Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Изучение русского народного костюма с младшими школьниками

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Исторические аспекты в изучении русского народного костюма. Основные элементы русского народного костюма. Знаки и символы русской вышивки. Значение изучения русского народного костюма для воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БИРСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет педагогики детства

Кафедра педагогики и методики начального образования

Курсовая работа

Изучение русского народного костюма с младшими школьниками

Выполнила: студентка 5 курса

ОЗО ПиМНО

Хабибуллина Э. Р.

Научный руководитель: к. п. н,

Доцент Калашникова О. Г.

Бирск 2013

Содержание

Введение

Глава I . Теоретические аспекты изучения русского народного костюма в начальной школе

1.1 Исторические аспекты в изучении русского народного костюма

1.2 Основные элементы русского народного костюма

1.3 Знаки и символы русской вышивки

1.4 Значение изучения русского народного костюма для обучения, воспитания и развития младших школьников

Выводы по первой главе

Глава II. Методика изучения русского народного костюма в младших классах

2.1 Анализ программ по изучению русского народного костюма на уроках изобразительного искусства

2.2 Система занятий по выполнению элементов русского народного костюма

2.3 Методические рекомендации для учителей при изучении русского народного костюма на уроках ИЗО

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Введение

Народный костюм - это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.

Народный костюм - не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, вплоть до середины ХХ века донёсшего традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом.

На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций.

До 1930 годов народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и т.д. У многих народов национальный костюм в качестве праздничного сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве ансамблей народной песни и танцах.

Вопросами истории русского национального костюма занимались различные специалисты. Можно выделить три направления, в которых данная тема получила наибольшую разработку и оказала наибольшее влияние: этнография, этнопедагогика, психология:

1. Этнография. Костюм - это гордость народа. Свой народный костюм каждый человек очень любит, гордится им, прославляет в песнях. Сейчас его надевают в торжественных случаях (встреча с иностранными гостями, праздники); художники-модельеры используют элементы народного костюма в украшении современных нарядных туалетов; мастера хранят и передают другим умения по созданию костюма, его элементов - вышивки, плетения, поясов, изготовления головных уборов. Вопросами русского народного костюма занимались А.В.Арциховский, Г.С. Маслова, Т.В. Станюкович и др.

Под воздействием изменявшихся социально-экономических, экологических, этнических и других факторов складывались специфические черты одежды русских как Сибири в целом, так и отдельных ее областей, одной из которых является южный Алтай. В литературе последних лет не раз указывалось на необходимость сопоставления сибирского материала с европейским в целях выявления общерусских традиционных черт культуры и закономерностей их развития. Большое внимание традициям одежды русских крестьян Южного Алтая уделено в работах А.А.Лебедевой, М.М.Громыко, П.Е.Бардиной, В.П.Лебедева и др.

2. Этнопедагогика. Народное искусство открывает человеку его прошлое, знакомит с представлениями о прекрасном, эстетическим опытом предшествующих поколений, их стремлениями, мечтами, идеалами, традициями, передает духовную культуру прошлого своего народа. Как ничто другое, оно несет в себе заряд национальных особенностей и незаменимо в плане этнокультурного развития. Знакомство в яркой и доступной форме с народным искусством в соответствии с возрастными особенностями и возможностями учащихся развивает у них художественный вкус, вырабатывает потребность ориентироваться на духовные ценности своего народа.

В процессе данной работы большую помощь оказали труды Л.И. Васеха, Баклановой, Шпикаловой.

3. Психология. Научная школа отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер и др.) рассматривала проблему индивидуального подхода в контексте формирования личности ребенка и развития его способностей, придавая существенное значение внутренним индивидуальным предпосылкам, влияющим на успешность любой деятельности и влиянию народных традиций. Младший школьный возраст является сензитивным для формирования и воспитания личности ребенка на национальных традициях.

Цель: определить педагогические условия изучения русского народного костюма в начальной школе.

