Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Изучение традиций русского народа в процессе изготовления кукол в различных техниках на уроках технологии в начальных классах

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Синкретизм народного искусства. Духовная ценность народной куклы. Конструирование кукол из ткани (кубышка, кукла на счастье, крепеничка, берегиня). Конструирование кукол из ниток, из ткани без применения иголки (рождественский ангел, пасхальная голубка).
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение среднего

Профессионального образования

Спасский педагогический колледж

Изучение традиций русского народа в процессе изготовления кукол в различных техниках на уроках технологии в начальных классах

Курсовая работа: по технологии

с методикой преподавания

Выполнила: Студентка 3 курса

группы «В»

Полюткина Наталья

Преподаватель: 3айцева Антонина Васильевна

Спасск 2010г

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Главы I. Синкретизм народного искусства

1.1 Смысл обрядов

1.2 Кукла - первая среди игрушек

1.3 Духовная ценность народной куклы

Глава II. Технология изготовления кукол

2.1 Конструирование кукол из ткани. (кубышка, кукла на счастье, крепеничка, берегиня)

2.2 Конструирование кукол из ниток. (мартиничка, божье око)

2.3 Конструирование кукол из ткани без применения иголки. (рождественский ангел, пасхальная голубка, день-ночь, семениха)

2.4 Конспект урока «Мартиничка»

Заключение

Литература

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Изучение основ народной культуры в современной школе имеет большое значение. Важность этой работы ни у кого не вызывает сомнений, и она осуществляется в рамках разных учебных дисциплин и на разных образовательных ступенях. В этой или иной степени эти проблемы включены в курсы литературы, истории, изобразительного искусства, музыки, трудового обучения; разработаны и внедряются специальные курсы народоведения. Вместе с тем анализ существующего опыта позволяет сделать вывод о том, что очень часто народная культура сводится к фольклору, а народная эстетика представлена наиболее известными ремеслами. Сегодня не только младшие школьники, но и дошкольники знакомы с хохломской и гжельской посудой, жостовскими подносами, дымковской и филимоновской игрушкой. Семеновским и матрешками, Городецкими досками. В методических пособиях для учителя и воспитателя именно они зачастую представляют раздел народного искусства. Разумеется, хорошо, что наши дети знают об этих ремеслах, умеют их различать. Однако к этому нельзя свести всю сложную и глубокую проблему народной культуры. Более того, возможно, что на уроках рисования или лепки изделий по мотивам ремесел не следует утверждать детей в мысли, что они таким образом «учатся у народных мастеров». Эти виды работы имеют много хорошего и полезного для ребенка: так можно развивать сенсорный опыт, знакомить с основами композиции и цветоведения и т.д. Но народную культуру следует все-таки представлять по-другому, начиная с того, что в ней является самым главным. С чего же именно?

Основа любой народной культуры -- мировоззрение народа, его представления об устройстве мироздания. Всякая национальная эстетика, включая конкретные художественные произведения, отражает, прежде всего, именно эти представления, и ее изучение не может быть сведено лишь к поверхностному анализу декоративно-художественных ремеслах. Таким образом, можно выделить основное противоречие в исследуемой области: это противоречие между необходимостью изучения национальных традиций, воспитания любви и уважения к культуре русского народа и решением данной педагогической проблемы через конкретные средства и методы в практике работы учителя начальной школы на уроках технологии.

Научная проблема: в процессе исследования необходимо ответить на вопрос: каковы основные формы и методы работы на уроках технологии позволяют формировать у младших школьников знания о культуре и национальных традициях русского народа?

Объект исследования: конструирование из текстильных материалов на уроках технологии в начальной школе.

Предмет исследования: изготовление национальных кукол в различных техниках.

Цель исследования: познакомить с историей возникновения кукол и описать методику их изготовления.

На основе поставленной цели были сформулированы задачи исследования:

1) изучить методическую литературу по проблеме исследования;

2) познакомиться с традициями русского народа в изготовлении и использований кукол;

3) описать технологию изготовления кукол;

4) разработать конспект урока.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

- теоретический анализ источников;

- наблюдение;

- анализ продуктов деятельности.

