Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Духовно-нравственное развитие учащихся средствами живописи. Виртуальный квест

Тип: статья
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Художественно-педагогический потенциал уроков тематической живописи как средства духовно-нравственного развития. Критерии и уровни нравственной воспитанности школьников. Методика построения работы по подбору изображений в форме виртуального квеста.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Духовно-нравственное развитие учащихся средствами живописи. Виртуальный квест

Катаева Ольга Юрьевна

МКОУ ГО Заречный «СОШ № 7»

ГО Заречный Свердловской области

«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.» [2]

Парадигма современного образования - воспитание. Рассмотрим, как определяется воспитание в психологии:

«Воспитание (психологический аспект) -- 1) в широком смысле -- процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в т.ч. специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов; 2) обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения в процессах образования.» [8]

Итак, мы видим, что в Концепции ДНР и в определении понятия «воспитание» говорится о становлении и развитии, т.е. понимание процесса воспитания невозможно без понятий «становление» и «развитие» личности учащегося.

В разных источниках даётся определение понятия «развитие». Общим в них является то, что развитие понимается как процесс, переход на качественно новый уровень. Отличаются определения тем, в какой области происходят эти качественные изменения (физиология, психика, поведение). Мы предлагаем несколько определений, которые позволят конкретизировать наше понимание в рамках предложенной темы:

«Развитие - направленное, закономерное, количественно-качественное, конструктивное изменение и формирование материальных и идеальных объектов, связанное с преобразованием их структуры, идеально предрасположенным результатом которого является совершенствование.» [7]

«Развитие - направленное, закономерное изменение явления или процесса, ведущее к появлению нового качества.» [6]

«Развитие -... 2. Доведение до некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр. 3. Доведение до некоей степени силы, мощи, совершенства; поднятие уровня чего-либо.» [5]

«Развитие - процесс формирования личности в ходе взаимодействия между факторами взросления и окружающей среды с одной стороны и личным опытом - с другой.» [4]

Предлагаемая нами программа, является логическим продолжением программы «Образ и мысль», целью которой становится духовно-нравственное развитие, развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России. Ставя такую цель, мы понимаем воспитательное и развивающее значение живописного искусства и опираемся на возможности программы «Образ и мысль»:

«Очевиден педагогический потенциал искусства, его возможность влияния на мировоззрение школьника, создание посредством искусства условий присвоения и индивидуализации ценностей различных культур… Процесс общения с произведениями изобразительного искусства - сложное переплетение зрительной информации с воображением, логического и рационального - с эмоциями, фантазии - со здравым смыслом… Педагогический потенциал искусства определяется многими его особенностями. Присущая искусству многогранность предполагает множественность интерпретаций одного и того же произведения; поликультурность искусства обеспечивает реальную возможность заглянуть в иные времена, иные культурные миры; открытость искусства подразумевает творческий характер не только процесса создания, но и восприятия произведений искусства. » [1]

Мы видим, что предлагаемые средства реализации программы «Образ и мысль» совпадают со средствами организации социально-открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания, о котором говорится в Концепции ДНР и с содержанием базовых национальных ценностей.

«Цель программы «Образ и мысль» - создание условий для развития личности ребенка в процессе формирования индивидуально-личностных смыслов произведений изобразительного искусства. Предметом курса учебных занятий по программе «Образ и мысль» является не искусство само по себе, а личность ребенка, развивающаяся в процессе общения с искусством. В фокусе внимания программы - глубинные личностные изменения, которые происходят в детях под воздействием общения с искусством». [1]

Определяя, таким образом, цель программы, мы можем говорить о планируемых результатах, которые достигаются за три года обучения:

1) развитие чувственной сферы (потребность всматриваться, осознавать предлагаемые к рассматриванию зрительные образы; навык визуальной грамотности);

2) развитие речемыслительной сферы (потребность вдумываться, осознавать и раскрывать смысл зрительных образов; самостоятельность, независимость мышления; креативность мышления);

3) развитие воображения и фантазии (творческие ответы на восприятие произведений искусства; поощрение спонтанного художественного воплощения впечатления от восприятия произведения искусства);

