Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Воспитательные идеи Римской империи

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Общие сведения о духовном воспитании в Древнем Риме: в семье и школах. Характер обучения в первых христианских общинах и значение религии для образования в период поздней империи. Организация теологических школ для обучения детей основам богословия.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЕВЕРНЫЙ МЕЖДУНАРОДНЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра педагогики

КУРСОВАЯ РАБОТА

Воспитательные идеи Римской империи

Выполнил: студент V курса

факультета ЕНиМ гр. Б - 11

Проверила: к.п.н., доцент

кафедры педагогики

МАГАДАН 2006

Оглавление

Введение

Глава 1. Воспитание в дохристианский период

1.1 Общие сведения о воспитании в Древнем Риме

1.2 Воспитание в семье

1.3 Воспитание в римских школах

Глава 2. Воспитание в раннехристианский период

2.1 Характер воспитания в первых христианских общинах

2.2 Школы в первые века христианства

2.3 Значение христианства для воспитания в период поздней империи

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления важнейших воспитательных идей Римской империи, а также роли христианской религии в воспитании, как наиболее совершенной основы образовательного процесса. За последние годы проблеме данного исследования был посвящен ряд крупных трудов многих авторов. Возвращаясь к истории, нами была предпринята попытка, выявить важнейшие идеи воспитания и закономерности их формирования и развития. Историческое развитие Рима, как одной из первых педагогических цивилизаций, может послужить моделью для понимания подчас сложного процесса смены ценностей в культуре и в воспитании в частности. Анализируя подобную модель, прослеживается аналогия исторических ситуаций на закате Римской империи и на постсоветском пространстве. Причины перехода от языческого воспитания к христианскому, в римском обществе и возвращение православной идеи в российскую культуру после перестройки имели общие закономерности и были обусловлены одинаковыми потребностями общества, хотя и были разделены многовековым периодом. Опираясь на наследие истории можно правильно аргументировать христианские преобразования в наше время, а в некоторых случаях и предвидеть возможные изменения в ходе этого процесса. Теоретический анализ литературы показал наличие значительного объема материала по проблеме исследования. В данной работе использована как специальная литература по истории педагогики, так и материалы по истории, культурологии и философии. Основными материалами можно считать очерки Модзалевского А. Н. "Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен" и Поля Гиро "Быт и нравы Древних римлян", в которых наиболее полно отражены исторические моменты формирования и развития римского воспитания. При написании работы также использована учебная литература. Несмотря на краткость изложения материала и наличие небольших погрешностей в изложении последовательности исторических событий, учебники по истории педагогики и культурологии содержат массу материала для более простого понимания общих закономерностей и принципов развития воспитания, имеющих большое значение для систематизации и структуирования работы. Прекрасными по содержанию являются учебные пособия: Егорова С. Ф. И др. "Введение в историю дошкольной педагогики", где великолепно освещен вопрос о воспитании в раннехристианский период; под редакцией З. И. Васильевой "История образования и педагогической мысли в России и за рубежом", где кратко и логично изложены педагогические идеи римского оратора Марка Фабия Квинтилиана; Джуринского А. Н. "История педагогики древнего и средневекового мира", а также Гриненко Г. В., Богуславского М. В., Воскресенской Н. О. и других. В работе также использованы материалы периодических изданий.

Проблема данного исследования заключается в сложности выявления закономерностей развития воспитательного процесса в Римской империи.

Предметом исследования данной работы является история педагогики Римской империи, освещающая две сменяющие друг друга эпохи образования и воспитания.

Объектом исследования являются римское воспитание, как многогранный и изменявшийся во времени процесс.

Целью исследования является выявление важнейших воспитательных идей в истории Рима и их дальнейшее изменение в ходе исторического процесса.

Задачи исследования: 1) сбор материала по проблеме исследования, его структуирование и систематизация; 2) раскрытие сущности образования и воспитания в Римской империи и характеристика его основных идей и категорий; 3) показать значение христианской религии в воспитании и образовании римского общества.

Методы исследования: метод структурного анализа, библиографический метод, методы сравнения, обобщения и систематизации, реферирование, цитирование.

Теоретической основой исследования является процесс становления, развития и упадка римской империи, охвативший многовековой период и находящийся под непосредственным культурным влиянием народов входивших в ее состав.

