Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Исследование роли волонтерской деятельности в формировании профессиональных качеств студентов-психологов

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Проблемы формирования профессионально-личностных качеств студентов-психологов в ходе образования. Волонтерская деятельность как феномен, способствующий профессиональному становлению студентов психологического факультета, экспериментальное подтверждение.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

2

Введение

Разнообразие форм и направлений психологического образования особенно остро ставит проблему об устойчивом «ядре» профессионального мировоззрения, которое обеспечивает целостность и единство психологии как сферы профессиональной деятельности и позволяет находить общий язык представителям различных ориентации психологической науки. Профессиональное становление психолога представляет особый интерес.

Исследования личностных детерминант профессиональной деятельности психолога традиционно ориентированы на выявление личностных свойств, профессионально важных качеств, способностей и умений данной профессии. При этом речь часто идет не о личности психолога, а о личностных факторах, детерминирующих профессиональную успешность. Решение данной проблемы позволяет конкретизировать пути поиска эффективных методов самоактуализации личности студентов в контексте получаемой специальности, оптимизировать мотивационно-ценностную составляющую будущих профессионалов, осуществить коррекцию программ, содержания и форм подготовки профессиональных психологов [1].

Участие в реализации социально-психологических проектов часто рассматривается как одно из важнейших условий профессионального становления студентов-психологов в процессе обучения в вузе. Данная форма деятельности позволяет закрепить на практике знания, полученные в процессе обучения в университете, повысить профессиональную и учебную мотивацию студентов, а также сформировать важнейшие профессиональные умения и навыки деятельности практического психолога.

В современное время проблемами добровольчества с позиции социальной психологии и социологии за рубежом занимаются Д. Майерс, Р. Доукифф, Р. Чалдини, М. Хьюстон, Д. Кенрис, С. Нейберт, В. Штребе.

А в России этой проблемой заняты: Р.Н. Азарова, В.В. Андреева, П.И. Бабочкин, В.Г. Лапина, В.П. Эфроимсон, Л.А. Кудринская и др.

Объект исследования: профессиональные качества студентов-психологов.

Предмет исследования: волонтерская деятельность как фактор формирования профессиональных качеств студентов-психологов.

Цель: исследование роли волонтерской деятельности в формировании профессиональных качеств студентов-психологов.

Задачи: теоретический анализ литературы по теме; выделение профессионально значимых качеств эффективного психолога; подбор методик исследования; исследование роли волонтерской деятельности в формировании профессиональных качеств студентов-психологов.

Гипотеза исследования: у студентов-психологов, занимающихся волонтерской деятельностью, профессионально значимые качества выражены сильнее, чем у студентов-психологов не являющихся участниками добровольного движения.

Научная новизна и значимость: на данный момент проблема волонтерской деятельности как формы профессионального обучения в социально ориентированных профессиях мало исследована. Не смотря на то, что такая ипостась человеческой деятельности существует давно, как возможная профессионально моделирующая форма обучения волонтерство рассматривается только в последнее время. Во главу угла встает вопрос о том, что же она привносит в обучение, развивает ли такой вид деятельности какие-либо качества у ее субъектов?

Практическая значимость исследования заключается в обосновании ценности волонтерства, как формы практической деятельности, формирующей и развивающей профессионально-значимые качества студентов-психологов.

1 Профессиональное становление студентов-психологов

1.1 Профессиональные качества эффективного психолога в научной литературе

Личность консультанта (психотерапевта) выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования. Подчеркиваются то одни, то другие ее черты [2, с. 12].

От психолога требуется лишь одно качество - уметь оказывать психологическую помощь. Идеальный психолог - никакой, то есть разный. Он такой, каким надо быть, чтобы помочь: грубым и спокойным, агрессивным и ласковым, скучным и эмоциональным и т.д. Все зависит оттого, насколько это поможет в работе.

Психолог - это не человек, а «инструмент» для решения психологических проблем [3, с. 4].

Консультирование является «альтруистической и благородной профессией». Как правило, «она привлекает заботливых, добросердечных, дружелюбных и внимательных людей» [4, с. 45].

Психологическое консультирование предъявляет к консультанту определенные морально-этические требования, без следования которым работа не может быть успешной.

По аналогии с морально-этическим кодексом врача, основным нормативом работы консультанта можно назвать принцип «прежде всего - не вреди».

Независимо от формы и метода психологическое воздействия в процессе консультирования не должно быть для клиента психотравмирующим, ухудшать его состояние, снижать самооценку.

Общение с консультантом не должно представлять для клиента дополнительной психологической нагрузки.