4) развитие компетентности в диалоге с произведениями изобразительного искусства (поддержание интереса начинающего зрителя к произведениям изобразительного искусства; обнаружение детьми грандиозной разницы между репродукцией и оригиналом; организация диалога с художником; развитие способности к глубокому, личностному восприятию художественных ценностей, установлению собственной, естественной системы связей с искусством);

5) развитие коммуникативной компетентности (требование точности речевых высказываний; формирование уважения собственного и чужого мнения).» [1]

Поскольку «программа «Образ и мысль» адекватна идеологии и целевой установке - становлению социальной компетентности ребенка, которая достигается посредством педагогически направляемого коллективного обмена формирующимися индивидуально-личностными смыслами рассматриваемых произведений изобразительного искусства» [1], а так же способна решать задачи духовно-нравственного развития и воспитания, мы считаем возможным продолжить работу с произведениями искусства в рамках заданной темы.

Теперь целью программы становится духовно-нравственное развитие учащихся средствами живописи, следовательно, меняется планируемый предметный результат, именно в этом мы видим духовно-нравственное развитие учащихся - «доведение до некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности» [5]; «конструктивное изменение и формирование материальных и идеальных объектов, связанное с преобразованием их структуры.» [7]

Планируемым предметным результатом становится:

1) чувство гражданственности, патриотизма;

2) нравственные чувства и эстетическое сознание;

3) творческое отношение к труду, образованию;

4) ценностное отношение к природе, осознание красоты мира;

5) ценностное отношение к прекрасному, представление об эстетических идеалах и ценностях.

Преобразование и изменение структуры курса проявляется в критериях и темах подбора произведений живописи и в форме проведения уроков (занятий).

Критерии. Картины, фото, скульптуры русских художников, отражающие традиционную православную культуру, т.к. именно «православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа». [2]

Произведения, несущие духовный смысл, выход на духовные характеристики героев (добродетели, нравственный выбор), обращение к опыту православной педагогики как к источнику духовного знания.

Личность художника (христианское понимание ценностей).

Исключение языческих обрядов, но сохранение русского фольклора.

Темы (подбор тем обеспечивается базовыми национальными ценностями).

Патриотизм (любовь к отечеству, служение, профессии).

Милосердие, честь, достоинство.

Семья, забота, любовь, верность, здоровье, уважение к старшим.

Труд и творчество, наука, люди.

Религия (православие).

Нравственный выбор, смысл жизни.

Природа, красота мира.

Человечество, мир, народы, культура.

Работу по подбору изображений мы предлагаем выстроить в форме виртуального квеста «Реализация концепции ДНР и воспитания. Открытие нового зала картинной галереи». Квест («бродилка» по ссылкам) строится по традиционному сценарию (сценарий выложен на Google-диске в совместном доступе https://docs.google.com/document/d/1kdMCUl_AAi1orHnOCUi-QzQR0KNkXvUW2PCa1aDiqOQ/edit): легенда, место проведения, время и задания с ссылками и подсказками. Участники договариваются о средствах связи и способе получения следующего задания (например, социальные сети). Результаты работы фиксируются в таблицу (таблица продвижения), которая называется так же, как книга отзывов в музеях и картинных галереях: «Книга отзывов». Участники описывают впечатления, вызванные картиной в системе открытых вопросов с использованием приёмов ТРКМ.

Например

№ задания

ответ (первый уровень выполнения)/бб

дополнительный ответ (второй уровень выполнения)/бб

Другие файлы:

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки
Современные методические принципы и подходы к вопросам духовно-нравственного становления человека. Организация духовно-нравственного воспитания средст...

Духовно-нравственное развитие младших подростков в общеобразовательной школе
Характеристика понятия "духовно-нравственное развитие личности". Психологические основы использования русского православного искусства как средства ду...

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России
Основная образовательная программа. Экологическое, духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание. Федеральный государственный образова...

Духовно-нравственное воспитание младших подростков средствами духовной музыки
Определение значимости современной духовной музыки как средства духовно-нравственного воспитания младших подростков в процессе хоровой деятельности. С...

Нравственное воспитание в спорте
Направления, задачи, формы и средства нравственного воспитания в спорте. Формирование нравственного поведения спортсменов. Нравственное воспитание уча...