Нарушения речевого этикета в глобальной сети Интернет
Краткое сожержание материала:
Размещено на http:///
СОДЕРЖАНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- РАЗДЕЛ I. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ: ИСТОРИЯ, ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ, ПРАВИЛА И НОРМЫ
- 1.1 История возникновения речевого этикета
- 1.2 Основа речевого этикета и факторы, определяющие его формирование
- 1.3 Правила и нормы речевого этикета в начале общения: обращение, приветствие
- 1.4 Правила и нормы речевого этикета в процессе общения: формулы вежливости и взаимопонимания
- 1.4.1 Вежливость и взаимопонимание
- 1.4.2 Речевые дистанции и табу
- 1.5 Правила и нормы речевого этикета в конце общения: прощание, резюмирование
- РАЗДЕЛ II. ИНТЕРНЕТ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ВИДЫ ОБЩЕНИЯ, СРАВНЕНИЕ, ПРАВИЛА, НАРУШЕНИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
- 2.1 Интернет: происхождение, преимущества, недостатки
- 2.2 Возникновение понятия речевого Интернет-этикета, правила, виды нарушений
- 2.3 Виды общения в сети Интернет, нарушение правил речевого этикета на примере сообщений пользователей социальной сети и форума
- 2.3.1 Нарушение правил речевого этикета пользователями социальной сети на примере ресурса «Вконтакте»
- 2.3.2 Нарушение правил речевого этикета пользователями форума, на примере ресурса «4pda.ru»
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в мире существует довольно много средств, форм и способов общения, и немалая часть из них так или иначе связана с современными техническими возможностями, которые, в частности, представлены использованием глобальной компьютерной сети - Интернет (Internet).
Это в первую очередь связано с тем, что человечество за последнее столетие совершило огромный скачок в развитии науки и техники, что открыло новые просторы для деятельности человека. Так, возникновение и развитие цифровых и компьютерных технологий, а впоследствии массовое распространение персональных компьютеров открыли новый вид взаимодействия «человек-компьютер», а развитие сети Интернет к взаимодействию «человек-компьютер» добавило возможность коммуникации «человек-компьютер-человек». Следует заметить, что Интернет развивается довольно стремительно. Так, на сегодняшний день Интернет имеет около 15 миллионов абонентов в более чем 150 странах мира, причем ежемесячно размер Сети увеличивается на 7-10 процентов. Быстро растет количество изданий, посвященных Сети, что предвещает широкое ее распространение даже в далеких от техники областях.
Интернет превращается в полноценный источник всевозможной полезной информации, а также становится основной формой виртуального общения.
Актуальность предлагаемого исследования обусловлена стремительным развитием технологий и Интернет коммуникаций, которые имеют важное влияние на формирование сознания людей.
Объектом исследования является популярная социальная сеть и форум.
Предметом исследования являются нарушения речевого этикета в глобальной сети Интернет. Целью данной работы является определение уровня речевого этикета в глобальной сети Интернет.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· изучить научные источники, описывающие и раскрывающие понятие речевого этикета, историю его развития;
· рассмотреть понятие речевого этикета в Интернете;
· проанализировать сообщения пользователей социальной сети и форума для определения количества нарушений речевого этикета;
· определить уровень речевого этикета в различных видах Интернет ресурсов;
Материалом исследования стали сообщения пользователей в социальной сети и форуме.
Структура курсовой работы включает введение, два раздела, заключение, список использованной литературы, приложение.
РАЗДЕЛ I. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ: ИСТОРИЯ, ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ, ПРАВИЛА И НОРМЫ
1.1 История возникновения речевого этикета
Возникновение этикета как такового, и речевого этикета в частности, прочно связывается с развитием государства как основной регулирующей и управляющей системы общества.
Со временем деятельность властных и общественных структур настолько формализуется и нормируется, различия разных социальных слоёв и групп проявляются настолько явно, что коммуникация в государстве и обществе перегружается огромным количеством несистематизированных норм и правил. Всё это ведёт к неразберихе и путанице. С этого момента огромное количество норм и правил начинает классифицироваться и систематизироваться. Можно считать именно эту точку в развитии государства и общества рождением системы норм и правил, регламентирующих и нормирующих поведение человека в обществе, т.е. этикета. А поскольку порядок поведения в обществе воспитывается с детства в каждом его члене семьей, школой, всей средой, то этикет становится частью моральных правил, изучаемых наукой этикой [3].
