Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Банковское дело

Конкурентоспособность страхового рынка Украины в современных условиях

Тип: контрольная работа
Категория: Банковское дело
Скачать
Купить
Изучение показателей конкурентоспособности страхового рынка. Установление границ рынка для определенных услуг и товаров в географическом аспекте. Расчет степени открытости и монополизации страхового рынка Украины; критерии барьеров входа и выхода на него.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАХОВОГО РЫНКА УКРАИНЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1. Границы рынка страховых услуг

2. Плотность страховщиков

3. Степень монополизации

4. Конкурентоспособность

5. Интегрированная оценка конкурентоспособности

6. Барьеры входа и выхода

7. Граница капитализации

ВЫВОДЫ

ИСПОЛЬЗОВАНЫ ИСТОЧНИКИ

конкурентоспособность рынок страховой монополизация

ВВЕДЕНИЕ

Тема контрольной работы "Конкурентоспособность страхового рынка Украины в современных условиях" по дисциплине "Страхование".

Развитие страхования как вида бизнеса свидетельствует о рыночности экономики нашего государства. Рыночная конкуренция жизненно необходима для всей экономической системы, поскольку гарантирует, что товары будут продаваться потребителю по цене, качеству и в количестве, отвечающим спросу и предложению. Однако это свободное движение в экономике ограничивается, когда таких компаний мало и имеет место сговор между ними, сопровождающийся коррупцией со стороны официальных лиц.

Современное состояние страхового рынка Украины свидетельствует о том, что страхование в функционировании финансовой системы не в должной степени выполняет свою роль. Например, по расчетам, доля страховых платежей по личному страхованию в Украине составляет всего 4--5%, в то время как в Западной Европе и США этот вид услуг занимает около 60%, в Японии -- 80%, в Великобритании -- 70%, в мире в среднем -- 58,3%. Общий объем страховых услуг на рынке Украины в последнее десятилетие по собранным премиям составлял 0,06% мировых объемов и был меньше в 400 раз по сравнению с США, в 60 раз -- с Германией, в 50 раз -- с Францией, в 15 раз -- с Россией.

На украинском рынке одни предприниматели, эксперты и чиновники считают, что количество страховщиков большое. Другие -- наоборот, ведь чем больше внутри страны конкурентоспособных страховых организаций, тем выше уровень страховых предложений и качество страховых услуг. Это актуально не только для Украины. В связи с этим появляются новые вопросы:

-- как далеко зайдет консолидация или либерализация страхового рынка Украины, и когда это закончится?

-- есть ли некий индикатор "естественного уровня" конкуренции и структуры рынка?

-- какое количество компаний осталось бы в результате либерализации и со сколькими компаниями пришлось бы иметь дело украинскому регулятору?

Это тот неполный перечень вопросов, требующих ответа, для чего оценивание конкурентного состояния страхового рынка и его динамики должно быть адекватным.

Большинство специалистов рассматривают конкурентоспособность в региональном аспекте как главный элемент конкуренции, характеризующий наличие или отсутствие определенных экономических преимуществ для развития и получения прибыли, определяемой как способность в течение длительного времени продуцировать товары и услуги, а также обеспечивать стабильный рост доходов в регионе. Первый в мире доклад на эту тему был обнародован в 1972 г. в Давосе (Швейцария), где ежегодно проходит Всемирный экономический форум. В нашей работе мы не будем касаться вопросов в таком аспекте, поэтому рассмотрим конкурентоспособность как элемент конкуренции для оценки страхового рынка.

Вопрос комплексной оценки уровня конкурентоспособности на страховом рынке Украины новый и недостаточно исследованный. Анализу и разработке отдельных аспектов этой научной проблемы посвящены труды таких ученых, как Г. Ф. Азаренков, Л. В. Нечипорук, специалистов финансового сектора Всемирного банка, в частности К. Торборна и др. Не умаляя значимости результатов исследований, можно констатировать отсутствие общепринятого подхода и соответствующих разработок для страхового рынка Украины. Для внедрения эффективной стратегии взаимодействия на рынке страховых услуг, а также с целью законодательного и макроэкономического регулирования необходимо разработать современные методы оценки конкурентоспособности страхового рынка.

К сожалению, приходится констатировать, что бессистемность действий Антимонопольного комитета Украины в области страхования, отсутствие мониторинга рынка отрицательно сказываются на деятельности страховщиков. Такая ситуация присуща не только страхованию, но и всему финансовому сектору. Например, в годовых отчетах названного органа нельзя найти ни слова "страхование", ни данных о рынках финансовых услуг в Украине.

