Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Изучение детской литературы

Тип: контрольная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Понятие о фольклоре, характеристика и педагогическое значение жанров устного народного творчества. Определение сказки как сокровищницы народной мудрости. Методика использования пестушек, потешек, романов-сказок в детских садах и дошкольных учреждениях.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

"ХАБАРОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине "Детская литература"

План

Введение

1. Понятие о фольклоре

2. Малые жанры устного народного творчества, их характеристика

3. Сказка - сокровищница народной мудрости

4. Педагогическое значение произведений устного народного творчества

Заключение

Введение

Выбирая тему для своей работы, я сразу выбрала эту. Потому что в наш век компьютеров эта тема очень актуальна. Книга отходит на второй план. Фольклор - это не только литература, но прежде всего словесное искусство, быт и традиции своего народа.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет.

К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.

Долг старших - с терпением и любовью лепить характер будущего человека так, чтобы с первых же лет его жизни интеллектуальное и эмоциональное развитие было гармонично. И детский фольклор верное средство для этого. Показывая ребенку красоту и многообразие человеческих чувств, детский фольклор возбуждает в нем ответное чувство.

Актуальность данной темы обусловлена также необходимостью изучения произведений детского фольклора - как народной педагогики, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала ее и, в свою очередь, сама обогащалась ею.

1. Понятие о фольклоре

Термин "фольклор", который в 1846 году ввел в науку английский ученый У.Дж. Томс, в переводе означает " народная мудрость". В отличие от многих западноевропейских ученых, которые к фольклору относят самые различные стороны народного быта (жилье, одежда, кулинарные рецепты), русские ученые и их единомышленники в других странах фольклором считают устное народное творчество - поэтические произведения, создаваемые народом и бытующие в широких народных массах, наряду с фольклором музыкальным и танцевальным. Такой подход учитывает художественную природу фольклора как искусства слова.

По характеру связи с народным бытом различают фольклор обрядовый и необрядовый. Сами исполнители фольклора придерживаются иной классификации. Для них существенно, что одни произведения поются, другие - сказываются. Ученые-филологи все произведения фольклора относят к одному из трех родов - к эпосу, лирике или драме, как это принято и в литературоведении.

Некоторые фольклорные жанры связаны между собой общей сферой бытования. Если дореволюционный фольклор весьма четко различался по социальной принадлежности его носителей (крестьянский, рабочий), то теперь более существенны возрастные отличия. Особый раздел народного поэтического творчества составляет детский фольклор - игровой (жеребьевки, считалки, различные игровые песенки) и неигровой (скороговорки, страшилки, перевертыши).

Детский фольклор - это область устных словесных произведений, исполняемых исключительно детьми и не входящих в репертуар взрослых. В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей.

Выделение детского фольклора из обширной области народной словесности подсказано специфическими его особенностями. Детский фольклор заключает в себе такие жанры, которых нет в устной словесности взрослых. Бытование произведений детского фольклора и носители его также различны в сравнении с тем, что мы знаем о фольклоре взрослых.

Также можно выделить ряд аспектов, без учета которых невозможно изучение функциональности детского фольклора, его содержания, художественной специфики.

Во - первых, большинство ученых к детскому фольклору относят не только то, что бытует в детской среде, но и поэзию пестования, то есть поэзию взрослых, предназначенную для детей.

Во - вторых, то, что бытует в детской среде, входит в устно-поэтический репертуар детей, далеко не всегда является собственно детским творчеством. Велика роль заимствований из фольклора взрослых, литературы и других видов искусства.

Наконец, при видимом отличии детского фольклора от фольклора взрослых между ними нет четкой границы, и многие произведения в одинаковой степени могут быть отнесены и к тому и к другому. Например, ряд популярных хоровых песен ("А мы просо сеяли", "В хороводе были мы") без видимых изменений текстов и напевов зафиксирован как у взрослых, так и в детской среде. Многие сюжеты характерны и для детских сказок и для взрослых.

В - третьих, весь детский фольклор вызван к жизни "едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа" (Г.С. Виноградов). С помощью детского фольклора от поколения к поколению передаются представления о жизни, о нравственности, практический опыт, решаются задачи развития и воспитания детей.

Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально - поэтических жанров фольклора.

