Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Духовно-нравственное развитие младших подростков в общеобразовательной школе

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Характеристика понятия "духовно-нравственное развитие личности". Психологические основы использования русского православного искусства как средства духовно-нравственного развития младших подростков на внеклассных занятиях, разработка сценария праздника.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

В последние годы проблема гуманитаризации и эстетизации образовательно-воспитательного процесса стала одной из наиболее острых проблем не только педагогики, но и всего общества в целом. В современной ситуации становления российской государственности все очевиднее становится необходимость ориентации подрастающего поколения на духовно-нравственные ценности. Это обусловливает социальный заказ системе образования и воспитания человека, ориентированного на развитие своего духовного нравственного потенциала, готового к преобразованию социальной действительности на основе представлений о месте человека в системе общественных ценностей.

Обозначенные задачи, стоящие перед российским образованием, наметившиеся стратегические ориентиры его развития актуализируют проблему поиска и реализации педагогических факторов и условий становления подростка как духовно-нравственной личности.

Анализируя состояние исследований в области становления духовно-нравственной личности, следует отметить, что нет единого подхода к пониманию природы духовно-нравственного развития.

Теоретический обзор научной литературы относительно понятий «духовность», «духовно-нравственное развитие» позволяет сделать выводы о том, что духовность - есть целостная активность человеческой психики, отражающая особенности внутреннего мира человека, самосознания и выражающаяся в познании реальности, ее преобразования, осмыслении и переживании человеком духовных ценностей (познавательных, этических и эстетических), духовных состояний, стремление к творчеству, обретение человеком высшего смысла жизни, достижения гармонии, согласия с собой и окружающей действительностью.

На основе анализа общефилософских и психолого-педагогических исследований относительно феномена духовности, сущностных характеристик нравственности наблюдается объективная тенденция их взаимосвязи и допускается детерминация понятий. Фактически это позволяет объединить обозначенные понятия и говорить о «духовно-нравственном развитии подростка».

Проблема духовно-нравственного развития личности находится в центре внимания разных наук. В разработке проблемы духовно-нравственного развития в своем исследовании мы опирались на труды ученых: Л.М. Архангельского, Н.И. Болдырева, Г.Н. Волкова, Н.К. Гончарова Б.Т. Лихачева, З.А. Малькова, А.Д. Солдатенкова, К.Д. Ушинского, Н.Е. Шурковой, И.Ф. Харламова, М.Г. Яновской и др.

Основанием нашего научного выбора явились работы В.Н. Гладышева, В.В. Игнатовой, Л.В. Петровой, в которых реализованы различные аспекты духовно-нравственного развития личности подростка. Вызывают интерес ключевые идеи концепции В.В. Игнатовой, где рассматривается духовно-нравственный потенциал личности как совокупность внутренних возможностей, потребностей, ценностей и присвоенных средств достижения личностью таких состояний сознания, которые гармонизируют отношения личности с окружающей действительностью, определяют интегральное проявление креативной и духовной составляющих жизнедеятельность и задают соответствующую направленность процессу его развития [26].

Становление духовно-нравственной личности возможно в процессе специально организованного обучения и воспитания в общеобразовательной школе. Поэтому образовательный процесс в современной школе может быть направлен на создание условий для развития духовно-нравственных ориентиров подростков. В связи с этим возрастает потребность в поиске путей и разработке средств, технологий, обеспечивающих развитие общечеловеческих нравственных качеств, моральных ценностей и этнических знаний; формирование способности жить согласно нормам и принципам морали с целью воплощения их в практические деятельности.

В последние годы все чаще многими учеными, педагогами поднимается вопрос о возрождении русской религиозно-духовной культуры в ее культурологическом значении. Возвращение к некогда забытой культуре выдвигает главную проблему: как вводить ее в общеобразовательную школу?

На общую направленность работы точно указывает президент Российской Академии образования Н.Никандров: «Следует по возможности разграничивать религиозное воспитание и религиозное просвещение... Второе, убежден, необходимо во всех школах именно потому, что религия (точнее, религии) - часть нашего общего культурного достояния. И не только потому, что без знания Библии многое в изобразительном и музыкальном искусстве прошлых веков оказывается непонятным... Общечеловеческие ценности, заключенные в религиях и религиозной культуре, делают целесообразным союз религии и образовательных институтов» [30;41].