Практическая значимость исследования: приведенные в тексте работы технологии изготовления национальных кукол, конспект урока могут быть использованы в практике работы учителя начальной школы, руководителей кружков народного творчества, воспитателей и т.д. Очень часто в популярной литературе можно встретить рассуждения такого типа, что само существование народного искусства объясняется стремлением народа к украшению жизни. Это якобы и побуждало его украшать избу резьбой, одежду вышивкой, ложки или прялку - росписью и т.д. Действительно, стремление к красоте, чувство прекрасного хорошо заметны в любом сколько-нибудь значительном произведении народного искусства, и каждое из них можно анализировать с точки зрения декоративно-художественных требований (выразительность цветовых сочетаний, уравновешенность композиции, красота пластики и др.) Однако первопричиной их возникновения является понимание магического смысла вещей, неразрывной связи с человеком. «Народное искусство трудно выделить из единого целого крестьянской жизни, из всего ее уклада. Оно очень прочно переплеталось с трудовыми, бытовыми и религиозными явлениями» - отмечает В. Белов.

Народное искусство никогда не существовало само по себе; оно всегда было привязано к повседневной жизни, поэтому «разделение народной эстетики на трудовую, бытовую и фольклорную никогда и ни у кого не минует холодной условности».

Каждая вещь, по-видимому, помимо своей основной функции выполняла и роль оберега, притягивая защитные силы добра и отгоняя все темное, враждебное, злое. Для этого ее следовало соответствующим образом подготовить - сообщить ее необходимую силу. Такая сила могла быть придана особым словом (заговором, приговором) или каким-либо знаком, рисунком, жестом на пр., а чаще всего - их сочетанием. Именно отсюда берут начало народный орнамент, танец и устное народное творчество. Они всегда традиционны и подчиняются строгим канонам у любого народа. Эти традиции, безусловно, восходят к очень далекому прошлому (если говорить о русском искусстве, то его истоки лежат в древнейшей дохристианской культуре, которая затем причудливо смешалась с христианскими обрядами), Но именно они в течение веков позволяли поддерживать знаковую систему вещей и народного искусства в целом.

Сам факт существования традиции свидетельствует о том, что создание вещей и их украшение не было делом конкретного мастера. Конечно, в каждом ремесле издавна существовали особо искусные мастера, но создание вещей и вся система декоративно-прикладной деятельности, в конце концов, определялась не личными вкусовыми предпочтениями мастера, а более важным (философски-мировоззренческими) требованиями, которым он должен был подчиняться.

Важное значение традиций заключается еще и в том, что они позволяли создавать наиболее совершенные вещи, поскольку с течемнем времени все неверное, неразумное, нерациональное постепенно отмирало, а оставалось и передавалось из поколения в поколение наиболее целесообразное.

Традиционное выполнение вышивки, украшение игрушек, посуды и т.п. могут дать нам очень важную информацию о знаниях и представлениях людей, живущих в глубокой древности.

Надо полагать, что в те времена, в которые зарождалась и развивалась народная культура, человек вообще едва рискнул бы пользоваться не украшенным (т.е. незащищенным, энергетически незаряженным) предметом. Во всяком случае, нельзя не отметить того факта, что в многочисленных раскопках археологов по всему миру, кажется, не обнаружено ни одного бытового предмета, вообще лишенного орнаментики. Самые древние из найденных орудий, даже рукоятки грубых каменных скребков и примитивно обработанные кортики более или менее декорированы. Если попытаться представить, каким колоссальным трудом все это достигалось и каких требовало затрат времени, невольно возникает мысль, что все эти украшения не были просто украшениями. Скажем: выткать полотно и сшить рубаху, конечно, непросто; однако украшать ее вышивкой зачастую приходилось гораздо дольше.

Очень показательным является факт использования таких украшений, как всевозможные ожерелья, подвески, пряжки, браслеты, серьги и т.п. Такие веши вообще лишены сколько-нибудь заметной «полезной» функции. Вместе с тем на их изготовление, как правило, затрачивались значительные силы и средства. Причем украшения, по...

Другие файлы:

Игровая технология в начальных классах школ
Характеристика процесса обучения с использованием игровых технологий в начальных классах на уроках музыки. Изучение развития творческой активности мла...

Куклы-обереги
Изучение истории возникновения народной куклы. Основные виды кукол. Технологии изготовления народных кукол. Изготовление обереговых и игровых сувенирн...

Использование игровых технологий на уроках русского языка начальных классов в целях формирования и развития учащихся
Роль игровых технологий в повышении результативности в обучении школьников. Характеристика игры как метода обучения. Позитивные стороны уроков с игров...

Использование наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в начальных классах
Специфика использования наглядных методов обучения в начальных классах. Применение современных мультимедийных средств, информационных и коммуникационн...

Опытно-экспериментальная работа по организации групповой работы на уроках русского языка в начальных классах
Психолого-педагогические аспекты групповой формы обучения. Роль и место групповой работы в учебной деятельности. Исследование организации групповой ра...