Следует помнить, что существуют определенные принципы поведения психолога-консультанта и что следование им не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности психологического воздействия [5].

Эффективность психолога и его работы зависит от многих переменных, среди которых: личностные качества, знания, навыки и опыт консультанта; образование консультанта; теоретические и системные взгляды консультанта;

способность консультанта к таким смежным с консультированием видами деятельности, как непрерывное образование, супервизирование и пропаганда идей консультирования [4, c. 45].

Личность консультанта зачастую оказывается решающим ингредиентом, обусловливающим эффективность консультирования. Консультантам необходимы такие личностные качества, как зрелость, способность к эмпатии и душевность. Они должны быть альтруистами по духу и обладать устойчивостью к неудачам и фрустрации. К сожалению, так бывает не всегда [4, c. 46].

Часть студентов, приступающих к обучению по программам подготовки консультантов, выбирают профессию по ложным причинам. Гай приводит примеры нездоровой мотивировки выбора профессии консультирования.

Эмоциональное расстройство. Отдельные люди могут выбирать профессию консультанта потому, что сами страдают от незалеченной душевной травмы.

Подражание кому-либо. Люди, которые проживают события чужой жизни, а не своей собственной. Одиночество и изолированность. Люди, не имеющие друзей, могут пытаться найти их в практике консультирования.

Желание власти. Люди могут пытаться преодолеть ощущение страха и беспомощности в собственной жизни через осознание власти над другими.

Потребность в любви. Человек может страдать нарциссизмом и претенциозностью и верить, что все проблемы могут быть решены с помощью проявления любви и привязанности. Замещение недовольства. У людей может сохраняться неснятое чувство крайнего раздражения, и они могут пытаться дать выход своим мыслям и чувствам в девиантном поведении своих клиентов [4, c. 47].

Ниже перечислены функциональные и позитивные факторы, которые, как считают С. Фостер и Д. Гай, побуждают человека выбирать профессию консультанта и способствуют его профессиональной пригодности. Хотя этот список не является исчерпывающим, он высвечивает те моменты в жизни человека, которые делают его более или менее способным работать консультантом: Любознательность и пытливость. Люди с такими качествами способны проявлять естественный интерес к другим. Способность выслушивать. Умение использовать слушание в качестве стимулирующего фактора. Легкость в поддержании разговора. Способность получать удовольствие от словесного обмена. Эмпатия и понимание. Умение поставить себя на место другого человека, даже человека противоположного пола или принадлежащего другой культуре. Эмоциональность. Эмоциональные люди свободно проявляют разнообразные чувства, от гнева до радости. Интроспекция. Способность видеть или чувствовать свое внутреннее состояние. Способность к самопожертвованию. Готовность отложить собственные дела, чтобы выслушать другого или побеспокоиться в первую очередь о проблемах других людей. Толерантность к близким отношениям. Способность поддерживать эмоциональную близость. Комфорт в отношениях с властью. Способность признавать власть, сохраняя определенную степень независимости.

Помимо личностных качеств, ассоциируемых с выбором профессии консультирования, существует еще целый ряд личностных черт, ассоциируемых с представлением об эффективной работе на протяжении длительного времени. К ним относятся устойчивость, гармоничность, постоянство и целеустремленность. В общем и целом эффективность консультирования зависит от личностного участия. Личностные качества консультанта являются столь же (или даже более) важными, как и специальные знания, умения, навыки. Обучение не может изменить базовые личностные характеристики. Успешно работающие консультанты сами растут духовно и помогают другим делать то же самое как на личностном, так и на глобальном уровне. Другими словами, эффективные консультанты обладают д...

Другие файлы:

Профессионально-важные качества студентов-психологов
Результаты психологических исследований профессиональных и личностных качеств психолога в литературе. Проблемы формирования личностных качеств студент...

Исследование профессиональных качеств менеджера на примере ООО "Идеальная кровля"
Общая характеристика деятельности ООО "Идеальная кровля". Взаимосвязь профессиональных качеств менеджера и его успеха в карьере. Оценка профессиональн...

Роль общественной государственной подготовки в формировании профессиональных качеств военнослужащих
Характеристика и система формирования профессиональных качеств у военнослужащих. Роль ОГП в системе формирования профессиональных качеств у военнослу...

Художественная литература в психологическом образовании
Рассмотрены сущность, структура, механизмы и формы выражения профессиональных способностей студентов-психологов. Раскрыта специфика функциональной орг...

Мотивы волонтерской деятельности в юношеском возрасте
Мотивационная сфера личности как предмет психологического анализа, психологические подходы к исследованию проблемы мотивации волонтерской деятельности...