Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении устной речи на начальном этапе
Краткое сожержание материала:
Размещено на
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении устной речи на начальном этапе
Чита - 2010
Оглавление
Введение
Глава I. Теоретическая часть
1.1 Психологические особенности детей младшего подросткового возраста
1.2 Понятие диалогической речи
1.3 Виды диалога
Глава II. Методические основы обучения диалогической речи с использованием компьютера
2.1 Анализ компьютерных программ
2.2 Методы и приемы обучения диалогу
2.3 Упражнения для обучения диалогической форме общения
2.4 Опытно-экспериментальное обучение
Заключение
Литература
Приложение
Введение
В важнейших государственных документах об образовании (Национальная доктрина образования, Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)) отмечается, что успех преобразований в России связан с переходом к информационному обществу, основными чертами которого являются: новая информационная культура, создание и использование информационных ресурсов, знание основ информатики, умение использовать новые информационные технологии, работа в www (Internet) и так далее.
Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы так стремительно, как информатика. Фактически мы можем говорить о том, что в последние годы произошла глобальная компьютерная революция. Дело идет к тому, что через 5-7 лет в мире не останется людей, которых не коснутся изменения, вызванные существованием единого мирового информационного пространства.
Подрастает целое поколение детей, не мыслящих своей жизни и будущей профессиональной деятельности без компьютера. В этих условиях, по мнению А.И.Ракитова [18], учитель и студент обязаны серьезно задуматься о возможных последствиях использования или не использования новых информационных технологий.
Как сказал академик Е.В.Велихов [7], учиться предстоит всем - от академика до школьника. Именно школьников необходимо готовить к жизни в информационном обществе. Стирание национальных и языковых барьеров вследствие существования единого информационного пространства способствует превращению английского языка в универсальный язык. Учащиеся приходят в школу с разным, чаще всего недостаточно развитым уровнем способностей к овладению речевой деятельностью. Чтобы успешно развивать эти способности, необходимо использовать современные технологии обучения, прежде всего компьютерные. Таким образом, использование компьютерных технологий становится актуальным по всем учебным дисциплинам, в том числе и в обучении английскому языку.
Все большее число учителей, родителей, учащихся признают, что применение компьютера в обучении иностранным языкам позволит лучше подготовиться к жизни в информационном обществе. Власть электроники в нашей жизни привела к тому, что исконно гуманитарные науки стали «компьютеризоваться», совершенствоваться и приобретать новые черты. Внедрение современной техники в сферу обучения с целью повышения уровня знаний обучаемых привело к появлению новых способов осуществления этой деятельности. Так, например, в методике преподавания иностранного языка открываются широкие перспективы использования компьютерных программ для обучения разным аспектам речевой деятельности, в том числе диалогической речи.
Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что тема нашего исследования актуальна.
Объект исследования: процесс формирования навыков и умения говорения на уроках английского языка на среднем этапе в основной школе.
Предмет исследования: обучение диалогической речи с использованием компьютерных технологий школьников на среднем этапе изучения английского языка средней ступени в основной школе.
Цель работы: определить эффективность использования компьютерных программ при обучении диалогической речи на уроках английского языка на среднем этапе в основной школе.
Гипотеза: Если работу над формированием навыков и умений диалогической речи по английскому языку организовать с использованием компьютерных технологий в сочетании с психолого-педагогическими технологиями, то процесс обучения будет эффективным.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
· изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме;
· проанализировать опыт использования компьютера учителями школ России;
· изучить компьютерные программы по английскому языку;
· изучить особенности учебного процесса на среднем этапе с использованием компьютера;
· провести пробное обучение с использованием компьютера и проанализировать свой опыт;
· выявить проблемы при обучении диалогической речи с использованием компьютера и обозначить пути их решения.
В ходе выполнения работы были применены следующие методы исследования:
· анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
· анкетирование;
· беседа;
· проведение эксперимента и обработка данных.