Практическая значимость курсовой работы достигается возможностью использования ее выводов и результатов данного исследования в ходе изучения культурологии и истории педагогики в ВУЗе. В связи с сегодняшнем положением в образовании, работа может быть применена для понимания важности духовного и, в частности, христианского воспитания школьников.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

духовный христианский религия воспитание

Глава 1. Воспитание в дохристианский период

1.1 Общие сведения о воспитании в Древнем Риме

После завоевания Римом Греции произошел совершенный переворот и в жизни, и в воспитании римлян, несмотря на то, что греческая образованность после Александра Великого значительно пала. Со II веке до н. э. на организацию школьного обучения в Риме нарастающее влияние оказала традиция эллинистических центров Античного мира (Петрова Н. Г., 1995, с. 2). По мнению Модзалевского, это время, предшествовавшее эпохе римского владычества, было временем "…промышленного развития и ученых занятий по преимуществу. Это был один из тех периодов жизни народов, когда все стремления общества направляются на предметы, полезные и употребительные в материальной жизни, а ум, утратив понимание истинно высокого и доброго, находит для себя удовольствие в чтении и чувствует потребность разнообразить утонченные чувственные наслаждения умственными занятиями и научных дилетантизмом. В такую эпоху могут процветать только те из наук и научных занятий, которые имеют прямое применение в практической жизни: математика, механика, физика, медицина. Собирание и объяснение материалов или бесплодное мудрствование занимают место истинно научной деятельности, основывающейся на одушевлении; все чисто умственное лишается своего внутреннего содержания и падает в той же мере, в какой возвышаются утилитарные науки. Изнеженный ум человека бывает слишком бессилен, слишком предан чувственности и далек от естественности, чтобы любить истинное и прекрасное только для них самих. В подобные эпохи искусство и наука делаются только средствами для внешних, материальных целей и, как рабыни, служат роскоши, промышленности и развлечениям. А таков был весь быт, все умственное направление греков в названную эпоху, придавшее особенный характер тогдашней греческой, или, точнее, александрийской образованности. Правда, успехи реальных наук составляют самую светлую, самую важную для позднейших поколений сторону александрийской образованности, тем более, что именно около этого времени познакомились с ней римляне" [Модзалевский Л. Н., 2000, с. 133].

Как пишет Андреева И. Н. и др. "В противоположность грекам, народу созерцательно-умственных интересов и художественного чутья, римляне не имели особых склонностей ни к наукам, ни к красоте. Римляне отличались большом практичностью, занимались земледелием, постоянно держали наготове меч, чтобы отстаивать свою самостоятельность, поэтому до знакомства с эллинской культурой у них если и были начальные школы, но такой широкой потребности в образовании, какая существовала у греков, не было. Впоследствии, под влиянием новых условий жизни и знакомства с греческой образованностью, эта потребность развилась и приобрела практический характер. Становление философской мысли, в недрах которой развивались педагогические идеи, происходило под сильным и непрерывным влиянием Эллинской традиции. От этой традиции отталкивались ее критики и сторонники" [Андреева И. Н. и др., 2001, с. 49-50].

Одним из первых представителей римского просвещения явился Катон Старший (234 -149 гг. до н. э.). Будучи эллинофобом, он, тем не менее, опирался на греческие каноны при составлении римской риторики. Катон особенно настаивал на консервации римской традиции домашнего воспитания. Сам Катон обучал своего сына грамоте, законам, гимнастике. Хотя Катон владел образованным рабом, которому можно было поручить обучение сына, он не прибег к его услугам (Джуринский, 1999, с. 71).

Традиции римского и греческого воспитания отразились во взглядах мыслителя и политика Цицерона (106 - 43 гг. до н. э.). "Под влиянием философской греческой традиции Цицерон рассматривал душевную жизнь человека как сложный поток меняющихся состояний. Человека толкают к гибели вспыльчивость, жадность, похоть, помутнение разума. Но есть силы, которые дают надежду не дать погибнуть человеку. Это его всепобеждающий разум и чувство благоразумия. Поощрить развитие таких сил может прежде всего семья, полагал Цицерон" (Джуринский, 1999,с. 72).

Другие файлы:

Падение Западной Римской империи
Полоса тяжелого политического кризиса в римской империи IV в. Варваризация и процесс распада империи. Битва на Каталаунских полях. Рим под властью Риц...

Общественный и государственный строй Рима в период империи. Причины падения Римской империи
Основные черты общественного и государственного строя Римской рабовладельческой республики. Предпосылки перехода от Римской республики к империи. Пери...

Христианство и Митраизм в римской империи
Религиозная ситуация в Римской империи, история ее зарождения и развития, характер отношений между различными религиозными течениями. Разнообразие рим...

История упадка и крушения Римской Империи.
М.: 2002. - 704 с. "История упадка и крушения Римской империи" Э. Гиббсна - самая знаменитая книга по истории позднего Рима. Она до с...

Варвары и Рим
Военные столкновения Римской империи и варваров, переселенческая политика императоров по отношению к ним. Влияние христианизации на взаимоотношения Ри...