Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Возможности использования информационных компьютерных технологий при обучении грамматической стороне иноязычной речи

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Цели и содержание обучения грамматике. Программные требования при обучении грамматической стороне речи учащихся 5-7 классов. Этапы формирования грамматических навыков. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении английскому языку.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦОННАЯ РАБОТА

"Возможности использования информационных компьютерных технологий при обучении грамматической стороне иноязычной речи"

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы обучения грамматической стороне речи
  • §1. Цели, задачи и содержание обучения грамматике
  • §2. Программные требования при обучении грамматической стороне речи учащихся 5-7 классов
  • §3. Характеристика грамматического навыка
  • §4. Этапы формирования грамматических навыков
  • §5. Формирование грамматических навыков и умений. Принципы содержания обучения
  • §6. Упражнения, направленные на формирование грамматических навыков
  • Глава 2. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении английскому языку
  • §1. Роль информационно-коммуникативных технологий в условиях современного общества
  • §2. Место компьютера среди других технических средств обучения и его функции в процессе обучения иностранным языкам
  • §3. Место использования информационных технологий на уроках иностранного языка
  • §4. Виды информационно-коммуникационных технологий
  • Глава 3. Мультимедийная презентация как эффективное средство представления учебного материала в современном образовательном процессе
  • §1. Что такое мультимедийная презентация, виды и этапы работы
  • §2. Обязательные структурные элементы презентации
  • §3. Требования к представлению информации на слайде
  • §4. Требования к оформлению слайдов
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Объективной потребностью современного общества является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, рациональных вариантов содержания обучения и его структуры. Без сомнений, наиболее важной проблемой в современном образовании является переориентация и трансформация целей обучения иностранным языкам, а также содержания обучения. Речь идет не просто о знании языка, а об умении использовать его в реальном общении, т.е. о практическом владении языком, и, следовательно, о развитии "коммуникативной компетенции". При этом языковая компетенция и ее составляющая часть - грамматические умения и навыки, занимают ведущее место в процессе достижения данной цели. Бесспорно, что коммуникация возможна лишь при наличии языковой компетенции, основу которой составляют грамматические умения и навыки.

Но, к сожалению, процесс усвоения грамматики встречает на своем пути множество преград. Во-первых, трудно, почти невозможно, запомнить все грамматические термины и правила, а также бесконечные исключения из правил. Во-вторых, зачастую пассивная работа учащихся и непонимание того или иного правила, той или иной грамматической конструкции снижает внимание и интерес учащихся не только к изучению данной грамматической темы, но и к изучению иностранного языка в целом. Внедрение и использование новых информационных технологий в процесс обучения иностранным языкам позволяет:

повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;

индивидуализировать обучение;

сформировать у учащихся интеллектуальные умения и навыки работы с компьютером.

В связи с этим, использование компьютерных технологий при обучении грамматической стороне речи является актуальным в связи с недостаточной разработанностью проблемы внедрения информационных технологий в образовательный процесс (в том числе и по иностранному языку). Компьютеризация образовательных учреждений началась сравнительно недавно, и, следовательно, учителя испытывают ряд трудностей, которые, во-первых, связаны с недостаточным техническим оснащением кабинетов иностранного языка, а, во-вторых, с недостаточно сформированным умением учащихся пользоваться компьютером как средством работы с информацией, и как средством самостоятельной работы с тем или иным грамматическим материалом.

Т.о. объектом исследования является процесс обучения грамматической стороне речи с использованием информационных компьютерных технологий.

Предметом исследования является использование мультимедийных презентаций на уроках английского языка.

Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ существующих информационных компьютерных технологий, а также выявление эффективности их применения на уроках иностранного языка, в частности при обучении грамматической стороне речи.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом изучения и целью выпускной квалификационной работы были выделены следующие задачи:

рассмотреть понятие "грамматический навык" и этапы его формирования;

определить роль информационных компьютерных технологий в обучении;

рассмотреть виды современных информационных компьютерных технологий;

раскрыть понятие "мультимедийная презентация Microsoft Power Point";

рассмотреть современные требования к составлению, оформлению и показу мультимедийных презентаций Microsoft Power Point;

проанализировать учебно-методический комплект "English V" под редакцией И.Н. Верещагиной с точки зрения обучения грамматической стороне речи;

разработать учебно-методическое пособие, по презентации грамматического материала для учебника английского языка "English V" под редакцией И.Н. Верещагиной.