Задачи исследования:

- проанализировать элементы русского народного костюма;

- изучить методику преподавания темы «Русский народный костюм» в начальной школе на уроках ИЗО;

-изучить психологическую, педагогическую, методическую литературы по данной тематике;

-определить систему занятий и методические рекомендации по изучению русского народного костюма.

- проанализировать элементы русского народного костюма;

- изучить методику преподавания темы «Русский народный костюм» в начальной школе на уроках ИЗО;

-изучить психологическую, педагогическую, методическую литературы по данной тематике;

-определить систему занятий и методические рекомендации по изучению русского народного костюма.

Объект исследования - учебно- воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет - изучение русского народного костюма в начальной школе.

Методы исследования: анализ психологической, педагогической, методической литературы по данной проблеме.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава I. Теоретические аспекты изучения русского народного костюма в начальной школе

1.1 Исторические аспекты в изучении русского народного костюма

Своеобразие бытования русской народной одежды заключалось в распространении ее форм с конца XVI - начала XVII вв. на обширных территориях не только Европейского, но и Азиатского континентов - в Сибири и на Дальнем Востоке. Под воздействием изменявшихся социально-экономических, экологических, этнических и других факторов складывались специфические черты одежды русских как Сибири в целом, так и отдельных ее областей, одной из которых является южный Алтай.

На многие вопросы, касающиеся изучения русского народного костюма, ответы нам дает в первую очередь археология. Особенно полезными для изучения древних одежд оказались мужские, женские, детские захоронения, многие сотни которых обнаружены и исследованы учёными на всей территории расселения древних славян.

Погребальный обычай наших пращуров требовал отправлять человека в последний путь в богатом, удобном и красивом убранстве, причём для женщин и девушек это был, как правило, свадебный наряд.

Металлические, самоцветные, стеклянные элементы таких нарядов - пряжки, бусы, пуговицы - попадали в землю более или менее целыми даже в том случае, если тело предавали огню. Но, к счастью для современной науки, погребальный костёр устраивали не всегда, и во многих могилах сохранились настоящие комплекты амулетов, украшений и всевозможной "галантереи". По тому, как они расположены на костях древних скелетов, учёные делают выводы о древних костюмах [1].

От долгого лежания в земле обувь превращается в бесформенные комки, а ткань, в лучшем случае, становится тёмно-коричневой. Нужна специальная обработка, чтобы драгоценные клочки не погибли, извлеченные наружу. Однако со временем в руках учёных оказывается почти прежняя туфелька или сапожок, а современная техника помогает выяснить, из каких нитей была соткана материя и частицы какого красителя на ней остались. Существуют и методы, позволяющие установить "возраст" находки - иногда с точностью до нескольких лет.

И всё-таки было бы очень трудно, почти невозможно собрать из клочков полуистлевшей ткани целый костюм, если бы не изображения, сохранившиеся до наших дней или воскресшие под руками...

Другие файлы:

Дифференциация как один из основных подходов к изучению математики младшими школьниками
Основные современные концепции начального образования. Способы дифференциации учебной работы с младшими школьниками. Выявление уровня полученных знани...

Планируемые результаты освоения младшими школьниками синтаксиса русского языка
Содержание и функции планируемых результатов начального общего образования. Разработка заданий базового и повышенного уровня сложности, направленных н...

Эффективность использования игровых приёмов при изучении иноязычной лексики младшими школьниками
Изучение лексики английского языка и методика проведения игровых заданий с младшими школьниками. Роль игры в обучении, методики и факторы усвоения дет...

Особенности восприятия художественного текста младшими школьниками
Проблема восприятия художественной литературы младшими школьниками. Обдумывание заголовка и выделение главной мысли. Фрагментарный, констатирующий, ан...

Типология русского народного костюма
Предлагаемый выпуск альманаха всецело посвящен новой работе профессора Л. В. Беловинского «Типология русского народного костюма», подготовленной Госуд...