Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Этика и эстетика

Нарушения речевого этикета в глобальной сети Интернет

Тип: курсовая работа
Категория: Этика и эстетика
Скачать
Купить
Обзор истории возникновения речевого этикета и факторов, определяющих его формирование. Нормы, формулы вежливости и взаимопонимания. Речевые дистанции и табу. Виды общения в сети Интернет. Нарушение правил речевого этикета пользователями социальных сетей.
Краткое сожержание материала:

Размещено на http:///

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • РАЗДЕЛ I. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ: ИСТОРИЯ, ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ, ПРАВИЛА И НОРМЫ
    • 1.1 История возникновения речевого этикета
    • 1.2 Основа речевого этикета и факторы, определяющие его формирование
    • 1.3 Правила и нормы речевого этикета в начале общения: обращение, приветствие
    • 1.4 Правила и нормы речевого этикета в процессе общения: формулы вежливости и взаимопонимания
      • 1.4.1 Вежливость и взаимопонимание
      • 1.4.2 Речевые дистанции и табу
    • 1.5 Правила и нормы речевого этикета в конце общения: прощание, резюмирование
  • РАЗДЕЛ II. ИНТЕРНЕТ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ВИДЫ ОБЩЕНИЯ, СРАВНЕНИЕ, ПРАВИЛА, НАРУШЕНИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
    • 2.1 Интернет: происхождение, преимущества, недостатки
    • 2.2 Возникновение понятия речевого Интернет-этикета, правила, виды нарушений
    • 2.3 Виды общения в сети Интернет, нарушение правил речевого этикета на примере сообщений пользователей социальной сети и форума
      • 2.3.1 Нарушение правил речевого этикета пользователями социальной сети на примере ресурса «Вконтакте»
      • 2.3.2 Нарушение правил речевого этикета пользователями форума, на примере ресурса «4pda.ru»
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в мире существует довольно много средств, форм и способов общения, и немалая часть из них так или иначе связана с современными техническими возможностями, которые, в частности, представлены использованием глобальной компьютерной сети - Интернет (Internet).

Это в первую очередь связано с тем, что человечество за последнее столетие совершило огромный скачок в развитии науки и техники, что открыло новые просторы для деятельности человека. Так, возникновение и развитие цифровых и компьютерных технологий, а впоследствии массовое распространение персональных компьютеров открыли новый вид взаимодействия «человек-компьютер», а развитие сети Интернет к взаимодействию «человек-компьютер» добавило возможность коммуникации «человек-компьютер-человек». Следует заметить, что Интернет развивается довольно стремительно. Так, на сегодняшний день Интернет имеет около 15 миллионов абонентов в более чем 150 странах мира, причем ежемесячно размер Сети увеличивается на 7-10 процентов. Быстро растет количество изданий, посвященных Сети, что предвещает широкое ее распространение даже в далеких от техники областях.

Интернет превращается в полноценный источник всевозможной полезной информации, а также становится основной формой виртуального общения.

Актуальность предлагаемого исследования обусловлена стремительным развитием технологий и Интернет коммуникаций, которые имеют важное влияние на формирование сознания людей.

Объектом исследования является популярная социальная сеть и форум.

Предметом исследования являются нарушения речевого этикета в глобальной сети Интернет. Целью данной работы является определение уровня речевого этикета в глобальной сети Интернет.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· изучить научные источники, описывающие и раскрывающие понятие речевого этикета, историю его развития;

· рассмотреть понятие речевого этикета в Интернете;

· проанализировать сообщения пользователей социальной сети и форума для определения количества нарушений речевого этикета;

· определить уровень речевого этикета в различных видах Интернет ресурсов;

Материалом исследования стали сообщения пользователей в социальной сети и форуме.

Структура курсовой работы включает введение, два раздела, заключение, список использованной литературы, приложение.

РАЗДЕЛ I. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ: ИСТОРИЯ, ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ, ПРАВИЛА И НОРМЫ

1.1 История возникновения речевого этикета

Возникновение этикета как такового, и речевого этикета в частности, прочно связывается с развитием государства как основной регулирующей и управляющей системы общества.

Со временем деятельность властных и общественных структур настолько формализуется и нормируется, различия разных социальных слоёв и групп проявляются настолько явно, что коммуникация в государстве и обществе перегружается огромным количеством несистематизированных норм и правил. Всё это ведёт к неразберихе и путанице. С этого момента огромное количество норм и правил начинает классифицироваться и систематизироваться. Можно считать именно эту точку в развитии государства и общества рождением системы норм и правил, регламентирующих и нормирующих поведение человека в обществе, т.е. этикета. А поскольку порядок поведения в обществе воспитывается с детства в каждом его члене семьей, школой, всей средой, то этикет становится частью моральных правил, изучаемых наукой этикой [3].