«Словарь определяет это понятие так: «этикет - совокупность норм и правил, отражающих представления о должном поведении и формализующих процесс коммуникации людей в обществе. Слово «этикет» впервые было употреблено в современном его значении на приеме при дворе короля Франции Людовика ХIV (1638-1715), когда гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться».
Вот здесь и проявляется та тенденция к систематизации норм и правил, о которой мы упоминали выше. Этикетки при дворе французского короля были одним из первых документов, закрепивших речевой этикет систему норм и правил общения.
Э.В. Арова в книге «Будьте добры» рассказывает, что древнейшие сведения об этикете содержатся уже в «Поучениях Кагемни фараону Снофри», которым около пяти тысяч лет [4].
Как видим, во всех вышеуказанных примерах речь идёт об общих правилах поведения и правила речевого поведения объединены, мы же будем вести разговор в основном о речевых правилах, т.е. о речевом этикете.
1.2 Основа речевого этикета и факторы, определяющие его формирование
Речевой этикет представляет собой широкую область стереотипов общения.
В процессе воспитания человек, становясь личностью и все более совершенно овладевая языком, познает и этические нормы взаимоотношений с окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает культурой общения. Но для этого надо ориентироваться в ситуации общения, строить текст в соответствии со стилистическими нормами, владеть устными и письменными формами общения, а еще и владеть всей гаммой невербальных средств коммуникации, о которых речь впереди.
В каждом обществе этикет постепенно развивался как система правил поведения, система разрешений и запретов, организующих в целом морально-нравственные нормы: оберегай младших, заботься о жене, уважай старших, будь добрым к окружающим, не обижай, не оскорбляй зависящих от тебя, будь трудолюбивым, совестливым - и т.д.
Л.А. Введенская в своей книге «Русский язык и культура речи» даёт следующее определение этикета: «Этикет представляет собой совокупность принятых правил, определяющих порядок какой-либо деятельности» [8].
Естественно, что этикет и речь связаны теснейше. Это описывает В. Е. Гольдин в книге «Речь и этикет». «Манера речи, стиль, разрешение или запрет говорить одно и не говорить другое, выбор языковых средств как помета своей принадлежности к среде - все это заметно в наших повседневных речевых проявлениях» [11].
Итак, речевой этикет: есть ли точное определение речевого этикета? Л. А. Введенская в своей книге «Русский язык и культура речи» даёт такое определение речевому этикету: «Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения» [10]. Н. И. Формановская дает такое определение: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности» [21].
Какие же факторы определяют формирование речевого этикета и его использование? Л. А. Введенская так определяет эти факторы:
· Речевой этикет строится с учётом особенностей партнёров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера [10].
· Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это могут быть презентация, конференция, симпозиум, совещание, консультация, юбилей или другой праздник [15].
Основу речевого этикета составляют речевые формулы, характер которых зависит от особенностей общения. Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную часть. В связи с этим формулы речевого этикета разделяются на 3 основные группы:
· речевые формулы для начала общения
· речевые формулы применяемые в процессе общения
· речевые формулы для окончания общения.
Кроме того, речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. Особенностью русского языка является наличие в нём двух местоимений - «ты» и «вы», которые могут восприниматься как формы второго единственного числа. Выбор той или иной формы зависит от...
Информационные ресурсы глобальной сети Интернет
Понятие, развитие, формы организации Интернет. Сеть Интернет как информационный канал. Особенности средств массовой информации в глобальной сети, ее ф...
Речевой этикет урока
Основа и история возникновения речевого этикета, факторы, определяющие его формирование. Правила и нормы речевого этикета. Особенности при дистанционн...
Преимущества и проблемы глобальной сети Интернет
Понятие Глобальной сети Интернет и основные принципы ее формирования, этапы данного процесса и его современное состояние, оценка дальнейших перспектив...
Интернет как иерархия сетей. Протоколы, адресация, доменные имена, сервисы интернет
История возникновения глобальной компьютерной сети интернет. Компьютеры-серверы и компьютеры-клиенты. Провайдеры интернет и их сети. Доступ в интернет...
Структурно-семантические особенности выражения соболезнования в немецком языке
Речевой этикет и ритуал, их соотнесенность. Функции и внешняя типология речевого этикета. Группы и единицы речевого этикета и их употребление. Группа...