Графические работы на уроках стереометрии в средней школе
Краткое сожержание материала:
64
- Оглавление
- Введение 3
- Глава 1. Проявление пространственного мышления в учебной деятельности 5
- 1.1. Модель формирования пространственного образа 7
- 1.1.1. Внимание 8
- 1.1.2. Психологические особенности пространственного мышления 9
- 1.2. Особенности пространственного образа 11
- Глава 2. Основные показатели и условия развития пространственного мышления, формируемого на графической основе 14
- 2.1. Типы оперирования пространственными образами 15
- 2.2. Широта оперирования геометрическим образом и полнота образа 17
- 2.3. Использование разных систем отсчета при оперировании пространственными образами 21
- Глава 3. Зависимость структуры пространственного образа от его функций в решении графических задач 23
- Глава 4. Методика работы с геометрическими образами 27
- 4.1. Задания на создание геометрических образов 27
- 4.1.1. Задания на перевод словесных данных задачи в графический образ 27
- 4.1.2. Задания на выделение существенных признаков геометрических понятий, их актуализацию 28
- 4.1.3. Задания на вычленение фигуры из состава других фигур чертежа 29
- 4.1.4. Задания на сравнение фигур чертежа 30
- 4.1.5. Задания на построение недостающих фигур чертежа в ходе решения задачи 32
- 4.1.6. Задания на рассмотрение фигур чертежа с разных точек зрения 33
- 4.2. Задания на оперирование геометрическими образами 36
- 4.2.1. Задания на мысленное видоизменение пространственного положения исходного образа 37
- 4.2.2. Задания на мысленное видоизменение структуры геометрического образа 38
- 4.2.3. Задания на мысленное изменение пространственного положения и структуры геометрического образа 39
- Глава 5. Дидактические материалы по теме «Параллельность в пространстве» 41
- 5.1. Уроки изучения нового материала 43
- 5.2. Уроки применения знаний, умений и навыков 47
- 5.3. Уроки проверки знаний, умений и навыков 57
- Заключение 60
- Библиографический список 61
Введение
Очень многие «беды» начинающих изучать стереометрию про-исходят от неумения сделать правильный и удобный («конст-руктивный» для решения задачи) рисунок, или чертеж (мы не различаем эти понятия). Часто учащиеся не понимают, как пространственные фигуры изобразить на плоскости, правильно оперировать ими, так как чертеж несет в себе смысловую нагрузку, не понятную школьникам. Наглядные и правильно выполненные чертежи обладают определенной спецификой изображения на них пространственных фигур, и очень важно овладеть этой спецификой изображать верно и наглядно пространственные фигуры. Поэтому изучение проблемы изображения геометрических фигур актуально и необходимо для развития образного мышления школьников.
Образное мышление в математике реализуется через создание (построение) образов геометрических объектов, оперирование ими при усвоении знаний, решении задач. В этом процессе особое значение имеет ориентация в пространстве. Поэтому в математике образное мышление выступает прежде всего, как пространственное, интегрирующее в себе проективные и метрические представления о геометрических объектах (их свойствах и отношениях). Пространственное мышление обеспечивает взаимопереход от двух- к трехмерным образам и обратно, а также произвольное изменение точки отсчета.
Целью работы является изучение влияния графических работ на развитие образного мышления школьника.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1. изучить теоретический материал, освещающий психологические закономерности создания образов, оперирования ими при решении задач;
2. изучить типы оперирования образами, отражающие разные уровни развития математического мышления;
3. составить типологию заданий на чтение (восприятие) геометрического чертежа, его преобразование, свободное конструирование;
4. разработать дидактический материал по одной из тем курса стереометрии, направленный на формирование различных способов создания образов и оперирования ими.
Глава 1. Проявление пространственного мышления в учебной деятельности
Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения различных практических и теоретических задач.
Особенности пространственного мышления ярко выступают в процессе решения графических задач, где вычленение пространственных соотношений, их преобразование осуществляется на основе условных изображений (рисунков, чертежей и т.п.). В процессе деятельности человек выделяет пространственные соотношения в воспринимаемом пространстве, отражает их в представлениях или понятиях. Но ему нередко приходится не только их фиксировать и соответственно регулировать свою деятельность, но и прогнозировать новые соотношения, ранее невоспринимаемые. На основе чувственного познания заданных пространственных соотношений с помощью сложной системы умственных действий человек создает новые пространственные образы и выражает их в словесной или графической форме. Это достигается специальной деятельностью представливания Термин «представливание» был введен Б. М. Тепловым для описания сложной интеллектуальной деятельности по созданию образов и оперированию ими. В дальнейшем он стал широко использоваться для обозначения процесса преднамеренного, произвольного воспроизведения образа и мысленного оперирования им при решении графических задач., обеспечивающей восприятие заданных пространственных соотношений, их мысленную переработку и создание на основе новых пространственных образов.
