Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении устной речи на начальном этапе

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Определение эффективности использования компьютерных программ при обучении диалогической речи на уроках английского языка на среднем этапе в основной школе. Понятие, виды и способы построения диалога. Упражнения для обучения диалогической форме общения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении устной речи на начальном этапе

Чита - 2010

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретическая часть

1.1 Психологические особенности детей младшего подросткового возраста

1.2 Понятие диалогической речи

1.3 Виды диалога

Глава II. Методические основы обучения диалогической речи с использованием компьютера

2.1 Анализ компьютерных программ

2.2 Методы и приемы обучения диалогу

2.3 Упражнения для обучения диалогической форме общения

2.4 Опытно-экспериментальное обучение

Заключение

Литература

Приложение

Введение

В важнейших государственных документах об образовании (Национальная доктрина образования, Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)) отмечается, что успех преобразований в России связан с переходом к информационному обществу, основными чертами которого являются: новая информационная культура, создание и использование информационных ресурсов, знание основ информатики, умение использовать новые информационные технологии, работа в www (Internet) и так далее.

Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы так стремительно, как информатика. Фактически мы можем говорить о том, что в последние годы произошла глобальная компьютерная революция. Дело идет к тому, что через 5-7 лет в мире не останется людей, которых не коснутся изменения, вызванные существованием единого мирового информационного пространства.

Подрастает целое поколение детей, не мыслящих своей жизни и будущей профессиональной деятельности без компьютера. В этих условиях, по мнению А.И.Ракитова [18], учитель и студент обязаны серьезно задуматься о возможных последствиях использования или не использования новых информационных технологий.

Как сказал академик Е.В.Велихов [7], учиться предстоит всем - от академика до школьника. Именно школьников необходимо готовить к жизни в информационном обществе. Стирание национальных и языковых барьеров вследствие существования единого информационного пространства способствует превращению английского языка в универсальный язык. Учащиеся приходят в школу с разным, чаще всего недостаточно развитым уровнем способностей к овладению речевой деятельностью. Чтобы успешно развивать эти способности, необходимо использовать современные технологии обучения, прежде всего компьютерные. Таким образом, использование компьютерных технологий становится актуальным по всем учебным дисциплинам, в том числе и в обучении английскому языку.

Все большее число учителей, родителей, учащихся признают, что применение компьютера в обучении иностранным языкам позволит лучше подготовиться к жизни в информационном обществе. Власть электроники в нашей жизни привела к тому, что исконно гуманитарные науки стали «компьютеризоваться», совершенствоваться и приобретать новые черты. Внедрение современной техники в сферу обучения с целью повышения уровня знаний обучаемых привело к появлению новых способов осуществления этой деятельности. Так, например, в методике преподавания иностранного языка открываются широкие перспективы использования компьютерных программ для обучения разным аспектам речевой деятельности, в том числе диалогической речи.

Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что тема нашего исследования актуальна.

Объект исследования: процесс формирования навыков и умения говорения на уроках английского языка на среднем этапе в основной школе.

Предмет исследования: обучение диалогической речи с использованием компьютерных технологий школьников на среднем этапе изучения английского языка средней ступени в основной школе.

Цель работы: определить эффективность использования компьютерных программ при обучении диалогической речи на уроках английского языка на среднем этапе в основной школе.

Гипотеза: Если работу над формированием навыков и умений диалогической речи по английскому языку организовать с использованием компьютерных технологий в сочетании с психолого-педагогическими технологиями, то процесс обучения будет эффективным.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

· изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме;

· проанализировать опыт использования компьютера учителями школ России;

· изучить компьютерные программы по английскому языку;

· изучить особенности учебного процесса на среднем этапе с использованием компьютера;

· провести пробное обучение с использованием компьютера и проанализировать свой опыт;

· выявить проблемы при обучении диалогической речи с использованием компьютера и обозначить пути их решения.

В ходе выполнения работы были применены следующие методы исследования:

· анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

· анкетирование;

· беседа;

· проведение эксперимента и обработка данных.