Цель нашего исследования -- обосновать теоретико-методологические принципы и разработать комплексную систему оценки конкурентоспособности страхового рынка в современных условиях для постоянного мониторинга, прогнозирования и предоставления практических рекомендаций.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАХОВОГО РЫНКА УКРАИНЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Показатели конкурентоспособности страхового рынка

Изучение подходов разных авторов, обобщение опыта оценки конкурентоспособности страховых компаний в зарубежных странах и критическое переосмысление этого позволили разработать и предложить собственную методологию оценки конкурентного состояния рынка страховых услуг с целью ее применения в Украине. Конкурентоспособность страхового рынка можно исследовать с помощью системы количественных оценок и критериев, которые должны включать следующие подходы:

-- анализ границ рынка страховых услуг;

-- изучение плотности страховщиков на рынке;

-- анализ открытости рынка страховых услуг, или соотношение экспорта и импорта;

-- исследование емкости страхового рынка;

-- анализ степени монополизации страхового рынка;

-- анализ конкурентоспособности страхового рынка;

-- оценка интегральной конкурентоспособности;

-- выявление барьеров входа и выхода на страховой рынок;

-- определение границ капитализации страховщиков.

Последовательно и детально рассмотрим все названные подходы, а также применим количественные оценки для изучения состояния страхового рынка Украины в современных условиях.

1. Границы рынка страховых услуг

Прежде всего необходимо установить границы рынка для определенной услуги или товара в географическом аспекте. Например, для большинства страховых услуг и товаров страховой рынок Украины можно считать внутренним, то есть общенациональным. Поэтому местом формирования предложения страховой услуги для отечественных потребителей является Украина.

Если рассматривать страховщиков Украины исходя из территориального деления, то приведенные данные свидетельствуют, что за последние годы основная масса страховых премий собирается страховщиками Киевского региона, Харьковской, Днепропетровской и Донецкой областей. Остальные регионы составляют маленький процент от общей суммы собранных премий (табл. 1). Таким образом, в страховой области все регионы, кроме указанных выше, фактически относятся к категории неразвитых.

Таблица 1 Структура страхового рынка по регионам Украины

Регион и области

Процент от общей суммы страховых премий

Киевская область и Киев

50

Харьковская область

20

Донецкая область

13

Днепропетровская область

6

Другие регионы

11

2. Плотность страховщиков

Главным качественным признаком конкуренции является наличие у потребителя страховых услуг широкого выбора тех, кто их предоставляет, а также большого круга страховых продуктов, предлагаемых страховщиками. Следовательно, целесообразно определять показатель плотности страховщиков на рынке. Под ним мы понимаем отношение количества страховщиков в стране к численности ее населения. С этих позиций в Украине, по сравнению с Европой, пока наблюдается невысокая плотность страховщиков на рынке. Продемонстрируем это на фактических цифрах и сравним со странами -- лидерами страхования. Например, в США работает приблизительно 10000 страховых компаний, в Великобритании -- приблизительно 850, во Франции -- приблизительно 480, в Германии -- приблизительно 630 компаний (регулируются федеральными органами контроля), в Японии -- 48, в Китае - 109, в Казахстане -- 41, в России -- приблизительно 800, в Украине -- около 450 компаний. Рассчитаем плотность компаний на страховом рынке:

р = n:nнас, (1)

где р -- плотность компаний;

n -- количество страховщиков;

nнас -- численность населения.

Получаем следующие средние значения плотности:

США -- 1:28000,

Великобрит...

Другие файлы:

Развитие страхового рынка Украины и Крыма
Сущность страхового рынка. Понятие, место, функции страхового рынка. Организационная структура страхового рынка. Анализ современного состояния страхов...

Экономическая сущность и содержание страхового рынка в условиях рыночных отношений
Место страхового рынка в финансовой системе. Анализ состояния российского страхового рынка. Государственное регулирование страхового рынка России в ус...

Страховой рынок Российской Федерации
Понятие страхового рынка и условия его существования. Структура страхового рынка и его виды. Внутреннее содержание и внешнее окружение страхового рынк...

Перспективы развития страхового рынка России
Теоретические аспекты организации страхования в Российской Федерации. Анализ динамики и структуры рынка страхования России в 2010-2012 гг. Перспективы...

Деятельность страховых организаций в условиях перехода к рынку
Страховой рынок. Система экономических отношений страховщиков и перестраховщиков. Институциональная структура страхового рынка Украины. Экономические...