Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Музыка

И.С. Бах. Токката и фуга d-moll

Тип: реферат
Категория: Музыка
Скачать
Купить
Творчество Иоганна Себастьяна Баха, особое место среди произведений для органа "Токката и фуга d-moll". Основная драматическая мысль, изложенная в начале. Форма произведения. Использование темы, как в экспозиционной форме, так и в различных её вариантах.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

И.С. Бах. Токката и фуга d-moll

Вступление

Творчество Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750) составило целую эпоху в развитии музыкального искусства. Спустя три столетия сохраняется интерес к его музыке, не угасает и вызывает живой отклик и у слушателей, и у исполнителей, и у исследователей музыки.

И.С. Бах оставил огромное творческое наследие, включающее в себя самые различные жанры. Это как вокально-драматические произведения, так и инструментальные (для клавира, скрипки, виолончели, флейты, лютни и др.). Особое место занимают произведения для органа. При жизни И.С. Бах был известен именно как выдающийся органист, потому трудно найти в этой области более совершенной музыки для этого инструмента, как в техническом, так и в художественном плане.

Особое место среди произведений для органа занимает «Токката и фуга d-moll», написанная в 1709 году во второй Веймарский период. Она является вершиной мастерства композитора, представляя собой органичный сплав полифонии и гомофонии.

1. Образный строй

В «Токкате и фуге d-moll» мятежный дух нашёл свои законы формы.

В токкате основная драматическая мысль, изложенная в начале, связывает нагромождённые друг на друга пассажи, развивающие тему. Музыкальный язык токкаты отличается экспрессивностью воздействия, образной и смысловой наполненностью. В конце токкаты утверждается основная тема.

Фуга более упорядочена, стройна. Основная мысль, изложенная вначале, развивается на протяжении всей фуги и поэтому оставляет слушателя в напряжении до последнего аккорда. Основная тема развивается без изменений, напряжение и смысловое наполнение осуществляется за счёт сквозного динамического развития и уплотнения фактуры. Когда развитие темы достигает своей кульминации, Бах выводит речитатив, по музыкальному языку близкий токкате, таким образом, утверждая основную мысль.

Слушая эту музыку, с первых аккордов мы входим в оцепенение, оставляя нас в напряжении до конца, Бах в своей музыке призывает к борьбе. Он как будто уже знал, что ждёт нас в будущем.

Бах был глубоко религиозным человеком, а в библии так же написаны грядущие беды. Возможно, он хотел донести предупреждение своей музыкой.

2. Форма произведения

Токката и фуга d-moll изложена в контрастно-составной форме и состоит из двух самостоятельных частей.

Токката написана в концертном, виртуозном стиле, имеет свободное импровизационное изложение. Основная тема, данная в начале, развивается мелодически и гармонически на протяжении всего произведения, оставляя слушателя в напряжении до конца аккорда.

В мотиве заключено основное устремление, прообраз движения, господствующего на больших протяжениях и сообщая характер всему произведению. Мелодическая тема состоит из коротких мотивов. Благодаря стремительной силе движения и заключенному в мотиве напряжению, он воспринимается только в связи с его дальнейшим развитием и переработкой.

Для выражения величественной торжественности И.С. Бах широко использует в инструментальных произведениях средства вокальной музыки, речитатив, связанный всегда с патетической декламационностью, использующей огромное разнообразие ритмики, интервалики и фразировки, и наполненный выразительными «возгласами». Речитатив становится средством индивидуализации интонаций. Речитативный характер движения, относительно свободный от метрических рамок, в существенной мере связан с импровизационными моментами в творчестве И.С. Баха. Линеарное развитие является контрастом, опирающимся на аккорды гомофонии. Происходит непрерывное развёртывание.

Фуга у Баха получила широкое распространение как часть крупного вокального и инструментального произведения - мессы, оратории, кантаты, сонаты.

Ш.С. Асланишвили новизну баховской фуги определяет так: «Использование темы, как в экспозиционной форме, так и в различных её разработочных вариантах и строгая система последовательности в развитии всей формы было тем новым, что внёс Бах в форму фуги».

Фуга Баха испытывает влияние прочих применявшихся им форм, так как и эти формы находятся под воздействием фуги, её экспозиционных (тема-ответ) отношений. Тема - ответные отношения иногда переносятся Бахом в послеэкспозиционную часть фуги, на что указывал С.И. Танеев: «Вступления темы (и ответа) могут быть сгруппированы так, что один голос вступает с темой непосредственно после другого или, будучи отделён краткой кодой, подобно тому, как это встречается экспозиции фуги».

В данной фуге реализуется, характерный для фуг Баха вообще, принцип частного и планомерного повторения краткой темы, объединяемого в экспозицию при кварто-квинтовых отношениях, а потом свободно проходящего и по разным тональностям, и чередующегося с интермедиями.