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты диалогической речи

1.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего подросткового возраста

Средний школьный возраст (от 10-11 до 15 лет) это переходный возраст от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (5-9 классы) и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма.

В этом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Но мировоззрение, нравственные идеалы, системы оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. У подростка появляются личные интересы, любимые занятия и увлечения. Обогащение и расширение опыта, связей с окружающим миром и людьми уменьшает поглощенность подростка учением.

К моменту перехода в среднюю школу дети различаются по многим параметрам. Такие различия существуют:

в отношении к учению - от очень ответственного до равнодушного;

в общем развитии - от высокого уровня до весьма ограниченного кругозора и плохого развития речи;

в объеме и прочности знаний в пределах школьной программы - от отличного усвоения до наличия существенных пробелов в знаниях по основным предметам;

в способах усвоения учебного материала - от умения самостоятельно работать и осмысливать материал до полного отсутствия навыков самостоятельной работы в сочетании с привычкой заучивать дословно;

в умениях преодолевать трудности в учебной работе от значительного упорства до специфического иждивенчества в виде привычки сейчас же искать помощь у других в том, что делать трудно или не хочется;

6) в интересах от ярко выраженных познавательных интересов и наличие содержательных занятий до почти полного отсутствия того и другого.

Степень внешней выраженности дефектов учебной деятельности может быть разной. В 5 классе эти дефекты из скрытых превращаются в явные, они выступают в качестве серьезных препятствий для полноценного усвоения знаний. Если их не ликвидировать вовремя, они могут привести к последствиям необратимого характера: неспособности самостоятельно усваивать материал. Первый показатель неблагополучия в учении подростка- ухудшение успеваемости по сравнению с младшими классами. Причины этого могут быть связаны с дефектным отношением к учению, с неправильными способами усвоения учебного материала и естественным следствием того и другого увеличением пробелов в знаниях.

При переходе в среднюю школу сразу значительно осложняется учебная работа подростков: вместо одного учителя появляется 5-6 новых. У них разная манера объяснения и опроса, неодинаковые требования и отношения к учащимся, которых учителя еще совсем не знают. Взаимоотношения учеников с педагогами - предметниками иные, чем с учителем в младших классах, более поверхностные, менее личные. Появляется дифференцированное отношение к учителям, выделение «любимых» и «нелюбимых», а также формируются новые критерии оценки деятельности и личности взрослого. Ученики ценят учителей знающих и строгих, но справедливых, доброжелательных и тактичных, которые умеют интересно и понятно объяснить материал, в темпе организовать работу на уроке, вовлечь в нее учащихся и сделать ее максимально продуктивной для всех.

Отношение к учебному предмету у учеников, прежде всего, зависит от отношения к учителю и получаемых оценок. Многим нравится то, что дается легко и приносит успех. Наряду с этим все больше привлекает содержание, которое требует интеллектуальной активности, самостоятельного действования, расширяет кругозор. Дифференцировка учебных предметов на «интересные» и «неинтересные» во многом определяется качеством преподавания и личными интересами уче...

Другие файлы:

Возможности использования информационных компьютерных технологий при обучении грамматической стороне иноязычной речи
Цели и содержание обучения грамматике. Программные требования при обучении грамматической стороне речи учащихся 5-7 классов. Этапы формирования грамма...

Определение роли информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку старшеклассников
Теоретические основы применения информационно-коммуникационных технологий в обучении. Обзор информационно-коммуникационных технологий для обучения ста...

Экономическое значение информационно-коммуникационных технологий
Изучение сущности, классификации и экономического значения информационно-коммуникационных технологий. Анализ проблемы использования информационно-комм...

Использование информационно-коммуникационных технологий для развития универсальных учебных действий учащихся начальных классов
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в обучение. Активизация мыслительной деятельности к самостоятельному творческому мышлению. Освоени...

Информационно-коммуникационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся при изучении математики в общеобразовательной школе
Раскрытие сущности познавательной активности школьников, характеристика её уровней. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучен...