Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Диагностика эффективности воспитательного процесса в образовательном учреждении

Тип: контрольная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Воспитание - социальное взаимодействие педагога и воспитанника, его многофакторный характер. Характерные особенности воспитательного процесса. Методики для изучения процесса и результатов развития личности учащегося, сформированности коллектива.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ГОУ ВПО «Борисоглебский государственный педагогический институт»

Контрольная работа

по педагогической диагностике

«Диагностика эффективности воспитательного процесса в образовательном учреждении»

Вариант 12

выполнила Т.А. Мизгирева,

студентка 4 курса з/о, 5 группы

факультета ПиМНО

специальность социальная педагогика

проверила О.В. Губанова

Борисоглебск 2011г.

Введение

1. Изучение эффективности воспитательного процесса

1.1 Сущность процесса воспитания

1.2 Характерные особенности воспитательного процесса

1.3 Условия эффективности воспитательного процесса

1.4 Алгоритм изучения эффективности процесса воспитания

2. Методики изучения эффективности воспитательного процесса

2.1 Методики для изучения процесса и результатов развития личности учащегося

2.1.1 Методика «пословицы»

2.1.2 Методика «Цветик-семицветик»

2.2 Методики диагностики сформированности коллектива

2.2.1 Методика «Наши отношения»

2.2.2 Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»

Литература

Введение

Определение эффективности воспитательного процесса относится к числу наиболее сложных педагогических проблем. Обращение к научно-методической литературе показывает, что вопросу изучения эффективности воспитательного процесса посвящено большое количество публикаций, Однако до сих пор остается немало белых пятен в теории, методике и практике диагностики результативности воспитательной деятельности. Актуальность проблемы изучения эффективности процесса воспитания учащихся обусловлена рядом причин, из которых три обстоятельства являются наиболее важными. Во-первых, в последние годы претерпевает значительные изменения методологическая основа теории воспитания. Ранее многие теоретические положения о воспитании основывались на марксистско-ленинской теории, поэтому не случайно содержательные аспекты диагностики эффективности воспитательного процесса были детерминированы партийно-государственными установками (установками сверху). Во-вторых, в последнее десятилетие существенно изменилась практика воспитания ребенка. На смену социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру подхода к построению воспитательного процесса пришла парадигма гуманистического, личностно ориентированного воспитания. В соответствии с этой парадигмой надо внести значительные коррективы в диагностико-результативный компонент воспитательной деятельности. В-третьих, с каждым годом обогащается теоретический, методический и практический арсенал психолого-педагогической диагностики, что позволяет усовершенствовать диагностический инструментарий исследования эффективности воспитательного процесса. Если ранее диагностика результативности воспитания строилась чаще всего на основе педагогического наблюдения и экспертной оценки, то сейчас существует обширная палитра диагностических методик.

1. Изучение эффективности воспитательного процесса

Большинство педагогов стремятся определить эффективность своего труда и тех процессов, с которыми связана их профессиональная деятельность. К числу наиболее важных процессов, входящих в сферу профессиональной педагогической деятельности, относится воспитательный. Руководители и педагоги образовательных учреждений пытаются выявить эффективность процесса воспитания учащихся. У одних эти попытки оказываются удачными, у других -- безуспешными. К сожалению, преобладают неудачные. Нередко педагогические работники не могут точно и убедительно ответить на такие вопросы: 1) Что такое эффективность воспитательного процесса и как можно ее определить?

2) Какие диагностические средства следует использовать?

3) Каким образом анализируется и хранится полученная в ходе изучения информация?

В педагогических публикациях под эффективностью воспитательного процесса, как правило, понимается действенность, результативность воспитательной работы, способность обеспечить достижение цели. Ученые предлагают ее определять как отношение достигнутого результата к целевым ориентирам воспитательной деятельности. Они советуют произвести и еще одну операцию -- соотнести полученные результаты с достижениями прошлых лет, чтобы стали более очевидными тенденции происходящих изменений. Таким образом, эффективность воспитательного процесса-- это соотнесенность полученных результатов не с целями, а с прошлыми достижениями в воспитательной практике.

1.1 Сущность процесса воспитания

Воспитательный процесс в средней школе является частью широкого процесса формирования личности, который объединяет как обучение и воспитание в школе, так и воспитание в семье, и воздействие микросреды, социального окружения ребенка. Процесс воспитания менее изучен, хотя он имеет свои особенности и представляется в известном смысле более сложным, чем обучение. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс интериоризации, то есть перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение. Благодаря воспитанию и складывается собственно психологическая структура личности.

С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника. В нем отражается личностно-деятельностный подход к воспитанию, принятый в отечественной теории. Следует избегать понимания воспитания как одностороннего действия на личность, это ведет к манипулированию личностью.

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Воспитательный процесс носит многофакторный характер: на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация и др. Это делает процесс воспитания и более богатым, легким (много способов воздействия) и одновременно более трудным: сложно интегрировать все факторы, управлять процессом, оградить его от стихийности и негативно действующих факторов. Например, ТВ и кино - сильный фактор воспитания, часто играющий негативную роль.

Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Они могут обнаруживаться не сразу, а спустя время после окончания школы. На разных учащихся воспитание оказывает различное влияние, что объясняется многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого.

Процесс воспитания для тех, кто его осуществляет, для педагогов, раскрывается как последовательное решение ряда педагогических ситуаций. В нем выделен цикл педагогической деятельности - система действий по реализации процесса воспитания. Она включает в себя этапы: - диагностика (изучение) воспитанников и определение задач воспитания; - проектирование, планирование воспитательной деятельности (разработка содержания, методов, форм); - организация педагогического взаимодействия (реализация планов); - проверка, оценка результатов. Затем все повторяется в следующем цикле воспитательной работы.

1.2 Характерные особенности воспитательного процесса

Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс).

Процесс - разворачивающаяся во времени последовательность состояний, событий и явлений.

Процесс воспитания - это разворачивающийся во времени процесс взаимодействия воспитуемого и воспитателя, в ходе которого реализуются цели воспитания.

К особенностям воспитательного процесса можно отнести:

1. Целенаправленность (цель учителя равна цели ученика) - сотрудничество, взаимодействие.

2. Многофакторность (семья, друзья, школа, СМИ, ТВ)

3. Непрерывность - воспитание - не отдельный процесс

4. Многогранность (соответствие потребности личности той деятельности, которую дают. Соотношение между той деятельностью, которую предлагают и в которой он живёт).

5. Длительность.

Другие файлы:

Руководство воспитательным процессом в образовательном учреждении
Сущность и особенности организации воспитательного процесса в системе образовательного учреждения. Проблемы организации и руководства воспитательной с...

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе
Состояние методической службы в дошкольном образовательном учреждении. Руководство методической работой в условиях личностно-ориентированного подхода....

Управление персоналом в образовательном учреждении на примере МБДОУ "Детский сад "Родничок"
Раскрытие сущности системы управления персоналом, определение направлений работы с персоналом организации. Методы оценки эффективности управления рабо...

Здоровьесбережение в дошкольном образовательном учреждении
Место здоровьесберегающих технологий в образовательной среде дошкольного образовательного учреждения. Общие вопросы управления процессом здоровьесбере...

Дошкольное образовательное учреждение
Особенности правового регулирования сферы дошкольного образования. Основные направления работы по реализации прав ребёнка в дошкольном образовательном...