Деловая игра как форма организации методической работы в ДОУ
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет
им. Н.Г. Чернышевского
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Деловая игра как форма организации методической работы в ДОУ
Исполнитель: Федотова Марина Аркадьевна
Научный руководитель: Додонова Г.А.
Чита, 2012г.
Оглавление
- Введение
- Глава I. Психолого-педагогические основы организации методической работы в ДОУ
- 1.1 Понятие и сущность методической работы в ДОУ
- 1.2 Формы организации методической работы с педагогическим коллективом
- Глава II. Психолого-педагогические подходы к деловой игре как форме организации методической работы в ДОУ
- 2.1 Понятие "деловая игра" в психолого-педагогической литературе
- 2.2 Методика организации деловых игр в методической работе ДОУ
- Глава III. Деловая игра как форма организации методической работы в ДОУ
- 3.1 Диагностика деловой игры как формы методической работы
- 3.2 Деловая игра как форма организации методической работы в ДОУ
- 3.3 Обсуждение результатов работы
- Приложения
Введение
Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя дошкольного образовательного учреждения на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. Для успешного достижения целей в деятельности образовательного учреждения необходимы разнообразные материальные ресурсы и подготовленный персонал, а также стремление самих педагогов работать эффективно. За последние годы в результате внедрения в работу воспитателей достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта возникло немало новых эффективных форм и методов повышения профессионального мастерства педагогов. Как следствие, возросли требования к организации методической работы в ДОУ, которая, в свою очередь, должна быть направлена на совершенствование всей работы с детьми в соответствии с современными требованиями к повышению качества образования.
Для активизации деятельности педагогического коллектива при подготовке к очередному методическому мероприятию, для привлечения их интереса к тематике предстоящего события старшему воспитателю важно знать основные методы и формы активизации педагогов. Все методы активизации педагогов могут быть использованы изолированно в соответствии с темой и задачами проводимого методического мероприятия. Но не менее интересно и эффективно сочетание разнообразных методов активизации в разных вариантах.
Одна из основных функций заместителя заведующего по воспитательно-образовательной работе - оказание помощи воспитателям и специалистам детского сада в организации педагогического процесса, обучение, ознакомление с новыми формами и методами работы с детьми.
деловая игра дошкольное образовательное
Известно, что методическая работа - это часть системы непрерывного образования педагогов ДОУ. Целями методической работы являются освоение наиболее рациональных методов и приёмов воспитания и обучения детей; повышение методической подготовленности педагогов к организации процесса воспитания и обучения дошкольников; обмен опытом между членами педагогического коллектива, выявление и пропаганда актуального педагогического опыта. Методическая работа ориентирована на достижение и поддержание высокого качества воспитательно-образовательной работы в детском саду.
Методическая работа в детском саду постоянно обновляется: большое значение придаётся оказанию разнообразной помощи педагогам, привлечению внимания к их опыту работы, внедряются новые технологии методической работы в дошкольном учреждении.
Практика показывает, что изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы, пронизывающей содержание и все ее формы и методы. Значение педагогического опыта трудно переоценить, он обучает, воспитывает, развивает педагогов. Будучи по существу теснейшем образом связан с прогрессивными идеями педагогики и психологии, основанный на достижениях и закономерностях науки, этот опыт служит наиболее надежным проводником передовых идей и технологий в практику ДОУ.
Традиционные формы методической работы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утратили значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Все шире используется непосредственное вовлечение педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших обобщенное название активные методы обучения.
Являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими способностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами игры.
Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры.
Вопросы использования деловых игр в практике работы организаций изучены в работах Г.С. Абрамовой, О.С. Анисимова, Я.М. Бельчикова, М.М. Биррштейна, Н.Д. Слободиной и др.
Проблема использования деловых игр в методической работе ДОУ освещена в работах Л.М. Волобуевой, Т.А. Голициной, К.Ю. Белой, В.И. Лях и др. Однако в практике работы ДОУ деловые игры, как форма работы используются недостаточно. Это на наш взгляд, связано с недостаточным знанием методистами методики проведения деловых игр, умением разрабатывать деловые игры применительно к проблеме, над которой работает ДОУ.
Целью работы является рассмотрение вопроса организации и проведения деловых игр в методической работе ДОУ.
Объект исследования: методическая работа в ДОУ.
Предмет исследования: методика организации и проведение деловых игр в методической работе ДОУ.
Гипотеза исследования: известно, что методическая работа в ДОУ является системой повышения квалификации педагогов ДОУ, можно предположить, что использование деловых игр сделает эту работу эффективнее, если
включать деловые игры в проведение педагогического Совета;
проводить практические занятия в форме деловых игр.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить степень разработанности проблемы в психолого-педагогической литературе;
2. Определить понятие "деловая игра" в литературе;
3. Рассмотреть деловую игру с позиции активного метода повышения квалификации педагогов ДОУ;
4. Раскрыть методику организации и проведения деловой игры в дошкольном образовательном учреждении;
5. Осуществить подбор и провести диагностику эффективности проведения деловых игр в ДОУ;
6. Разработать систему повышения квалификации педагогов с применением деловых игр;
7. Оценить эффективность данной работы.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, реферирование.
Эмпирические: анкетирование (исследование микроклимата и общения при проведении игры), метод эмоционально-цветовой аналогии, беседа.
Статистические: количественно-качественный анализ результатов диагностики.
Методология исследования. Основой проведенного исследования явились системный, личностный и культурно-исторический подходы, а также принципы системности, развития, единства внешнего и внутреннего, основополагающие труды отечественных психологов по проблеме профессионального развития личности и деятельности в психологии (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.И. Берг, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.А. Крылов, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик. B. C. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) и зарубежных ученых (У. Джеймс, Р. Мейли, Дж. Райанс, Д. Фонтана и др.).
Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть полезны воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам-психологам, родителям, студентам дошкольных специальностей, так как в них представлены теоретические и методические аспекты повышения квалификации воспитателей ДОУ средствами деловых игр.
Глава I. Психолого-педагогические основы организации методической работы в ДОУ
1.1 Понятие и сущность методической работы в ДОУ
М.М. Поташник методическую деятельность определяет как деятельность по обобщению и распространению педагогического опыта. "Под методической работой в школе мы понимаем целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений учителей, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на...
Деловая игра как форма организации урока информатики
Урок как форма организации учебного процесса в школе. Методические особенности организации и проведения уроков информатики. История происхождения и ра...
Деловая игра в обучении
Деловая игра как один из методов обучения старшеклассников, история ее возникновения. Психолого-педагогические принципы, признаки, типы и структура де...
Организации методической работы в школе
Основы организации методической работы в школе. Механизм обсуждения современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической наук...
Инновационные технологии методической работы в образовательном учреждении
Понятие и сущность инноваций в образовании. Особенности методической работы в дошкольном образовательном учреждении. Модель организации методической р...
Организация методической работы на примере политехнического техникума
Характеристика сущности, методов и форм методической работы. Инновационные аспекты в методической работе. Опыт преподавателя экономических дисциплин в...