Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Развитие памяти и внимания у учащихся младших классов на уроках музыки

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Сущность понятий память и внимание, их психолого-педагогическая характеристика. Особенности развития памяти и внимания у детей младшего школьного возраста на уроках музыки, методы, способы реализации данного процесса в музыкальной деятельности учащихся.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Курсовая работа

Развитие памяти и внимания у учащихся младших классов на уроках музыки

Введение

музыкальный внимание память урок

Одной из важнейших проблем в младшем школьном возрасте является развитие психических процессов: памяти и внимания. Развивать и совершенствовать внимание и память столь же важно, как и учиться письму, счету и чтению.

В школьном возрасте внимание и память, как и все другие психические процессы, претерпевают существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Суть этих изменений состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Одним из обязательных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного внимания и памяти. Дети, начинающие обучение в начальной школе, очень часто страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. При достаточном развитости внимания все мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняют аккуратно и четко, ребенок в состоянии контролировать свое поведение, ставить цели деятельности, планомерно решать поставленные задачи.

В каждой из работ по музыкальному обучению, воспитанию, развитию детей всегда учитывается обязательное и необходимое участие внимания и памяти в процессе исполнения музыкальных произведений, их слушания и восприятия, а так же в процессе осознания музыки, рассуждения и размышления о ней.

Значение памяти и внимания в процессе обучения детей младшего школьного возраста на уроках музыки в общеобразовательной школе очень велико. Ни один из видов музыкальной деятельности (слушательская, исполнительская, творческая и д.р.) не мог бы быть осуществлен вне тех или иных проявлениях внимания и памяти. Но насколько велико это участие, каковы основные и наиболее эффективные механизмы развития и совершенствования этих способностей у детей, насколько и какими способами можно повысить возможности и умения преподавателей, учителей музыки и направлять процессы памяти и внимания школьников для наиболее эффективной и продуктивной работы на уроках и внеурочное время - эти вопросы по сей день остаются открытыми.

Таким образом, возникает противоречие между значением процессов внимания и памяти в музыкальной деятельности и отсутствием целенаправленной и организованной деятельности педагогов направленной на формирование и развитие внимания и памяти младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе. По причине недостаточной изученности процессов совершенствования развития памяти и внимания у учащихся в процессе музыкальной деятельности, встает проблема разработки и развития различных методик развития памяти и внимания в различных видах музыкальной деятельности. Возникает необходимость поиска и разработки соответствующих способов, приемов и принципов развития внимания и памяти у учащихся младших классов на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Разработкой проблемы развития внимания и музыкальной памяти школьников занимались М.Г. Арановский, А.В. Ражников, В.Н. Петрушин и другие. В работах ученых затрагиваются отдельные стороны развития внимания и музыкальной памяти. Также огромную ценность представляют работы В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, М.С. Старчеус, в которых раскрываются сущности внутренней природы музыкальной памяти. В работах Т.А. Барышевой, В.К. Белобородовой, Л.В. Горюновой, А.А. Пиличаускаса раскрывавются особенности развития музыкальной памяти в разные возрастные периоды и методы формирования музыкальной памяти школьников.

Цель: разработать методы, способы, приемы развития внимания и памяти у учащихся младших классов на уроках музыки для совершенствования уровня музыкального развития и воспитания детей.

Объект: процесс музыкального обучения учащихся младших классов на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Предмет: развитие внимания и памяти младших школьников в процессе музыкального обучения на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Задачи:

- Определить сущность понятий памяти и внимания. Выявить их психолого-педагогическую характеристику.

- Проанализировать особенности развития внимания и памяти у младших школьников на уроках музыки.

- Выявить методы, способы, приемы, педагогические условия внимания и памяти у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.

1. Сущность понятий память и внимание. Их психолого-педагогическая характеристика

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающий в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательное и длительное сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или в виде деятельности.

Внимание - необходимая предпосылка возникновения и развития мышления и воли человека, фактор активизации процессов восприятия и памяти [6, С. 147].

Внимание - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.). Внимание характеризует также согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющую успешность его выполнения. Внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. С явлением внимания мы имеем лишь дело тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенностей различных психических состояний человека.

Устойчивость внимания у младших школьников выражено слабо и присутствует как бы в своей противоположности неустойчивости. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младших школьников возбуждение преобладает над торможением. Внимание их часто переключается с одного объекта на другой. Поэтому из поля зрения детей необходимо удалить всё, что не имеет отношения к работе на уроке [8, С. 126].

По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. У младших школьников значительно развито непроизвольное внимание, и отличается большой неустойчивостью.

Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, выполняемым деятельности. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими психологическими и психофизиологическими причинами [15, С. 89-100].

В отличие от непроизвольного, произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалась в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем необходимо заниматься. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологически, а социальные: оно не вызревает в организме, а формируется у ребенка при его общении с взрослыми. Несмотря на качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное также связано с чувствами, с интересами, с прежним опытом человека [10, С. 96].

Ряд психологов выделяют еще один вид внимания, который подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но за тем человек как бы «входит» в работу: интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо послепроизвольным [6, С. 177].

При организации учебно-воспитательного процесса в школе необходимо учитывать особенности всех видов внимания. Важную роль в учебном процессе играет непроизвольное внимание. Особенно велика роль непроизвольного внимания в начальных классах, так как у младших школьников слабо развита способность к произвольному сосредоточению.

В младшем школьном возрасте внимание осуществляет отбор актуальных, лично значимых сигналов из множества всех доступных восприятию и за счет ограничения поля восприятия обеспечивается сосредоточенность в данный момент времени на каком либо объекте (предмете, событии, образе, рассуждении). Преобладающим видом внимания младшего школьника в начале обучения является непроизвольное, физиологической основой которого служит ориентировочный рефлекс. Реакция на все новое, необычное сильна в этом возрасте. Ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений.

Внимание младшего школьника тесно связано с мыслительной деятельностью - учащиеся не могут сосредоточить свое в...

Другие файлы:

Развитие творческого воображения младших школьников на уроках музыки
Изучение влияния развивающих игр и упражнений на формирование творческого воображения учащихся четвертых классов. Исследование экспериментальной работ...

Развитие внимания учащихся первых классов на уроках физической культуры
Внимание и его значение в физкультурном образовании младших школьников. Проблема готовности ребенка к школе. Подвижная игра и ее роль в учебной деятел...

Развитие музыкального мышления младших школьников на уроках музыки
Методологические основы развития музыкального мышления младших школьников. Основные принципы взаимодействия ребёнка и педагога в пространстве музыки....

Развитие памяти младших школьников на уроках английского языка
Критерии и уровни развития памяти у младших школьников. Методы и приемы ее развития. Основные принципы организации игры. Средства обучения, обеспечива...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки
Рассмотрение особенностей развития творческих способностей учащихся на уроках музыки. Общая характеристика основных форм обучения: фротальная, группов...