Для решения данных задач использовались следующие методы исследования:

изучение и анализ методической и педагогической литературы по различным вопросам обучения грамматической стороне речи и использования современных информационных технологий на уроках иностранного языка;

наблюдение за процессом обучения иностранному языку с использованием информационных компьютерных технологий.

Глава 1. Теоретические основы обучения грамматической стороне речи

§1. Цели, задачи и содержание обучения грамматике

Слово грамматика многозначно. С одной стороны, слово грамматика употребляется в значении "грамматический строй", т.е. строение слова и предложения, присущее данному языку, которым носитель языка владеет интуитивно и который осмысливает и осознает в процессе школьного обучения.

С другой стороны, грамматика - это теория данного языка, раздел языкознания, обобщение наших знаний о строе языка.

Основной целью обучения грамматике является формирование у учащихся грамматических навыков, кок одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма. Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что вы хотите сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения.

Следуя И.Л. Бим, обучать грамматике иностранного языка - это значит формировать специфические для данного языка грамматические механизмы, причем так, чтобы у обучаемых одновременно складывались определенные грамматические знания и умения. [4, c.45] Для реализации этой грамматической цели необходимо:

1. рассматривать обучение грамматике, не как самоцель, а как средство для овладения способами словоизменения, словообразования, словорасположения, т.е. как средство овладения способами структурного оформления речи, несущей то, или иное предметное содержание;

2. отобрать необходимый и достаточный грамматический минимум, усвоение которого обеспечит, с одной стороны, относительно правильное грамматическое оформление продуктивных видов речевой деятельности, главным образом говорения, с другой стороны - обеспечит рецепцию, т.е. понимание при чтении и аудировании; следовательно, речь идет об отборе активного грамматического минимума и так называемого пассивного минимума;

3. обеспечить прочное и автоматизированное владение грамматическим минимумом для активного использования в речи, что требует в условиях школы особых усилий, т.е. добиться такого положения, чтобы при говорении достаточно было "запустить лишь первый элемент, и все остальные "срабатывают" по заданной программе".

Исходя из сказанного, можно уточнить общие требования к овладению грамматической стороной речи:

а) учащиеся должны быть в состоянии грамматически правильно оформлять свои устно-речевые высказывания, концентрируя при этом основное внимание на его содержание;

б) учащиеся должны уметь распознавать грамматические явления при чтении и аудировании, направляя свое основное внимание на извлечение содержательной информации. Этой цели должен способствовать отобранный грамматический минимум. Он определяется, как известно, действующей программой. Критерием отбора, которого обычно выступают такие показатели, как его частотность и употребительность в речи, а также его обобщенность, т.е. способность распространяться на то, или иное количество грамматических явлений.

Вывод: грамматика - это теория данного языка, обобщение знаний о строе слова и предложения. Для эффективного усвоения грамматического материал...

Другие файлы:

Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи
Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с общим недоразвитием речи. Применение информационных компьютерных технологий в коррекционн...

Использование новых информационных технологий при обучении иностранным языкам
Возможности новых информационных технологий в обучении иностранному языку. Роль компьютерных программ в преподавании. Эффективность методики обучения...

Анализ состояния проблемы использования мультимедийных технологий в средней школе при обучении иностранным языкам
Структура и свойства мультимедийных презентаций. Роль мультимедийных технологий в обучении школьников. Разработка системы практических методов и прием...

Использование информационных технологий на уроках истории в школе
Информационные технологии и их значение в современной методике обучения. Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении...

Применение информационных технологий в музыке
Понятие, виды и принципы информационных технологий. Педагогические цели и методические возможности использования информационных технологий в обучении...