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты диалогической речи
1.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего подросткового возраста
Средний школьный возраст (от 10-11 до 15 лет) это переходный возраст от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (5-9 классы) и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма.
В этом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Но мировоззрение, нравственные идеалы, системы оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. У подростка появляются личные интересы, любимые занятия и увлечения. Обогащение и расширение опыта, связей с окружающим миром и людьми уменьшает поглощенность подростка учением.
К моменту перехода в среднюю школу дети различаются по многим параметрам. Такие различия существуют:
в отношении к учению - от очень ответственного до равнодушного;
в общем развитии - от высокого уровня до весьма ограниченного кругозора и плохого развития речи;
в объеме и прочности знаний в пределах школьной программы - от отличного усвоения до наличия существенных пробелов в знаниях по основным предметам;
в способах усвоения учебного материала - от умения самостоятельно работать и осмысливать материал до полного отсутствия навыков самостоятельной работы в сочетании с привычкой заучивать дословно;
в умениях преодолевать трудности в учебной работе от значительного упорства до специфического иждивенчества в виде привычки сейчас же искать помощь у других в том, что делать трудно или не хочется;
6) в интересах от ярко выраженных познавательных интересов и наличие содержательных занятий до почти полного отсутствия того и другого.
Степень внешней выраженности дефектов учебной деятельности может быть разной. В 5 классе эти дефекты из скрытых превращаются в явные, они выступают в качестве серьезных препятствий для полноценного усвоения знаний. Если их не ликвидировать вовремя, они могут привести к последствиям необратимого характера: неспособности самостоятельно усваивать материал. Первый показатель неблагополучия в учении подростка- ухудшение успеваемости по сравнению с младшими классами. Причины этого могут быть связаны с дефектным отношением к учению, с неправильными способами усвоения учебного материала и естественным следствием того и другого увеличением пробелов в знаниях.
При переходе в среднюю школу сразу значительно осложняется учебная работа подростков: вместо одного учителя появляется 5-6 новых. У них разная манера объяснения и опроса, неодинаковые требования и отношения к учащимся, которых учителя еще совсем не знают. Взаимоотношения учеников с педагогами - предметниками иные, чем с учителем в младших классах, более поверхностные, менее личные. Появляется дифференцированное отношение к учителям, выделение «любимых» и «нелюбимых», а также формируются новые критерии оценки деятельности и личности взрослого. Ученики ценят учителей знающих и строгих, но справедливых, доброжелательных и тактичных, которые умеют интересно и понятно объяснить материал, в темпе организовать работу на уроке, вовлечь в нее учащихся и сделать ее максимально продуктивной для всех.
Отношение к учебному предмету у учеников, прежде всего, зависит от отношения к учителю и получаемых оценок. Многим нравится то, что дается легко и приносит успех. Наряду с этим все больше привлекает содержание, которое требует интеллектуальной активности, самостоятельного действования, расширяет кругозор. Дифференцировка учебных предметов на «интересные» и «неинтересные» во многом определяется качеством преподавания и личными интересами уче...
Возможности использования информационных компьютерных технологий при обучении грамматической стороне иноязычной речи
Цели и содержание обучения грамматике. Программные требования при обучении грамматической стороне речи учащихся 5-7 классов. Этапы формирования грамма...
Определение роли информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку старшеклассников
Теоретические основы применения информационно-коммуникационных технологий в обучении. Обзор информационно-коммуникационных технологий для обучения ста...
Экономическое значение информационно-коммуникационных технологий
Изучение сущности, классификации и экономического значения информационно-коммуникационных технологий. Анализ проблемы использования информационно-комм...
Использование информационно-коммуникационных технологий для развития универсальных учебных действий учащихся начальных классов
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в обучение. Активизация мыслительной деятельности к самостоятельному творческому мышлению. Освоени...
Информационно-коммуникационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся при изучении математики в общеобразовательной школе
Раскрытие сущности познавательной активности школьников, характеристика её уровней. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучен...