Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Использование наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в начальных классах

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Специфика использования наглядных методов обучения в начальных классах. Применение современных мультимедийных средств, информационных и коммуникационных технологий на уроках информатики. Обеспечение электронным учебным материалом на занятиях в школе.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Министерство образования Саратовской области

ГБОУ СО СПО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова»

Выпускная квалификационная работа

Использование наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в начальных классах

Студентка

Чеченкова Елена Анатольевна

Научный руководитель:

Колоколова Е.В.

Вольск, 2013

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы использования наглядных методов в процессе обучения

1.1 Понятие и классификация методов обучения

1.2 Специфика использования наглядных методов обучения в начальной школе

Глава 2. Описание опыта работы по использованию наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в начальной школе

2.1 Использование мультимедийных средств на уроках информатики и ИКТ

2.2 Описание педагогического опыта по использованию наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в младших классах МОУ «ООШ п. Восточный»

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

В сложном и динамичном образовательном процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных педагогических задач, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к всестороннему развитию личности. Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы принимать безошибочные, научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами педагогической деятельности.

Одними из эффективных методов в работе с младшими школьниками являются наглядные методы обучения. Наглядность - это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне. Наглядно представленный материал способствует развитию мыслительных операций и всей мыслительной деятельности учащихся. Практика обучения показывает, что при систематическом включении наглядных средств увеличивается самостоятельность учащихся, возрастает их активность, формируется положительное отношение к предмету.

Изучением и применением методов наглядности занимались Жан-Жак Руссо, Песталоции, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.П. Вахтеров и др. В методической литературе большое внимание уделяется вопросам использования наглядных средств при обучении младших школьников (работы М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, А.С. Пчелко, А.М. Пышкало, Л.Н. Скаткина и др.). Н.Л. Менчинская и М.И. Моро указывают на необходимость самостоятельного оперирования средствами наглядности учащимися начальной школы.

Сегодня наиболее очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Требуются другие стратегии школы, инновационные технологии. Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения компьютера, как одного из средств наглядности. Это объясняется новыми условиями жизни: большими объемами информации, коммуникабельностью, развитием общества. В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

Современные компьютерные технологии имеют большой диапазон возможностей для его совершенствования. Поэтому, ведущие педагоги уделяют особое внимание современному состоянию использования ИКТ и путях модернизации образования. В педагогической литературе рассматриваются новые условия обучения и воспитания учащихся, которые должны активизировать жизненную позицию обучаемого, помочь ему самоутвердиться и самореализоваться в стенах школы.

Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Концепция модернизации российского образования акцентирует внимание на необходимости формирования информационной компетентности, как одного из основных показателей качества образования. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Новые образовательные стандарты должны коренным образом изменить организацию учебного процесса в новой школе в эпоху полной информатизации общества.

Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.

С помощью ИКТ на уроках в начальной школе можно:

· сделать учебную деятельность детей более содержательной;

· сделать учебный процесс более привлекательным и современным для детей;

· сделать учебную информацию для детского восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов;

· повысить качество обучения, желания учиться;

· сделать урок наглядным, динамичным.

Но к сожалению, компьютерные технологии в школе не нашли еще своего должного применения. В школах же, где ведется обучение детей на компьютере, не все его возможности реализуются в полной мере. Большинство учителей начальных классов даже не знакомы с компьютерными технологиями и не имеют представления о способах их использования в обучении. Уроки с применением компьютера в большинстве случаев ведут учителя информатики, в силу специфики своей подготовки, слабо представляющие условия, которые необходимо соблюдать при использовании компьютерных технологий при обучении конкретным предметам.

В связи с актуальностью проблемы была выбрана тема выпускной квалификационной работы «Использование наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в начальных классах».

Объект: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: использование наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в начальных классах.

Цель работы: описание педагогического опыта по использованию наглядных методов (на примере ИКТ) в начальной школе.

Задачи исследования:

1. рассмотреть сущность понятия методов обучения и их классификацию;

2. раскрыть специфику использования наглядных методов обучения в начальных классах;

3. представить возможности использования мультимедийных средств на уроках информатики и ИКТ в начальной школе;

4. описать педагогический опыт по использованию наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в младших классах МОУ «ООШ п. Восточный».

Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

обучение информатика технология мультимедийный

Глава 1. Теоретические основы наглядности в процессе обучения

1.1 Понятие и классификация методов обучения

Понятие «методы обучения» рассматривается в исследованиях авторов с различных точек зрения. Термин «метод» определяется в Большой советской энциклопедии как способ подхода к действительности, способ изучения, исследования, познания явлений природы и общественной жизни [5, c.313].

В педагогической практике под методом принято понимать:

«Систему последовательных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность ученика, устойчиво ведущих к усвоению им содержания образования, т.е. достижения цели» (И.Я. Лернер).

«Способ руководства учителем познавательной деятельностью учащихся» (Т.А. Ильина).

«Способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается усвоение учащимися знаний, умений и навыков, формируется их мировоззрение, развиваются способности» (Н.И. Болдырев) [3, с.168].

Как видим, метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. Следовательно, понятие метода обучения отражает:

- способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;

- специфику их работы по достижению различных целей обучения.

Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач. Такое определение метода отражает существенные характеристики обучения.

В.В. Краевский относит метод к логической форме норматива и определяет его как «...конструируемую с целью реализации в конкретных формах учебной работы модель единой деятельности преподавания и учения, представленной в нормативном плане и направленной на передачу обучающимся и усвоение ими определенной части содержания образования» [39, с.79].

Эта формулировка опирается на понимание моделирования как органической части процесса формирования теоретического знания, в котором первостепенную роль играют модельные представления. Можно слово «модель» заменить на «общее теорети...

Другие файлы:

Использование наглядных методов на уроках информатики и информационно-компьютерных технологий в начальных классах
Понятие и классификация методов обучения. Специфика использования наглядных методов обучения в начальных классах школы. Описание опыта работы по испол...

Использование средств наглядности на уроках математики в начальных классах
Особенности восприятия в обучении младшего школьника. Принцип наглядности в обучении. Классификация и использование наглядных пособий по математике. И...

Методические рекомендации по использованию на уроках информатики электронных материалов по программе «Информатика в начальных классах»

Использование наглядности на уроках русского языка
Анализ процесса применения наглядных пособий обучения на уроках русского языка в школе. Виды наглядных пособий. Современные проблемы в культуре изгото...

Использование дидактических игр как средства развития познавательного интереса на уроках окружающего мира в начальных классах
Психолого-педагогическое обоснование понятия "познавательный интерес". Анализ педагогического опыта по проблеме использования игр как средства развити...