Духовно-нравственное развитие учащихся средствами живописи. Виртуальный квест
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Духовно-нравственное развитие учащихся средствами живописи. Виртуальный квест
Катаева Ольга Юрьевна
МКОУ ГО Заречный «СОШ № 7»
ГО Заречный Свердловской области
«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.» [2]
Парадигма современного образования - воспитание. Рассмотрим, как определяется воспитание в психологии:
«Воспитание (психологический аспект) -- 1) в широком смысле -- процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в т.ч. специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов; 2) обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения в процессах образования.» [8]
Итак, мы видим, что в Концепции ДНР и в определении понятия «воспитание» говорится о становлении и развитии, т.е. понимание процесса воспитания невозможно без понятий «становление» и «развитие» личности учащегося.
В разных источниках даётся определение понятия «развитие». Общим в них является то, что развитие понимается как процесс, переход на качественно новый уровень. Отличаются определения тем, в какой области происходят эти качественные изменения (физиология, психика, поведение). Мы предлагаем несколько определений, которые позволят конкретизировать наше понимание в рамках предложенной темы:
«Развитие - направленное, закономерное, количественно-качественное, конструктивное изменение и формирование материальных и идеальных объектов, связанное с преобразованием их структуры, идеально предрасположенным результатом которого является совершенствование.» [7]
«Развитие - направленное, закономерное изменение явления или процесса, ведущее к появлению нового качества.» [6]
«Развитие -... 2. Доведение до некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр. 3. Доведение до некоей степени силы, мощи, совершенства; поднятие уровня чего-либо.» [5]
«Развитие - процесс формирования личности в ходе взаимодействия между факторами взросления и окружающей среды с одной стороны и личным опытом - с другой.» [4]
Предлагаемая нами программа, является логическим продолжением программы «Образ и мысль», целью которой становится духовно-нравственное развитие, развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России. Ставя такую цель, мы понимаем воспитательное и развивающее значение живописного искусства и опираемся на возможности программы «Образ и мысль»:
«Очевиден педагогический потенциал искусства, его возможность влияния на мировоззрение школьника, создание посредством искусства условий присвоения и индивидуализации ценностей различных культур… Процесс общения с произведениями изобразительного искусства - сложное переплетение зрительной информации с воображением, логического и рационального - с эмоциями, фантазии - со здравым смыслом… Педагогический потенциал искусства определяется многими его особенностями. Присущая искусству многогранность предполагает множественность интерпретаций одного и того же произведения; поликультурность искусства обеспечивает реальную возможность заглянуть в иные времена, иные культурные миры; открытость искусства подразумевает творческий характер не только процесса создания, но и восприятия произведений искусства. » [1]
Мы видим, что предлагаемые средства реализации программы «Образ и мысль» совпадают со средствами организации социально-открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания, о котором говорится в Концепции ДНР и с содержанием базовых национальных ценностей.
«Цель программы «Образ и мысль» - создание условий для развития личности ребенка в процессе формирования индивидуально-личностных смыслов произведений изобразительного искусства. Предметом курса учебных занятий по программе «Образ и мысль» является не искусство само по себе, а личность ребенка, развивающаяся в процессе общения с искусством. В фокусе внимания программы - глубинные личностные изменения, которые происходят в детях под воздействием общения с искусством». [1]
Определяя, таким образом, цель программы, мы можем говорить о планируемых результатах, которые достигаются за три года обучения:
1) развитие чувственной сферы (потребность всматриваться, осознавать предлагаемые к рассматриванию зрительные образы; навык визуальной грамотности);
2) развитие речемыслительной сферы (потребность вдумываться, осознавать и раскрывать смысл зрительных образов; самостоятельность, независимость мышления; креативность мышления);
3) развитие воображения и фантазии (творческие ответы на восприятие произведений искусства; поощрение спонтанного художественного воплощения впечатления от восприятия произведения искусства);
4) развитие компетентности в диалоге с произведениями изобразительного искусства (поддержание интереса начинающего зрителя к произведениям изобразительного искусства; обнаружение детьми грандиозной разницы между репродукцией и оригиналом; организация диалога с художником; развитие способности к глубокому, личностному восприятию художественных ценностей, установлению собственной, естественной системы связей с искусством);
5) развитие коммуникативной компетентности (требование точности речевых высказываний; формирование уважения собственного и чужого мнения).» [1]
Поскольку «программа «Образ и мысль» адекватна идеологии и целевой установке - становлению социальной компетентности ребенка, которая достигается посредством педагогически направляемого коллективного обмена формирующимися индивидуально-личностными смыслами рассматриваемых произведений изобразительного искусства» [1], а так же способна решать задачи духовно-нравственного развития и воспитания, мы считаем возможным продолжить работу с произведениями искусства в рамках заданной темы.
Теперь целью программы становится духовно-нравственное развитие учащихся средствами живописи, следовательно, меняется планируемый предметный результат, именно в этом мы видим духовно-нравственное развитие учащихся - «доведение до некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности» [5]; «конструктивное изменение и формирование материальных и идеальных объектов, связанное с преобразованием их структуры.» [7]
Планируемым предметным результатом становится:
1) чувство гражданственности, патриотизма;
2) нравственные чувства и эстетическое сознание;
3) творческое отношение к труду, образованию;
4) ценностное отношение к природе, осознание красоты мира;
5) ценностное отношение к прекрасному, представление об эстетических идеалах и ценностях.
Преобразование и изменение структуры курса проявляется в критериях и темах подбора произведений живописи и в форме проведения уроков (занятий).
Критерии. Картины, фото, скульптуры русских художников, отражающие традиционную православную культуру, т.к. именно «православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа». [2]
Произведения, несущие духовный смысл, выход на духовные характеристики героев (добродетели, нравственный выбор), обращение к опыту православной педагогики как к источнику духовного знания.
Личность художника (христианское понимание ценностей).
Исключение языческих обрядов, но сохранение русского фольклора.
Темы (подбор тем обеспечивается базовыми национальными ценностями).
Патриотизм (любовь к отечеству, служение, профессии).
Милосердие, честь, достоинство.
Семья, забота, любовь, верность, здоровье, уважение к старшим.
Труд и творчество, наука, люди.
Религия (православие).
Нравственный выбор, смысл жизни.
Природа, красота мира.
Человечество, мир, народы, культура.
Работу по подбору изображений мы предлагаем выстроить в форме виртуального квеста «Реализация концепции ДНР и воспитания. Открытие нового зала картинной галереи». Квест («бродилка» по ссылкам) строится по традиционному сценарию (сценарий выложен на Google-диске в совместном доступе https://docs.google.com/document/d/1kdMCUl_AAi1orHnOCUi-QzQR0KNkXvUW2PCa1aDiqOQ/edit): легенда, место проведения, время и задания с ссылками и подсказками. Участники договариваются о средствах связи и способе получения следующего задания (например, социальные сети). Результаты работы фиксируются в таблицу (таблица продвижения), которая называется так же, как книга отзывов в музеях и картинных галереях: «Книга отзывов». Участники описывают впечатления, вызванные картиной в системе открытых вопросов с использованием приёмов ТРКМ.
Например
№ задания |
ответ (первый уровень выполнения)/бб |
дополнительный ответ (второй уровень выполнения)/бб
Другие файлы:
Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки Духовно-нравственное развитие младших подростков в общеобразовательной школе Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России Духовно-нравственное воспитание младших подростков средствами духовной музыки Нравственное воспитание в спорте |