Деятельность представливания есть основной механизм пространственного мышления. Его содержанием является оперирование образами, их преобразование, причем нередко длительное и многократное. В этот процесс вовлекаются образы, возникающие на различной графической основе, поэтому в пространственном мышлении происходит постоянное перекодирование образов, т.е. переход от пространственных образов реальных объектов к их условно-графическим изображениям; от трехмерных изображений к двухмерным и обратно.
Пространственное мышление в своей наиболее развитой форме оперирует образами, содержанием которых является воспроизведение и преобразование пространственных свойств и отношений объектов: их формы, величины, взаимного расположения частей. Под пространственными соотношениями понимаются соотношения между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов. Они выражаются понятиями о направлении (вперед-назад, вверх-вниз, налево-направо), о расстояниях (близко-далеко), об их отношениях (ближе-дальше), о местоположении (в середине), о протяженности объектов пространства (высокий-низкий, длинный-короткий) и т.п.
Пространственное мышление в своих наиболее развитых формах проявляется в процессе решения графических задач, где происходит создание образов и оперирование ими.
При чтении и построении чертежа необходимо менять единую зрительную позицию и рассматривать объект с разных точек зрения. Здесь происходит «преобразование» образов сразу и одновременно в трех разных направлениях при переходе:
· от реального объекта к его условно - графическому изображению;
· от трехмерных изображений к двумерным и обратно;
· от фиксированной «в себе» точки отсчета к другим системам отсчета, произвольной их смене.
Пространственное мышление, обладая всеми характерными особенностями образного мышления, имеет свои специфические черты, что связано с содержанием самих образов, условиями их создания и оперирования ими. Основной оперативной единицей пространственного мышления являются пространственные образы, в которых отражаются пространственные образы и отношения. Пространственное мышление в своих наиболее развитых формах формируется на графической основе, поэтому ведущими образами являются для него зрительные образы. Переход от одних зрительных образов к другим постоянно наблюдается при решении тех задач, где используются разнотипные графические изображения. На их основе возникают не только отдельные образы, адекватные каждому изображению, но и их целостная система. Умение мыслить в системе этих образов и характеризует пространственное мышление.
1.1. Модель формирования пространственного образа
Первым шагом на любом этапе познания, в том числе и при формировании представлений, является восприятие, «живое созерцание» определённой визуальной информации, например, чертежа, схемы, модели, рисунка и т.п. Для того чтобы сделать его действенным, необходимо не просто смотреть на предлагаемые для восприятия зрительные образы, а видеть заложенную в них информацию, то есть осуществлять анализ визуальной информации.
Анализ визуальной информации начинается с создания общей структуры информационного сообщения, заложенного в данном зрительном образе (модели, рисунке, чертеже, схеме и пр.)...
Начала систематического курса стереометрии в средней школе
Методическая схема изучения теорем и их доказательства на примере признака параллельности прямой и плоскости. Сущность аксиом стереометрии, их роль пр...
Результативность использования аутентичных материалов при формировании произносительных навыков на уроках иностранного языка в средней школе
Использование аутентичных материалов при формировании произносительных навыков на уроках иностранного языка в средней школе. Иноязычное произношение и...
Изучение Орхидных как объекта охраны на уроках биологии в средней школе
Эколого-биологический анализ ценопопуляции Cypripedium calсeolus Lindl, фитоценология и популяционные характеристики. Использование семейства Орхидных...
Изучение взаимосвязи национальных литератур на уроках литературы в средней школе (Шекспир и Цветаева)
Аспекты изучения взаимосвязи национальных литератур. Актуальность изучения творчества Шекспира на уроках литературы в средней школе. Образ Гамлета в д...
Использование краеведческих материалов в процессе преподавания экологии в средней школе
Анализ теоретических вопросов школьного краеведения и характеристика основных методов и форм осуществления краеведческого подхода в преподавании эколо...