Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Музыка

Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки

Тип: дипломная работа
Категория: Музыка
Скачать
Купить
Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыкиДипломная работа студента 5 курса И 5- М группы очного отделения Блужиной Юлии Вячеславовны Ставропольский государственный педагогический институтСтаврополь 2003Введение«Музыка – откровение более высокое, чем мудрость и философия.Музыка должна высекать огонь из души человеческой.Музыка – народная потребность»Людвиг Ван Бетховен.Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом - это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно, - формирование вкуса.Учащиеся могут стать подлинными любителями серьезной музыки, но главное – они должны стать культурными слушателями, активно и с интересом воспринимающими настоящую музыку, способными иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение к услышанному.Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания и осознания ценных в художественном отношении интонаций музыки разных эпох и стилей, у них формируются основы музыкального вкуса.Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, школьники приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков способствовало формированию их предпочтений, интересов, потребностей, музыкального мышления, воображения, вкусов.Проблемой становления музыки как искусства занимались О.А.Апраксина, О.П. Радынова, Г.Я. Лешакова, В.С. Уколов, Е.Л. Рыбалкина, Л. Школяр, А.Г. Юсфин и многие другие ученые и педагоги.Проблемой формирования музыкально вкуса занимались Б.А. Бечак, Л. В. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко, Д.Б. Кабалевский, О. П. Радынова и др. В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием. Проблема развития музыкального вкуса школьников привлекает внимание многих исследователей. Несмотря на многочисленные работы в этой области, она все еще продолжает оставаться актуальной.Проблема заключается в отсутствии музыкальной культуры подрастающего поколения, а значит и музыкального вкуса.Сейчас люди живут в такое время, когда музыку можно услышать практически везде. Этому способствуют радио, телевидение, а также появление множества легкодоступного музыкального материала (аудио кассеты, диски, видео записи).Вместе с этой легкодоступностью происходит обесценивание музыки. Она превращается в практически не воспринимаемый шум. Люди просто отвыкают слушать музыку всерьез.Воспитание детского музыкального вкуса – вопрос сложный и мало изученный. Наблюдая детей, легко убедиться в том, что одни из них предпочитают петь или танцевать, играть на музыкальных инструментах или слушать музыку. Это говорит о разнообразии детских вкусов, которые необходимо постоянно развивать и совершенствовать.Ребенок получает с детства самые разные музыкальные впечатления, привыкает к языку народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох.Для того чтобы музыкальное развитие шло наиболее успешно, необходимо использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку - классическую и народную.Проблема существенно видна, а значит, ей необходимо уделить больше внимания.Тема нашей дипломной работы: «Развитие музыкального вкуса у младших школьников»Целью нашего исследования является формирование музыкального вкуса и интереса школьников к высокохудожественной музыке, через знакомство с различной по стилю и направлению музыкой.Объектом исследования служит организация музыкального воспитания школьников.Предметом данного исследования служит процесс развития музыкального вкуса школьников.Анализ отечественной и зарубежной музыковедческой, педагогической литературы по изучению проблемы развития музыкального вкуса позволил выдвинуть следующую гипотезу: если проблема развития музыкального вкуса у школьников так значима, то необходимо построить так свою деятельность, чтобы суметь заинтересовать их высокохудожественной музыкой, через знакомство с различными стилями и направлениями музыки.В работе поставлены и решены следующие задачи:изучить работы, научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов;путем эксперимента выявить уровень развития музыкального вкуса учащихся 4 классов общеобразовательной школы;провести работу по формированию интереса и вкуса школьников;доказать эффективность выдвинутой нами гипотезы.В работе использовались основные принципы дидактики:сознательности и активности;доступности;наглядности.Специфика объекта и предмета исследования определили необходимость использования разнообразных методов:теоретический анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования;тестирование детей с целью диагностики уровня достижения катарсиса;протоколирование высказываний и пояснений детей;экспериментальная работа (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты).База исследования: ГОУ СОШ № 39 г. Ставрополя, 20 учащихся 4 класса «А», учителя школы. Теоретическая значимость исследования:Практическая значимость: Структура работы: общий объём работы составляет 95 страниц; работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Литература насчитывает 41 источник.Глава 1. Теоретические основы организации развития музыкального вкуса у младших школьниковТеоретический анализ становления музыки в истории человечестваПрежде, чем рассматривать влияние музыки на формирование вкусов ч...
Другие файлы:

Работа над музыкальным образом на уроках музыки в младших классах
Психолого-педагогический аспект восприятия музыкального произведения младшими школьниками. Методические особенности работы над музыкальным образом на...

Развитие музыкальности детей младшего школьного возраста в процессе элементарного музицирования
Психолого-педагогические основы развития музыкальности детей младшего школьного возраста в процессе элементарного музицирования. Восприятие как основа...

Влияние детско-родительских отношений на нравственное развитие детей младшего школьного возраста
Семья и моральное развитие как психолого-педагогическая проблема. Особенности нравственного развития детей младшего школьного возраста. Взаимосвязь ме...

Развитие памяти и внимания у учащихся младших классов на уроках музыки
Сущность понятий память и внимание, их психолого-педагогическая характеристика. Особенности развития памяти и внимания у детей младшего школьного возр...

Развитие у младших школьников восприятия современной "детской" музыки
Психологические особенности и педагогические проблемы развития музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста. Специфика "детской" музыки...