Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Психологизм в детской художественной литературе 20-30-х гг. (на материале произведений Р.И. Фраермана и М.М. Зощенко)

Тип: дипломная работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Явление "детской" литературы. Своеобразие психологизма произведений детской литературы на примере рассказов М.М. Зощенко "Лёля и Минька", "Самое главное", "Рассказы о Ленине" и повести Р.И. Фрайермана "Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.И.ВЕРНАДСКОГО

ФАКУЛЬТЕТ СЛАВЯНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ

кафедра русской и зарубежной литературы

Тема

Психологизм в детской художественной литературе 20-30-х гг. (на материале произведений Р.И. Фраермана и М.М. Зощенко)

Щербакова Татьяна Николаевна

Научный руководитель

к.ф.н. Жукова Н.Д.

Симферополь - 2013г.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из условий развития личности остается знакомство подрастающего поколения с лучшими образцами художественной литературы, направленными на духовно-нравственное развитие личности, дающими возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающими сформировать оптимистическое мировоззрение и самосознание. Мастера слова, пишущие для детей, выступают на страницах произведений наставниками и советчиками юным героям, затрагивая глубинные проблемы психологии читателей.

Современное литературоведение все больше впитывает в себя знания из различных сфер гуманитарных знаний. Наиболее часто исследователи прибегают к материалам психологии. Не исключение и наша дипломная работа. Анализ произведений с точки зрения психологизма позволяет по-новому посмотреть на мастерство автора, раскрыть заложенный в тексты смысл и понять истинную значимость и возможное влияние того или иного произведения на ребёнка.

Существующие литературоведческие исследования крайне опосредованно касаются произведений о детях и подростках. Данная проблематика затрагивается в них либо в связи с рассмотрением литературного героя как такового, либо, непосредственно, при литературоведческом анализе тех или иных произведений на предмет наличия в них подобного взрослеющего героя.

В подобном ракурсе можно отметить многотомное исследование «История советской многонациональной литературы», работы теоретиков отечественной литературы В.Г.Белинского, М.Горького, Л.Тимофеева, М. Бахтина, М.Пархоменко и др., а также теоретиков отечественной психологии Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева. Именно эти работы являются теоретической основой данного исследования. Однако комплексного, завершенного исследования, предметом которой явилась бы литература о детях, на сегодняшний день в литературоведении не существует. Очевидно, что проблема взаимодействия и взаимопроникновения литератур (детской и взрослой) в литературоведении почти не исследована. Необходимо синтезировать единую теоретическую основу для дальнейших исследований в этой области. Этим и обусловлена актуальность теоретической части настоящей дипломной работы. Анализ произведений для детей М.М. Зощенко и Р.И. Фрайермана с точки зрения психологизма позволит доказать или опровергнуть необходимость возвращения их в круг детского чтения, поскольку в наши дни они незаслуженно забыты, хотя проблематика их актуальна для всех поколений и чувства, которые переживают герои, знакомы и современным подросткам. Это составляет актуальность практической части исследования, так как в данной работе впервые предпринимается попытка научного осмысления влияния произведений для детей, затрагивающих проблемы духовно-нравственного становления личности подростка, с точки зрения психологизма.

Исследование художественных средств раскрытия внутреннего мира героев, а также приёмов психологического письма позволяет по - новому взглянуть на произведения М.М. Зощенко и Р.И. Фрайермана, раскрыть мастерство авторов, их способность глубоко показать внутренний мир подростка.

Научная новизна теоретической части дипломной работы состоит в том, что теоретический материал данной работы является синтезом важнейших трудов по истории литературы и психологии. Попытка вычленения наиболее важных аспектов при рассмотрении детской литературы предпринята в литературоведении впервые. Такой комплексный подход позволяет более глубоко раскрыть проблематику произведений, а также установить, каким образом рассматриваемые тексты воздействуют на читателя. Новизна практической части обусловлена тем, что творчество представленных авторов для детей практически не изучено, литературоведческих исследований по данной теме нет. Анализ произведений с точки зрения психологизма позволяет по-новому посмотреть на мастерство автора. Выявление особенностей художественных средств изображения внутреннего мира подростка проводится впервые.

Задачи:

1. Проанализировать и систематизировать критические и литературоведческие материалы о детской литературе рассматриваемого периода (20-30 гг. XX в.), её специфике, а также о психологизме в художественной литературе, в частности, в детской.

2. Обозначить терминологический аппарат исследования, конкретизировать используемые термины («детство», «детская литература», «психологизм» и т.д.)

3. Выявить специфику детской литературы рассматриваемого периода (20-30 гг. XX в.).

4. Выявить художественные средства раскрытия внутреннего мира ребёнка на примере главных героев исследуемых произведений, проанализировать и систематизировать их.

