамнез: Ребенок от третьей беременности (роды - вторые). Мать стоит на учете у уролога. Во второй половине беременности была угроза выкидыша. Роды прошли нормально. Болезнь первого года жизни - коревая краснуха (в 3 месяца), отит (в 10 мес), ОРЗ (в 1г 7м), ОРВИ (в 10 мес).
Ходить начала с 1 года 1 мес. Лепет появился в 8-9 мес., первые слова произнесла в 10 месяцев, фразы в 1 год 7 мес.
5. Состояние общей и мелкой моторики. Нарушений в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. Подвижна, координация удовлетворительна, но некоторыми основными движениями по программе возрастной группы владеет недостаточно, мелкая моторика рук развита слабо: затрудняется в штриховке, неуверенно владеет ножницами, движения неточные.
6. Слух - без патологии.
7. Зрение - без патологии.
8. Общее развитие ребенка. Запас знаний и представлений об окружающей действительности в пределах возрастной нормы.
Память: зрительная - из 6 картинок запоминает 4.
- слуховая - из 6 слов запоминает 4.
- ассоциативная - из 6 картинок - 5.
- словесно-логическая память - прослушанный текст запоминает и пересказывает достаточно полно и точно.
Внимание, работоспособность. Концентрация внимания неплохая, но объемная устойчивость недостаточна (быстро отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчива, быстро устает.
Мышление:
Конструктивная деятельность - + (пирамидку, разрезанную картинку, пазлы составляет методом зрительного соотнесения)
- прямой и обратный счет - + (в пределах10)
- счетные операции и простейшие задачи - + (в пределах10)
- классификация, обобщение - + (иногда с объяснениями)
- причинно-следственные связи - + (серию сюжетных картинок раскладывает в логической последовательности).
9. Общее звучание речи: голос негромкий, темп речи несколько замедленный, произношение смазанное (шепелявое), речевое дыхание без особенностей.
10. Состояние артикуляционного аппарата.
- Строение - нормальное (незначительная прогнатия).
- Артикуляционная моторика - движения губ нормальные; наблюдается вялость языка, отсутствует «желобок».
11. Особенности звукопроизношения.
- Свистящие С, С', З', Ц - межзубные
- Шипящие Ш Ж, Ч, Щ - межзубные.
12. Фонематический слух - в норме. Выделяет на слух заданный звук из звукового ряда (п - т - к - х)
- слогового ряда (па - та - ка - ха)
- ряда слов (порт- торт - корт - хор)
Различает на слух сходные звуки в:
- парах звуков (п - б), (с - з), (ш - ж)
- парах слогов (па - ба), (са - за), (ша - жа)
- парах слов (почка - точка), (сок - цок), (шар - жар).
Воспроизводит:
- звуковой ряд (б - п - б); слоговой ряд (ба - ба - па)
- ряда слов (почка - точка - бочка), (сом - ком - дом).
13. Звуковой анализ:
- выделение первого ударного гласного (утка, овощ, аист)-+
- выделение последнего глухого согласного (суп, кот, ток)-+
- выделение первого согласного (дом, рот, пот)-+
14. Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры - нарушено незначительно (сохраняются ритмичный контур, ударение, число слогов)
- клубника -+ командировка - «комадировка»
- сковорода -+ стихотворение - «стиховорение»
- лекарство -+ велосипедист - «велесепедист»
15. Лексика. Допускает ошибки в толковании лексических значений слов: чашка - кружка, ключ - замок, шапка - шляпа, кофта - свитер;
- многозначительностью слов, абстрактными понятиями - не владеет.
Понимает антонимы и синонимы.
Знает и называет детенышей животных, распространенные профессии.
Обобщающими (видовыми, родовыми) понятиями (одежда, обувь, мебель, посуда) - владеет.