В.Л. Протопопов пишет: «Динамика формы в баховской фуге складывается из постоянного взаимодействия и, если можно так сказать, борьбы двух начал: тонального и архитектонического. Несовпадение их служит источником текучести, в которой реализуется полифоническое качество музыки. Нельзя игнорировать архитектоническое строение фуги, равно как и тональное. В их совместном действии развивается музыкальная мысль Баха. Только при этом условии мог реализоваться общий принцип «единовременного контраста», в котором заложено и устремление вперёд, и сдерживание эмоции».

Реализуя принцип частного и планомерного повторения темы, Бах свободно меняет не только ладовое наклонение, но и другие элементы мелодии, которая приспосабливается к гармоническому движению.

Экспозиции баховских фуг делятся на два вида: сомкнутые и разомкнутые. В первом случае проведения темы и ответа следуют друг за другом без всякого промежутка (связки, интермедии). Экспозиция данной фуги относится к разомкнутому виду, когда между проведениями темы и ответа есть связка, определяющая третье проведение темы:

бах токката фуга тема

Данная связка позволяет развивать тему, расчленив её на отдельные интонации, а третьем проведением вновь собрать их воедино.

Средствами контр-экспозиции является варьирование темы в форме инверсии, введение интермедии. Проведение темы в виде инверсии охватывает все голоса.

Если сама тема фуги не контрастна и дальнейшее развитие в фуге протекает также не контрастно, то отрицать наличие контрастности в творчестве И.С. Баха вообще нельзя. Эта контрастность осуществляется противопоставлением прелюдии и фуги, различных по характеру. Контраст даётся в крупных масштабах, большими частями, а не в пределах миниатюрной темы или даже целой фуги.

В.Л. Протопопов в книге «Принципы музыкальной формы И.С. Баха» предлагает классификацию фугированных форм И.С. Баха, исходя из признаков жанра.

I. Фуга - как жанр самостоятельных произведений; самостоятельных частей в малом и большом инструментальном цикле; в вокальных произведениях (кантата, месса и т.д.). Наиболее частой формой является простая, в которой экспозиция находит продолжение в развивающим разделе. Несущественно сколько частей в этом разделе, важно наличие или отсутствие репризы, всегда начинающейся с темы.

Сложные формы возникают при da capo. Здесь возможны двухтемные фуги, в которых вторая тема имеет собственную экспозицию. Если не объединяются в контрапункте, то форма остаётся двухчастной, при соединении их - трёхчастной. Возможны и иные варианты структур в зависимости от тематического строения. Форма фуги приобретает разнообразный характер, если тема возвращается в главную тональность в средней части фуги (благодаря чередованию темы с интермедиями). Фуга с её монотемностью давала возможность получения однотемной сонатности.

II. Фуга - как метод (фактура) изложения в инструментальных произведениях, относящихся к другим жанрам и обладающих формой старинной двух- и трёх - частной, с репризой или без репризы (жиги, части сонат). Обогащение старосонатной формы посредством внесения фугированного изложения, по-видимому, находилась в русле более общей тенденции перерастания старинной двухчастной формы в старосонатную, которую можно обнаружить у Баха.

III. Фуги, выступающие в композиционном единстве и непрерывном движении с другими жанрами - прелюдией, хоралом и т.д. Большое разнообразие форм.

Таким образом, данная фуга относится к первому типу, изложена в простой форме с репризой.

3. Анализ музыкального языка

Музыкальный язык Баха представляет собой органический сплав полифонии с гомофонией при различной степени преобладания одного из складов. Это зависит от жанра произведения. Проблема голосоведения, вопросы соотношения мелодико-интонационной стороны с аккордовой вертикалью неизбежно встают перед исследователем гармонии Баха.

Большое воздействие на музыкальный язык Баха, и в частности на его гармонию, имел протестантский хорал, а также немецкая музыка и музыка других народов. Хоралы Баха имеют характерные особенности: специфическая роль диатоники и связанное с ней широкое применение побочных ступеней и натуральных доминант в миноре. Во многих хоралах имеет место ярко выраженная плагальность в смысле направления гармонического развития в сферу субдоминанты, а также и двойн...

Другие файлы:

Элегия и токката для фортепиано
В сборник вошли "Элегия" и "Токката" композитора чехословацкого композитора Эугена Сухоня (р. 1908 г.)....

Фуга. Руководство по практическому изучению
Фугой называется самостоятельное по жанру музыкальное произведение, основанное на приёмах имитационной полифонии и в своём развитии связанное с многок...

Скерцо. Прелюдия и фуга. Для аккордеона (2 сборника)
Вашему вниманию предлагаются 2 нотных сборника композитора Чеслава Зыха (Чеслава Жиха): "Скерцо" и "Прелюдия и фуга". Для аккордеона....

Эволюция "малого барочного цикла": прелюдия и фуга в творчестве композиторов – предшественников И.С. Баха
Анализ эволюции, пути формирования малого (полифонического) барочного цикла на примере творчества композиторов "добаховского" периода. "Малый цикл" ка...

Анализ формы полонеза A-dur Г. Венявского
Характеристика и эволюция жанра полонез. Эволюция жанра полонез в творчестве Ф. Шопена и М.К. Огиньского. Особенности формы полонезов A-dur Г. Венявск...