«Словарь определяет это понятие так: «этикет - совокупность норм и правил, отражающих представления о должном поведении и формализующих процесс коммуникации людей в обществе. Слово «этикет» впервые было употреблено в современном его значении на приеме при дворе короля Франции Людовика ХIV (1638-1715), когда гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться».

Вот здесь и проявляется та тенденция к систематизации норм и правил, о которой мы упоминали выше. Этикетки при дворе французского короля были одним из первых документов, закрепивших речевой этикет систему норм и правил общения.

Э.В. Арова в книге «Будьте добры» рассказывает, что древнейшие сведения об этикете содержатся уже в «Поучениях Кагемни фараону Снофри», которым около пяти тысяч лет [4].

Как видим, во всех вышеуказанных примерах речь идёт об общих правилах поведения и правила речевого поведения объединены, мы же будем вести разговор в основном о речевых правилах, т.е. о речевом этикете.

1.2 Основа речевого этикета и факторы, определяющие его формирование

Речевой этикет представляет собой широкую область стереотипов общения.

В процессе воспитания человек, становясь личностью и все более совершенно овладевая языком, познает и этические нормы взаимоотношений с окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает культурой общения. Но для этого надо ориентироваться в ситуации общения, строить текст в соответствии со стилистическими нормами, владеть устными и письменными формами общения, а еще и владеть всей гаммой невербальных средств коммуникации, о которых речь впереди.

В каждом обществе этикет постепенно развивался как система правил поведения, система разрешений и запретов, организующих в целом морально-нравственные нормы: оберегай младших, заботься о жене, уважай старших, будь добрым к окружающим, не обижай, не оскорбляй зависящих от тебя, будь трудолюбивым, совестливым - и т.д.

Л.А. Введенская в своей книге «Русский язык и культура речи» даёт следующее определение этикета: «Этикет представляет собой совокупность принятых правил, определяющих порядок какой-либо деятельности» [8].

Естественно, что этикет и речь связаны теснейше. Это описывает В. Е. Гольдин в книге «Речь и этикет». «Манера речи, стиль, разрешение или запрет говорить одно и не говорить другое, выбор языковых средств как помета своей принадлежности к среде - все это заметно в наших повседневных речевых проявлениях» [11].

Итак, речевой этикет: есть ли точное определение речевого этикета? Л. А. Введенская в своей книге «Русский язык и культура речи» даёт такое определение речевому этикету: «Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения» [10]. Н. И. Формановская дает такое определение: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности» [21].

Какие же факторы определяют формирование речевого этикета и его использование? Л. А. Введенская так определяет эти факторы:

· Речевой этикет строится с учётом особенностей партнёров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера [10].

· Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это могут быть презентация, конференция, симпозиум, совещание, консультация, юбилей или другой праздник [15].

Основу речевого этикета составляют речевые формулы, характер которых зависит от особенностей общения. Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную часть. В связи с этим формулы речевого этикета разделяются на 3 основные группы:

· речевые формулы для начала общения

· речевые формулы применяемые в процессе общения

· речевые формулы для окончания общения.

Кроме того, речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. Особенностью русского языка является наличие в нём двух местоимений - «ты» и «вы», которые могут восприниматься как формы второго единственного числа. Выбор той или иной формы зависит от...

Другие файлы:

Информационные ресурсы глобальной сети Интернет
Понятие, развитие, формы организации Интернет. Сеть Интернет как информационный канал. Особенности средств массовой информации в глобальной сети, ее ф...

Речевой этикет урока
Основа и история возникновения речевого этикета, факторы, определяющие его формирование. Правила и нормы речевого этикета. Особенности при дистанционн...

Преимущества и проблемы глобальной сети Интернет
Понятие Глобальной сети Интернет и основные принципы ее формирования, этапы данного процесса и его современное состояние, оценка дальнейших перспектив...

Интернет как иерархия сетей. Протоколы, адресация, доменные имена, сервисы интернет
История возникновения глобальной компьютерной сети интернет. Компьютеры-серверы и компьютеры-клиенты. Провайдеры интернет и их сети. Доступ в интернет...

Структурно-семантические особенности выражения соболезнования в немецком языке
Речевой этикет и ритуал, их соотнесенность. Функции и внешняя типология речевого этикета. Группы и единицы речевого этикета и их употребление. Группа...