16. Грамматический строй. Составляет простые предложения по картинке (с данным звуком по опорным словам). Допускает ошибки в согласовании количественных числительных существительных - «пять яблоков». Понимает значение простых предлогов и правильно употребляет их в речи. Может образовать: прилагательные слова от существительных камень (каменный), существительные от прилагательных - деревянный (дом), существительные от глаголов - клеить (клей), существительные с уменьшительно-ласкательным значением - рука (ручка).
17. Связная речь. Логична, последовательна, но не выразительна, схематична. Свободное общение затруднено
18. Заключение о состоянии речевого развития: ОНР III уровня.
II. 1. Фамилия, имя ребенка Дмитрий Шелохов
2. Возраст 5 лет 9 месяцев
3. Домашний адрес у. Пирогова , д. 19, кв. 70_
4. Анамнез: Ребенок от первой беременности. Во второй половине беременности была угроза выкидыша. Роды прошли нормально. Болезнь первого года жизни - ОРВИ (в 9 мес.).
Ходить начал с 1 года 3 мес. Лепет появился в 8-9 мес., первые слова произнес в 11 месяцев, фразы в 3 год 1 мес.
5. Состояние общей и мелкой моторики. Нарушений в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. Координация удовлетворительна, мелкая моторика рук развита слабо: затрудняется в обведении мелких предметов, неуверенно владеет ножницами, движения неточные.
6. Слух - без патологии.
7. Зрение - без патологии.
8. Общее развитие ребенка. Запас знаний и представлений об окружающей действительности не достаточен.
Память: зрительная - из 6 картинок запоминает 3
- слуховая - из 6 слов запоминает 4
- ассоциативная - из 6 картинок -4
- словесно-логическая память - прослушанный текст запоминает и пересказывает неуверенно, путая события и последовательность.
Внимание, работоспособность. Концентрация внимания не сформирована, объем недостаточен (быстро отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчив, быстро устает.
Мышление:
Конструктивная деятельность + (пирамидку, разрезанную картинку, пазлы составляет методом зрительного соотнесения)
- прямой и обратный счет - (в пределах10)
- счетные операции и простейшие задачи - (в пределах10)
- классификация, обобщение +
- причинно-следственные связи - (серию сюжетных картинок раскладывает не в логической последовательности).
9. Общее звучание речи: голос громкий, темп речи несколько ускоренный, произношение смазанное (шепелявое), речевое дыхание без особенностей сбивчиво.
10. Состояние артикуляционного аппарата.
- Строение - нормальное.
- Артикуляционная моторика - движения губ нормальные, отсутствует «грибок», «ложечка».
11. Особенности звукопроизношения.
- Свистящие С, С', З', Ц - межзубные
- Шипящие Ш Ж, Ч, Щ - межзубные.
12. Фонематический слух - в норме. Выделяет на слух заданный звук из звукового ряда (п - т - к - х)
- слогового ряда (па - та - ка - ха)
- ряда слов (порт- торт - корт - хор)
Различает на слух сходные звуки в:
- парах звуков (п - б), (с - з), (ш - ж)
- парах слогов (па - ба), (са - за), (ша - жа)
- парах слов (почка - точка), (сок - цок), (шар - жар).
Воспроизводит:
- звуковой ряд (б - п - б); слоговой ряд (ба - ба - па)
- ряда слов (почка - точка - бочка), (сом - ком - дом).
13. Звуковой анализ:
Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения
Клинико-психологическая характеристика детей с нарушениями зрения. Особенности речевого развития детей с нарушениями зрения. Логопедическая технология...
Принципы проведения коррекционно-развивающей работы в детском саду
Коррекционно-развивающая работа как деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различ...
Логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка
Краткая характеристика общего недоразвития речи у детей. Методика экспериментального исследования психомоторного и речевого развития детей раннего воз...
Влияние логопедической работы на процесс развития грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР
Особенности грамматического строя речи как компонента системы языка. Этапы развития грамматического строя речи в онтогенезе и виды его нарушения у дет...
Работа педагога-психолога с трудными детьми
Психолого-педагогические особенности детей с трудностями в поведении. Девиантное поведение и его формы. Аффективные дети. Коррекционно-педагогическая...