2. Малые жанры устного народного творчества, их характеристика

В жизни ребенка-дошкольника с разной степенью активности бытуют три малых фольклорных жанра - пословица, поговорка, загадка. Эти жанры относятся к числу древнейших и в то же время до сих пор сохранивших свою свежесть, актуальность и способность к новообразованию.

У пословиц и поговорок нет автора. Без них не обходится ни профессиональная литература, ни живая разговорная речь. Они вобрали в себя народную мудрость, накопленную веками, опыт десятков поколений. Им свойственна афористическая сжатость и точность суждений о самых различных сторонах жизни человека. Передаваясь из уст в уста, пословицы и поговорки совершенствовались, приобретая предельную точность, меткость и лаконичность. У каждого народа свои пословицы и поговорки, отражающие особенности его быта, исторической судьбы, национального самосознания.

Активное собирание русских пословиц и поговорок началось в 18 веке, когда появились первые рукописные сборники. Научное собирание этого жанра начал М.В. Ломоносов.

Но приоритет в этом деле до сих пор принадлежит В.И. Далю, собравшему, опубликовавшему и изучившему 30 тыс. пословиц и поговорок. В 1862г. вышел сборник "Пословицы русского народа".

По определению В.И. Даля пословица - "это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская правда, своего рода судебник, никем не судимый".

Содержание пословицы тесно связано с бытом, с жизнью человека, оно передает от поколения к поколению народный опыт, правила человеческого общежития.

Еще В.И.Даль предложил классифицировать пословицы по смыслу. И до сих пор пословицы группируются по тематическому признаку, например:

Ум. Ученье: Без ума голова - котел.

Умной и без денег богат.

Ученье - свет, а неученье - тма.

Мать и дети: Без матки пчелки - пропащие детки.

И змея своих детей не ест.

Недалеко от яблони яблочко падает.

Дом и семья: Без жены - что без кошки, а без мужа - что без собаки.

Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад.

Существует ряд пословиц - примет о крестьянском труде, о наблюдениях над явлениями природы. Например: "Недалеко кулику до Петрова дня. Осеннее порося и в Петровки зябнет". Они составляют своеобразный народный календарь, приводящий в систему бытовой опыт народа.

Чаще всего пословица имеет двоякий смысл: прямой и переносный. "Каково посеешь, таково и пожнешь", - исстари говорили на Руси, имея в виду не только качество сева, но и результат любого дела, поступка. В пословицах порой звучит ирония, насмешка, издевка: "Ходите почаще, без вас веселей".

Поговорка, в отличие от пословицы, не имеет нравоучительного, поучающего смысла. Поговорка - это всегда меткий, выразительный образ, часть суждения, оборот речи. Поговоркам свойственна метафоричность: "Убил двух зайцев", "Семь пятниц на неделе". Многие поговорки строятся на гиперболе: "Заблудился в трех соснах".

Еще в глубокой древности начался процесс собирания сокровищ народной мудрости. Но не следует думать, что сегодня нам известны все бытующие в народной среде меткие изречения. Новое время породило и новые пословицы.

Загадка - жанр творчества всех народов Земли, восходящий к глубокой древности. Загадка - испытание сообразительности отгадывающего. Понятие "загадка" происходит от древнерусского глагола "гадати" - "думать", "рассуждать".

В осно...

Другие файлы:

Психологизм в детской художественной литературе 20-30-х гг. (на материале произведений Р.И. Фраермана и М.М. Зощенко)
Явление "детской" литературы. Своеобразие психологизма произведений детской литературы на примере рассказов М.М. Зощенко "Лёля и Минька", "Самое главн...

Формирование временных представлений детей дошкольного возраста на примере произведений детской литературы
Возрастные особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста. Понятие детской литературы и её жанров. Понятие времени и его свойств. Возможно...

Книгоиздание детской литературы в Беларуси
История развития и тематика детской литературы. Наиболее активные участники книгоиздательского рынка среди белорусских государственных и коммерческих...

Детская литература
Учебник раскрывает понятие "детская литература" на материале устного народного творчества, русской и переводной литературы. Впервые представлены очерк...

Детская литература
Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание».Пособие состоит из двух частей. Первая часть содержит мате...