5. Изучить своеобразие психологизма произведений детской литературы на примере рассказов М.М. Зощенко («Лёля и Минька», «Самое главное», «Рассказы о Ленине») и повести Р.И. Фрайермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».

6. Выявить структуру и характер психологического становления личности подростка, эволюцию и особенности формирования нравственных и духовных сторон их натуры.

7. Систематизировать полученные в ходе исследования данные.

Для решения обозначенных задач в работе был использован психологический, формальный, структурный, социологический, рецептивный и герменевтический методы анализа художественного текста. Все они актуальны для выявления взаимосвязи текста с его автором, а также отношений текста и читателя, что помогает понять суть психологизма рассматриваемых текстов.

Теоретическая значимость дипломной работы заключается в использовании методологии междисциплинарного подхода, в применении конкретных принципов и приёмов анализа произведений детской литературы, всесторонне рассматривающих феноменологию детства с точки зрения её субъектности и самодостаточности. Материалы данного исследования помогут создать критерии оценки и отбора произведений, способствующих духовному и нравственному развитию подростков.

Практическая ценность работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы в курсах истории русской литературы XX в., в учебных курсах по детской литературе на филологических факультетах и факультетах по подготовке специалистов для начальной школы и дошкольных образовательных учреждений. Кроме того, материалы данного исследования будут полезны при планировании и проведении спецкурсов, спецсеминаров по детской литературе, а также в ходе организации самостоятельной работы студентов и практикующих учителей-словесников.

Структура данной работы обусловлена поставленными задачами. Работа состоит из введения, трёх разделов, подразделов и выводов, заключения.

РАЗДЕЛ 1. СПЕЦИФИКА ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ПСИХОЛОГИЗМА В НЕЙ

Среди искусств, адресованных непосредственно детям, литературе принадлежит ведущая роль. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, формирования у детей основ мировоззрения и нравственных представлений, расширения их кругозора. Литература для детей и юношества вызывала много споров и дискуссий о том, можно ли считать ее отдельным видом искусства; что является главным в произведениях для детей - законы художественного творчества или воспитательная функция. Назидательность, требования понятности и доступности часто обусловливали относительно невысокий на общем литературном фоне уровень произведений, написанных специально для детей. Но в круге детского чтения удерживались те произведения, которые удовлетворяли потребности ребенка в образном, эмоциональном слове, ясном и занимательном изображении явлений действительности.

Задачи приобщения юного читателя к высокому искусству в тех формах, которые отвечают особенностям его мировосприятия и духовного становления, необходимость возрастной дифференциации определяют специфику литературы для детей и юношества.

1.1. Явление «детской» литературы

Мир детства является неотъемлемой частью образа жизни и культурного развития любого отдельно взятого народа и человечества в целом. Но интерес к нему и попытки его исторического осмысления возникают на определённом этапе индивидуального и социального развития. Изучение детства в рамках истории детской литературы даёт очень ценную информацию. Однако чтобы верно осмыслить многообразие фактического материала, необходим междисциплинарный синтез возрастной психологии, социологии воспитания, этнографии, педагогики и собственно литературоведения.

Прежде всего, нуждается в конкретизации сам термин «детство», поскольку любая возрастная дефиниция имеет несколько аспектов. Это и биологический возраст, и социальный возраст, измеряемый соотнесением уровня социального развития индивида со статистической нормой; и психический возраст, и, наконец, субъективно переживаемый возраст, имеющий внутреннюю систему отсчета и зависящий от событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности [Кон, 1988: 66-67].

Теоретические вопросы происхождения детства и характеристика его основных пери...

Другие файлы:

Проблема циклизации в детской художественной литературе (на материале произведений М.М. Зощенко, Н.Н. Носова и В.Ю. Драгунского)
Понятие цикла в теории литературы. Цикл "Денискины рассказы" В.Ю. Драгунского как модель детской картины мира. Особенность Зощенко как детского писате...

Проблема перевода имен собственных в художественной литературе (на материале произведений Терри Пратчетта)
Обзор имени собственного с точки зрения функций в художественной литературе и в контексте общего языкознания. Методы и принципы перевода имени собстве...

Психологизм русской классической литературы
Автор рассматривает вопрос о психологизме художественной литературы (прозы) как о высокой ступени ее развития. В русской литературе автор находит псих...

Методика формирования нравственных чувств у старших дошкольников средствами детской художественной литературы
Нравственное воспитание в психолого-педагогической литературе. Определение роль детской художественной литературы в процессе воспитания нравственности...

Творчество М.М. Зощенко
С тех пор, как прозвучали эти слова, вызвавшие дружный смех и аплодисменты писательской аудитории, Михаил Михайлович Зощенко еще более двадцати лет ра...