Возможность нравственного воспитания человека через приобщение к духовной культуре отмечена академиком Н. Моисеевым. Давая оценку нравственного и экологического состояния человечества в наше время, ученый ставит вопрос о формировании нового мышления, переориентации большинства ценностных шкал человека, изменении отношений людей друг к другу, предлагает обратиться к религиозным учениям, внимательно к ним присмотреться и, может быть, кое-что перевести на язык современности [36].

Те же нравственные и духовные проблемы волновали и священников, богословов. Так, А. Мень писал: «Решать насущные проблемы, не вглядываясь в то, как их решал мир на протяжении веков, - значит отказаться от великого права наследия» [32; 366].

Изучение указанных работ позволило подойти нам к проблеме изучения эффективности процесса духовно-нравственного развития подростков на основе русского православного искусства с позиции современного научно-педагогического знания.

Значительный вклад в научное осмысление и обоснование роли искусства в становлении духовно-нравственной учащихся внесли известные педагоги и психологи: Л.С. Выготский, Я, Пономарев, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, А.А. Мелик-Пашаев.

Использование возможностей искусства, в рамках нашего исследования русского православного искусства в воспитании и образовании признано перспективным направлением, поскольку этот пласт русской духовной культуры в процессе его освоения способствует интенсивному развитию интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей детей, формированию адекватных общечеловеческим нормам критериев оценки явлений действительности.

Исследуя возрастные особенности детей (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Я.А. Пономарев) выделяют младший подростковый возраст как наиболее сензитивный для осознанного активного знакомства с религиозно-духовной культурой. И.В. Кошмина отмечает следующие возрастные уровни в освоении данного материала: начальная школа - накопление информации, первые элементарные знания, представление о духовной культуре в целом, накопление опыта; средняя школа - знание символики, стилей, достаточно свободная ориентация в религиозно-духовной культуре, умение осмысливать содержание на более глубоком уровне, сравнивать, умение высказывать эстетическую оценку.

Таким образом, в науке созданы предпосылки для системного анализа проблемы духовно-нравственного развития подростков в процессе обучения в условиях общеобразовательной школы.

При всей несомненной теоретической и практической значимости исследований вышеназванных авторов, ряд аспектов духовно-нравственного развития школьников еще не получил освещения. Осознание значимости русского православного искусства в обучении и воспитании подростков не привело к попытке целостного и систематического исследования роли данного пласта религиозно-духовной культуры в духовно-нравственном развитии подростков.

Изучение научной литературы и анализ практической деятельности общеобразовательных учреждений свидетельствуют о том, что, с одной стороны, в науке созданы предпосылки для системного анализа обозначенной проблемы и обоснования возможности успешного духовно-нравственного развития личности, с другой, свидетельствуют о наличии противоречий между:

- гуманитаризацией общества в целом и неподготовленностью системы образования к решению данной проблемы;

- интенсивным развитием духовных и нравственных потребностей, наличием субъективных ресурсов в младшем подростковом возрасте и недостаточной научно-практической разработанностью обозначенной проблемы в педагогической науке;

Все изложенное позволяет выделить проблему настоящего исследования: каковы сущность и возможности русского православного искусства и психологические условия их эффективного использования в духовно-нравственном развитии младших подростков? Решение этой проблемы составляет цель настоящего исследования.

Объектом исследования является духовно-нравственное развитие младших подростков в общеобразовательной школе.

Предметом исследования является процесс использования возможностей русского православного искусства в духовно-нравственном становлении и развитии подрастающих поколений в современной общеобразовательной школе.

Объект, предмет исследования и поставленная цель определили гипотезу исследования, которая состоит в следующем: внеклассные занятия «Духовный мир и Я» будут способствовать эффективному духовно-нравственному развитию младших подростков если:

а) будет осуществлен целостный подход к духовно-нравственному развитию в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы с учетом возрастных особенностей младших подростков;

б) родители и учителя будут использовать прогрессивные культурологические и просветительские принципы русского православного искусства в целях совершенствования форм и...

Другие файлы:

Духовно-нравственное воспитание младших подростков средствами духовной музыки
Определение значимости современной духовной музыки как средства духовно-нравственного воспитания младших подростков в процессе хоровой деятельности. С...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Сущность и природа нравственности. Методы и приемы духовно-нравственного воспитания младших школьников. Изучение уровня развития духовно – нравственны...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников при изучении русских народных сказок
Методика работы со сказкой в начальной школе. Филологическое толкование сказок. Исследование воспитательного влияния русской народной сказки в контекс...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Воспитание как средство формирования личности человека. Анализ опыта работы общеобразовательной школы по введению современной методики воспитания у мл...

Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе